З. ГорынычЪ Совещался между собой. Постановил:

пятница, 05 июня 2009

В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи

15:33 В России уничтожена система образования. Часть 1 и 2
Распространение приветствуется
Фееричное и познавательное обсуждение статьи в Diary Best
В России уничтожена система образования.


Часть 1.


Образование без образования.


То и дело некоторые люди издают панические вопли о разрушении российской системы образования, о пагубности проводимых реформ и т.п. ужасах. Вопли, конечно же, сопровождаются призывами не допустить, сохранить, вернуть «всё взад»… Так вот, эти люди подобны пассажирам корабля, заметившим, что он тонет, когда вода уже заливает верхнюю палубу.

В России НЕ осталось системы образования! Удивил? Тем не менее, это действительно так. Систематическое образование в России ныне дают лишь в крохотном числе ВУЗов уровня МГУ или СПбГУ. Причём не на всяком факультете. И в столь же крохотном числе школ. Да и то, скорее в силу упорного сохранения прежних традиций. Скоро падут и эти островки. И дело тут не в принятии ЕГ или болонской системы. Они всего лишь гвозди, забиваемые в крышку гроба, дабы образование вдруг каким-то чудом не встало оттуда. Дело в том, что еще до внедрения всей этой гадости, нашу СО четко и планомерно умертвили, погрузив ее в тот же непрекращающийся системный кризис, в котором находится образование западное (о нём см. постскриптум).

В чем же суть этого процесса? На самом деле всё гениально просто. Чтобы превратить отлаженную и качественную систему образования в аморфное нечто, дающее «диплом ни за что» достаточно провернуть в государственном масштабе всего лишь две простейших операции и сделать одну «бяку», которая отвлечёт внимание. Во-первых, надо подменить образование обучением. Во-вторых, превратить систематическую работу СО в хаотическую. То есть обеспечить непрерывную ротацию образовательных программ в сочетании с их информационной перегрузкой.

читать дальше




Распространение приветствуется

Часть 2.
Кризис преподавания в России.



Как иллюстрацию к первой части рассмотрим ситуацию вокруг образовательных кадров. Ведь я упоминал, что проблема учителя достойна отдельной статьи. К тому же в выводах было отмечено, что Россия острейшим образом нуждается в людях, способных создать новую школу. Школу, ориентированную на качественное формирование человека, дающую твердые принципы, с прочным идеологическим фундаментом. Школу, которой у нас нет и в которой мы так нуждаемся. Люди, способные создать такую школу - это те самые, что на деле сеют «разумное, доброе, вечное». О чём так много говорят и что в реальности отсутствует в нашей системе образования. Но всё-таки напомню – это частный случай, связанный с общей ситуацией в системе образования. И говоря об исправлении описанных ниже проблем – надо говорить об исправлении всей СО в целом.

«Большинство российских учебных заведений умело превращены в фабрики по штамповке «типовых разжиженных мозгов». По штамповке людей без реального образования. Людей практически не способных к настоящей созидательной деятельности на благо себя и отечества. В России нет ни одной школы, ни одного ВУЗа, нацеленных образовать человека. Практически все школы и ВУЗы ориентированы на создание плебса. При таком образовании, даже у потенциальных масштабных людей стремления формируются исключительно потребительские. Они способны в ремесле и не способны объять разумом целое – нет у них навыка думать в таком масштабе. Для них эта статья наполнена бредом. Отсутствие широко элитного образования оправдано, так как большинство не имеет талантов, чтобы понять всё. Однако это не значит, что большинство не
нуждается в образовании» (из первой части).

читать дальше

С уважением, искренне Ваш З. ГорынычЪ, преподаватель истории.
06-07.06.2009

@темы: кризис образования, образование, Мысли, Политика, Статьи

URL
Занятное сейчас в Корее отношение к иностранцам. Им чре...
Иду сегодня на Словения - Южная Африка. Вперед, братья...
в нашем доме открылся секонхенд, это сказка я бегала по н...
Сегодня наконец вставил батарейку в часы, на новую работу...
Оказывается можно убедить себя, что ты не устал, и устало...
Ты мучаешься над идеей или задачей, исписываешь горы бума...

