В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
22:23
В копилочку.
28.02.2010 в 21:37
Пишет Антон Юрьевич:Актуальные проблемы современной школы
Программного так и не получилось. Слишком много. Книгу можно написать.
Вот мой последний комментарий с педсовета.
Школа в нынешнем ее состоянии не просто не выполняет свои функции, но и стремительно превращается в институт антипедагогический и антиобразовательный, регрессивный. Возможно, я излишне резок в оценках, однако необходимо признать, что:
1). Педагоги некомпетентны. Как я говорил ниже, 3/4 ныне работающих в школе - это люди, плывущие по течению, во всех смыслах: неспособные к самообразованию, планированию и управлению своей деятельностью. Иногда складывается впечатление, что пока учителю не прикажут, он не внесет изменений в процесс. И еще будет оправдываться: мол, а что я могу, как велели, так и преподаю. Кто-то говорил про учителя-творца, хм? Нет, уважаемые, творцы в образовании не работают. Они такого еще сотворят, что в журнал не впишешь и главе комитета на утреннике не покажешь. Нет уж, давайте как раньше, чего вылезать. А инновации, готовые решения к нам сверху спустят.
2). Административно-командная система в управлении школой породит еще немало проблем. Помимо ее косности и заторможенности, она отучает педагога думать и планировать свою деятельность самостоятельно.
3). Школа выполняет несвойственную ей функцию камеры хранения детей, но пугающе быстро осваивается в этой роли. Политический вопрос о том, что нужно государству от школы, я обойду стороной. Но что нужно от школы родителям? Делайте, что хотите, только дайте аттестат. И эта позиция, увы, понятна: у родителей нет возможности повлиять на образовательный процесс, а без аттестата ребенок лишится будущего.
4). Школа не в состоянии реагировать на вызовы развивающегося общества. Ключевые вызовы: неоднородная социальность общества, его рационализация, технологизация и прагматизация. Из-за этого ни школа, ни государство, ни родители не знают, чему нужно учить детей и какие качества в них воспитывать.
5). Общество дезинтегрировано и дезориентировано, не работают формальные социальные лифты, наблюдается отсутствие намека на гражданское взаимопонимание и сотрудничество.
Почему дети не хотят в школу? Там их ждут несуразные взрослые, напряженная монотонная работа, дискриминация учителей и одноклассников... И много, много еще проблем. Они есть не во всех школах. Но во всех школах есть одна, наиболее весомая: современная школа неизбежна, неотвратима и бесполезна. Как служба в армии: в принципе нужно, но в нынешнем виде - лучше бы не было. Чемодан без ручки.
Я, наверное, должен предложить что-то, дабы не быть голословным критиком. Во-первых, родители должны иметь возможность влиять на административный и образовательный процесс: на организацию расписания, питания, дополнительных занятий, и проч. Но для этого нужен новый тип граждан, способный к участию и сотрудничеству. Во-вторых, необходимо разрешить учителям работать самостоятельно. Для этого необходимо провести титаническую работу по обновлению учителей, поскольку учителя нынешние просто не готовы к такой ответственности. Нужно наладить работу педвузов, кадровых служб школ, курсов повышения квалификации и проч. Это также не представляется невозможным. В-третьих, вернуть образованию ценность. В-четвертых, вновь сделать образование социальным лифтом. Невозможно, без глобальных изменений в обществе. В-пятых, необходимо отказаться от директивности в образовании. Для этого нужно быть уверенным, что школа способна к самостоятельному развитию. Но школа не будет способна к самостоятельному развитию в условиях директивности. В-шестых, создать авторитетное сообщество учителей, способное влиять на общественное и государственное мнение. Увы, кто будет слушать нынешнего учителя (хотел написать "современного учителя", но рука дрогнула)? Учитель должен измениться. И мы возвращаемся к пункту "во-вторых".
В общем, современное положение в образовании - система замкнутых концентрических кругов проблем. Решение этих проблем зависит от всех сразу: и от государства, и от общества в целом, и от педагогического сообщества. Это значит, что необходимы коллективные усилия всех. Но в силу целого ряда причин - экономических, социальных, культурных, политических - эти усилия мало того, что слабы, они направлены в разные стороны.
В связи с этим у меня одна надежда: что перечисленные проблемы будут четко сформулированы и донесены до широкой общественности в максимально простом и понятном виде.
URL записиПрограммного так и не получилось. Слишком много. Книгу можно написать.