11.06.2009 в 15:32

11.06.2009 в 15:32
ОБЖ - аналогично
А обж не включает в себя то, что ты подразумевал под болезнями и способами их лечения?
URL

11.06.2009 в 16:06

11.06.2009 в 16:06
-DRACO- - почти повсеместно - нет(
URL

11.06.2009 в 16:12

11.06.2009 в 16:12
Учитывая, что ты вводишь новые предметы и новые сути этих предметов, то проще было бы включить твою "болезни и их лечение" в обж. То есть в предмет обж внести новый смысл, дополнить программу.
URL

11.06.2009 в 17:02

11.06.2009 в 17:02
-DRACO- - с этим я согласен.
URL

11.06.2009 в 22:36

11.06.2009 в 22:36
-DRACO-
вы будете смеяться: никогда в школе не скачивал рефераты из инета. более того, никогда не скачивал их, учась в универе.

Ману
насчет контурных карт: извините, подозреваю, что вы просто не знаете, какие задания можно выполнять с ними, иначе бы не стали писать про зубрежку. и касаемо всех остальных заданий то же самое - они могут весьма разнообразны и уж точно отсутствовать в интернете. примеры привести?
насчет информатики и обж - да, признаю, забыл. музыку - в мхк.
физика и химия - с 7го, имхо, даже обсуждать нечего.
геометрия и алгебра возникают из математики - также в 7ом.
URL

11.06.2009 в 22:39

11.06.2009 в 22:39
вы будете смеяться: никогда в школе не скачивал рефераты из инета
Во-первых, это ты, а не они. Во-вторых, я тоже не скачивал, потому что интернета не было. Да и комп появился только в девятом классе.
URL

12.06.2009 в 02:22

12.06.2009 в 02:22
-DRACO- и какое отношение это лирическое отступление имеет к делу?)
URL

12.06.2009 в 19:33

12.06.2009 в 19:33
Renaissance_Art - географию я изучал чисто для себя и очень усердно - поверьте - я знаю о чём говорю - контурные карты не дают знаний, если не усваивать информацию. Они максимум что для закрепления материала по отношению к местности (а тем, кто может спроецировать карту мысленно - вообще лишняя марока).
Про точные предметы - а разве подростки на столько тупы, что ничего не понимают до 14 лет (типа: паспорт получил - иди учись?)?
URL

12.06.2009 в 19:44

12.06.2009 в 19:44
Ману, а русский язык слабо для себя изучить? Так, для разнообразия?
URL

12.06.2009 в 19:51

12.06.2009 в 19:51
Mushu - вроде как всё нормально и без ошибок. А если Вас смущает моя манера общения - "вперёд и с песней"...
URL

12.06.2009 в 20:15

12.06.2009 в 20:15
Ману, когда решу для себя "вперёд и с песней", тогда и пойду.
Именно с ошибками. Манеры меня мало волнуют, хотя, контурные карты в своё время мне нравились, просто люблю рисовать.
Если взять только последний комментарий и опустить пунктуацию (бог с ней), то, во-первых, марока пишется через "о", а во-вторых, на столько, в данном случае, пишется вместе.
:ps: Да, я зануда.
URL

12.06.2009 в 20:21

12.06.2009 в 20:21
Mushu - вот именно - только как рисование и годится...
Ошибки частного случая? Ну чтож - посмотрим на тебя, когда правила подзабудешь, а пока что - да, увы - пишу с ошибками частного порядка (ибо тонкости правописания меня не интересуют - гораздо важнее в целом верно писать и пунктуацию соблюдать).
URL

12.06.2009 в 20:33

12.06.2009 в 20:33
Ману, а чем плохо рисование? Рисовать почти все дети умеют, заодно и запомнят, где что рисовали-раскрашивали.
Жаль разочаровывать, но я вообще правил не знаю. Учительница русского языка была в ярости, но подловить на ошибках ни разу не смогла. Сейчас могу описаться, конечно, или опечататься... Бывает. :)
Просто для меня неправильно написанное слово или словосочетание "криво выглядит". Ну, как если бы красным шрифтом написано было.
URL

12.06.2009 в 21:52

12.06.2009 в 21:52
Ману
В комментах на дайрибесте:
- Я не считаю, что человек-владелец завода, нанявший работников и выплачивающий им зарплату, присваивает их труд.
- Присваивает-присваивает. Ровнехонько на размер прибыли завода.

И вы мне говорите, что экономику неэкономистам учить не нужно? :nail:
URL

13.06.2009 в 09:26

13.06.2009 в 09:26
Mushu - это хорошо, коли так... частенько таких людей встречаю.

Каймирэ - нужно. От чего же не нужно то? Но без фанатизма; как доп. литературу.
URL

14.06.2009 в 01:09

14.06.2009 в 01:09
Ману как связано то, что вы изучали географию для себя (усердно) и то, что существует множество обр.методик и заданий по работам с картами, о которых вы не имеет ни мал.представления?)
URL

14.06.2009 в 20:58

14.06.2009 в 20:58
Смотрю начался бред и флуд. От дальнейших комментариев воздержусь за неимением смысла таковых.
URL

15.06.2009 в 08:50

15.06.2009 в 08:50
и какое отношение это лирическое отступление имеет к делу?
Такое же, какое и ты.
URL

19.06.2009 в 16:21

19.06.2009 в 16:21
З. ГорынычЪ
На самом деле такие «знания» создают не человека, а биовинтик для экономической машины. - собственно, в этом и суть.
URL

22.06.2009 в 20:16

22.06.2009 в 20:16
так, это у вас_)
у нас, мля, если не тупее, то уж точно не лучше. :chainsaw:
Я в след году выпускаюсь ( в школе, лан, я в нормальной учусь), так у нас вместо ЕГЭ ( это еще по-божески),
у нас тесты ЕНТ.:protest:

ТАм вообще тупое и механическое заучивание ВСЕХ вопросов в тестовикахИ все.
А потом разговоры, типа, а почему студенты метил от диметила, млин, отличить не в состоянии... :hmm:
URL

23.06.2009 в 13:10

23.06.2009 в 13:10
а в чем разница? /нас такому не учили/
URL

23.06.2009 в 22:28

23.06.2009 в 22:28
Взял к себе на raznomir.info/raznomysli.php
URL

25.06.2009 в 17:08

25.06.2009 в 17:08
Big_Pillow берите, берите:)
URL

25.06.2009 в 18:09

25.06.2009 в 18:09
Знаете, не могу определиться в своем отношении к "непрофильным" предметам в ВУЗах. Считаю, что они важны, как раз для формирования системности взглядов и умения думать, вот только преподаются "для галочки", так же как и почти все предметы - в школах. Нет, выбор предметов - замечательно, но для человека, уже дозревшего, не после нашей школы, которая в лучшем случае научит сдать экзамены. В то же время, человек должен быть очень одаренным, чтобы быть в состоянии сформироваться к 17-ти годам за время школьного обучения. Честно, более-менее понять смысл большинства литературных произведений, пройденных в школе, мне удалось только после перечитки - в сознательном возрасте. Может быть, у других не так, может я глупая, не знаю. Нет, литературы в нашем Загибающемя, Но Раньше Довольно Знаменитом Техническом Вузе не было, а вот тому, что были история, философия и прочие политологии с экономиками - я рада. Преподавались они, как я уже сказала, в основном "для галочки", так что рада в основном за то что на эти пары можно было опоздать, нормально таки пообедав, поспать, почитать. Но-все-таки, кое-что я из этого обучения вывнесла. На самом деле, очень благодарна этому Загнивающему Знаменитому Техническому Вузу, за то, что там еще есть система, способная восстановить мозги (но может, если не восстанавливать - могло бы быть и лучше) после зомбирующей школы, где говорили "Интеграл?.. [что-то со смыслом забей], это такая длинная хрень, похожая на букву S, в экзаменационных задачах ее теперь нет". Ну и тем нескольким преподшам, которых считали маразматичками, да ими они и были, но которым было не наплевать что творится у нас в башках, кем мы варастем, они и пытались, в меньшей степени, научить нас думать, в большей - впихнуть свои идеи. Это неправильно, но без этого бы было совсем плохо)). Некоторым представителям семейства - тоже спасибо, другие - замечательные, чудесные люди, но они были настроены именно на "получение аттестатов".
Пора бежать. А ВУЗ загнивает - потому что загнивает, у людей очень ограниченный срок службы, хотя вроде вот как раз сейчас что-то началось делаться в этом направлении, но посмотрим, верить то хочется, а получится ли - есть сомнения.
з.ы. Мос специальность требуеткак-раз большого количества спецзнаний, которых мне на 1/3 недодали, на 2/3 я не смогла, частично не захотела взять. В ней знания обновляются с неимоверной скоростью, так что второстепенные предметы мешают, а способность учиться нужна. А что я могу прийти на большое количество мест, (много-чему научиться) и спокойно там работать - тоже остатки сформировавшегося до последних лет подхода к обучению. Эк хвалебная речь. А основная специальсть мне интересна :depress:
URL

13.07.2009 в 15:37

13.07.2009 в 15:37
З. ГорынычЪ
>>а в чем разница? /нас такому не учили/
Эх, гуманитарии... :) Это ж элементарно: метил -- это одна группа -СН3 в веществе, диметил -- две таких группы. По отдельности, строго говоря, не употребляются, только в составе сложных названий органических веществ. Например, метилбензол С6Н5СН3 (он же толуол) или диметилкетон (СН3)2СО (он же ацетон).