Вот мой последний комментарий с педсовета.
Школа в нынешнем ее состоянии не просто не выполняет свои функции, но и стремительно превращается в институт антипедагогический и антиобразовательный, регрессивный. Возможно, я излишне резок в оценках, однако необходимо признать, что:
1). Педагоги некомпетентны. Как я говорил ниже, 3/4 ныне работающих в школе - это люди, плывущие по течению, во всех смыслах: неспособные к самообразованию, планированию и управлению своей деятельностью. Иногда складывается впечатление, что пока учителю не прикажут, он не внесет изменений в процесс. И еще будет оправдываться: мол, а что я могу, как велели, так и преподаю. Кто-то говорил про учителя-творца, хм? Нет, уважаемые, творцы в образовании не работают. Они такого еще сотворят, что в журнал не впишешь и главе комитета на утреннике не покажешь. Нет уж, давайте как раньше, чего вылезать. А инновации, готовые решения к нам сверху спустят.
2). Административно-командная система в управлении школой породит еще немало проблем. Помимо ее косности и заторможенности, она отучает педагога думать и планировать свою деятельность самостоятельно.
3). Школа выполняет несвойственную ей функцию камеры хранения детей, но пугающе быстро осваивается в этой роли. Политический вопрос о том, что нужно государству от школы, я обойду стороной. Но что нужно от школы родителям? Делайте, что хотите, только дайте аттестат. И эта позиция, увы, понятна: у родителей нет возможности повлиять на образовательный процесс, а без аттестата ребенок лишится будущего.
4). Школа не в состоянии реагировать на вызовы развивающегося общества. Ключевые вызовы: неоднородная социальность общества, его рационализация, технологизация и прагматизация. Из-за этого ни школа, ни государство, ни родители не знают, чему нужно учить детей и какие качества в них воспитывать.
5). Общество дезинтегрировано и дезориентировано, не работают формальные социальные лифты, наблюдается отсутствие намека на гражданское взаимопонимание и сотрудничество.
Почему дети не хотят в школу? Там их ждут несуразные взрослые, напряженная монотонная работа, дискриминация учителей и одноклассников... И много, много еще проблем. Они есть не во всех школах. Но во всех школах есть одна, наиболее весомая: современная школа неизбежна, неотвратима и бесполезна. Как служба в армии: в принципе нужно, но в нынешнем виде - лучше бы не было. Чемодан без ручки.
Я, наверное, должен предложить что-то, дабы не быть голословным критиком. Во-первых, родители должны иметь возможность влиять на административный и образовательный процесс: на организацию расписания, питания, дополнительных занятий, и проч. Но для этого нужен новый тип граждан, способный к участию и сотрудничеству. Во-вторых, необходимо разрешить учителям работать самостоятельно. Для этого необходимо провести титаническую работу по обновлению учителей, поскольку учителя нынешние просто не готовы к такой ответственности. Нужно наладить работу педвузов, кадровых служб школ, курсов повышения квалификации и проч. Это также не представляется невозможным. В-третьих, вернуть образованию ценность. В-четвертых, вновь сделать образование социальным лифтом. Невозможно, без глобальных изменений в обществе. В-пятых, необходимо отказаться от директивности в образовании. Для этого нужно быть уверенным, что школа способна к самостоятельному развитию. Но школа не будет способна к самостоятельному развитию в условиях директивности. В-шестых, создать авторитетное сообщество учителей, способное влиять на общественное и государственное мнение. Увы, кто будет слушать нынешнего учителя (хотел написать "современного учителя", но рука дрогнула)? Учитель должен измениться. И мы возвращаемся к пункту "во-вторых".
В общем, современное положение в образовании - система замкнутых концентрических кругов проблем. Решение этих проблем зависит от всех сразу: и от государства, и от общества в целом, и от педагогического сообщества. Это значит, что необходимы коллективные усилия всех. Но в силу целого ряда причин - экономических, социальных, культурных, политических - эти усилия мало того, что слабы, они направлены в разные стороны.
В связи с этим у меня одна надежда: что перечисленные проблемы будут четко сформулированы и донесены до широкой общественности в максимально простом и понятном виде.
01.03.2010 в 04:15
Оно будет нужно потом, лет через 20, когда спецы вымрут окончательно, а на найм китайцев не будет денег... А сейчас - да ну нафиг...
01.03.2010 в 05:18
И грустно и скучно и морду б набить... да кому?!