По поводу статьи: согласна. Образование ещё кое-где и кое-кто пытается давать, но как только этим энтузиастам всё насточертеет (или, прости господи, что скажешь, помрут они), настанет полная задница.
Я лично знаю некоторых преподавателей от природы: они пытаются не только донести своим студентам знания, они пытаются привить тягу к самообразованию, они пытаются ещё хоть как-то сформировать из этих недотёп настоящих людей с высокими моральными принципами... Только на 8 тысяч доцентской зарплаты далеко не всегда хочется этим заниматься. И некоторые из этих преподавателей иногда всерьёз думают о том, чтобы пойти торговать трусами перед зданием городской администрации.
Учителей такого уровня в своей школе я, наверное, и вспомнить не смогу. Хотя одна из наших химичек близка...

По поводу гендерной составляющей: моё мнение таково, что учителя должны быть обоего пола, но всё-таки с преобладанием женщин, особенно в начальной школе. Всё-таки первоклашкам сложно бывает адаптироваться к свалившейся на них нагрузке, а справедливая и обаятельная женщина-учитель будет хоть как-то ассоциироваться с любящей мамой, что помогает справляться со страхами и переживаниями. А со средней школы уже должны быть и учителя-мужчины. Понятно, что у мальчиков на трудах мужчина обязателен. Всякие НВП -- тоже. Но и на общих предметах должны быть нормальные грамотные мужики. Всё-таки девочки должны ещё со школы учиться правильно вести себя при мужчинах (колготки-прокладки не обсуждать, хорошо выглядеть и т.п.), а одноклассники в таком возрасте на мужчин ещё не тянут. :) Да и успеваемость выше будет, когда учитель -- строгий мужчина, перед которым провиниться (не сделать домашку) совсем не хотелось бы. А женщины-учителя должны показывать девчонкам, как себя вести нужно. С мальчиками аналогично, только мужчина-учитель должен подавать пример, а женщина-учитель должна быть недостижимым идеалом, преед которым хочется всегда быть на высоте.
URL

13.07.2009 в 15:48

13.07.2009 в 15:48
Совсем забыла ещё вот что: со списком предметов, предложенным Ману, согласна, только лечение заболеваний заменила бы на основы медицинской помощи (что не отменяет краткого экскурса в мир лекарств, особенно но-шпы и активированного угля), а английский язык не только на базовом уровне предложила бы, но и на узкоспециальном (особенно в ВУЗах, но и в старших классах школы тоже не помешает, если это класс с каким-то "уклоном"). Хоть я и терпеть не могу этот язык, но на узкоспециальном изучении настаиваю. Мне, например, совершенно непонятно, почему мы в универе два года(!) читали по каким-то перексеренным по двадцать раз учебникам, как некие Род и Барбара не могли никак разобраться в своих отношениях, зато в плане химии у нас максимум раз в два месяца было какое-нибудь "домашнее чтение" по задрипанным учебникам, где мы новой информации (в т.ч. в плане химической лексики) не узнавали в принципе. А потом к диплому приходилось перелопачивать кучу иностранной литературы, да и в аспирантуре 300 страниц статей на перевод нужно было предоставить. Вот и учили самостоятельно... Почему б не включить изучение специальной литературы в программу? Эх, сразу отвечу: потому что преподы не знают специфики научного языка. А мы мучаемся.
URL

13.07.2009 в 18:09

13.07.2009 в 18:09
СолнЦ - спасибо.
URL

14.07.2009 в 23:43

14.07.2009 в 23:43
Насчет проблемной ситуации с педвузами согласен. Попробую разобрать "по полочкам":

...в педвузы идут те, кто по ряду причин не имеет возможности поступить на обучение более престижной специальности...

В целом вроде бы верно, но зачастую все зависит от конкретного профиля и факультета. Что касается, к примеру, иняза (родной факультет), он по сравнению даже с "большим" университетом имеет налет некой "элитности", на которую (особенно в небольших областных центрах типа моего родного Петрозаводска) порой завязаны некоторые городские школы и семьи учителей. Физмат более подходит под описанную ситуацию, туда идет примерно та же публика, что и на соответствующие факультеты университета, но "классом пониже". Вообще, что касается провинции, ситуация сильно зависит от самого города, а так же количества и качества имеющихся в нем вузов. Мурманск, к примеру. Есть один крупный технический университет, несколько разнообразных "морских" профильных вузов (Высшая мореходка, к примеру), а вот педвуз находится на уровне где-то педучилища.
В Петрозаводске ситуация иная, там количество разных высших и среднеспециальных заведений велико, к техническим же можно причислить разве что Колледж железнодорожного транспорта. Есть один "большой" университет - многопрофильный (Петрозаводский государственный) с очень сильным медфаком (который сам тянет на самостоятельное заведение). А еще присутствует большой педагогический вуз, с недавних пор уже не педуниверситет, а академия.
Я все это к тому, что конкретное педагогическое образование сильно зависит от места.

Причем большинство среди них составляют - девушки. Не могу сказать, почему так, возможно из-за глубинных социальных причин или просто из-за проблем с формальной логикой.

Гендерный вопрос опустим, но позволю себе высказать предположение, что костяк нынешних педвузов составляет иняз и филологический, где традиционно учатся девушки. Кстати, последняя тенденция, которую я наблюдаю, парней на обозначенных факультетах становится все больше, что не может не радовать.

Как бы то ни было, даже педвуз при желании позволяет получить неплохое образование

И какое!

...так что наиболее талантливые выпускники, как правило, не идут работать в школу, пробиваясь в других сферах.

Здесь подпишусь под каждым словом. Истинно так. Из всех выпускников нашего университета в школы пошло работать процентов пять от силы.

Таким образом, работать по специальности в большинстве идут те, кто в силу способностей не смог пробиться в других местах. Плюс к ним немного тех, кто считает учительство своим призванием. В результате мы имеем отобранную группу «худших из лучших». Из лучших, потому что еще больше народу вообще не смогло поступить в ВУЗ. Эти «худшие из лучших», придя в школу, готовят новое поколение абитуриентов, со средним уровнем образованности еще меньше, чем в прошлом был у их учителей. Просто потому, что лишь великий Учитель может выучить так, чтобы ученик превзошел его. Абитуриенты второго поколения опять проходят цикл отбора «худших из лучших» и всё повторяется. С годами процесс ускоряется, к концу советской эпохи уже каждый следующий курс каждого ВУЗа в среднем был хуже по успеваемости предыдущего. А за последние примерно 20 лет «демократических» преобразований процесс стал просто лавинообразным. В свое время, мне на четвертом курсе, наш второй, в целом казался даунами, разве что слюни не пускали. Преподаватели от них плакали. И это, заметьте, исторический факультет МГУ! Одного из лучших университетов мира! Да и наш курс не особо блистал, точно не скажу, но количество троечников к концу пятого курса я могу оценить как близкое к 50%. Плюс за годы обучения из 150 человек около 20 были исключены за плохую успеваемость. То же самое происходит в школе.


Логические выкладки верны, но это все равно в общем, без учета местной специфики. Так хочу отметить, что более высокий уровень школьного образования в некоторых регионах по сравнению с соседними может объясняться очень просто - наличием в областном центре сильного педвуза, где умеют преподавать и заранее отбирают кадры из местных школ "для пополнения".

В целом по статье: очень хорошо, но разобравшись с вопросом "кто виноват?" (вернее даже "что виновато?"), вы не разбираете вопроса "что делать?", а без этого статья просто сотрясает воздух. Мне интересно, какую программу действий вы бы предложили? Как вырваться из порочного круга? Хотелось бы послушать.

P.S. У меня есть определенная мысль по поводу элитарности и престижности: Некоторое время назад было очень модно переименовывать все имеющее отношение к образованию в "университеты". Не избежал этого и наш институт, а надо бы заметить, что в Советском Союзе вообще подавляюще преобладали именно педагогические институты (Насчет питерского "герцовника" не уверен, наверное все же университет). Так вот, может это и не всегда было верно с формальной точки зрения, но уже само слово "университет" имеет почти магическую силу, и в определенных условиях это помогает при выборе абитуриентами именно данного вуза. Короче, грамотный рекламный ход, если подумать. В случае с педагогическим вузом это очень сильный фактор при общей "непрестижности" данного типа заведения.

P.P.S. Извините, довольно сумбурно вышло.
URL

15.07.2009 в 16:48

15.07.2009 в 16:48
Black Torn очень, очень не сумбурно! очень, очень конструктивно! Спасибо!
на счет "что делать" идей очень много, причем не у меня одного, но изложить их четкой эффективной программой сложно. Тут надо еще очень серьезно поработать. Да и много посторонних дел, других проектов.
Думаю также, что даже в усеченном виде статья полезна. Признание существования проблемы и ее понимание уже начало пути для поиска решения.
URL

15.07.2009 в 19:05

15.07.2009 в 19:05
З. ГорынычЪ Тем не менее сделана пока даже не половина работы. Наши чинуши от образования заражены западничеством в острой форме. О том, что их надо гнать оттуда в шею - вот с чего надо начать.
URL