В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
Просвещаем молодежь![:)](/picture/3.gif)
ККА - комплекс костюма и аксессуаров. ККА бывает по типам: повседневный - то, что обычно делают для донешения с КДВ и фестивальный - то, что обычно выставляют на конкурс исторического костюма.
КДВ - комплекс доспеха и вооружения. КДВ бывает по типам: тренировочный, турнирный (боевой) и фестивальный (настолько хороший, что "убивать" его в боях совсем не хочется
) Последний обычно выставляют на кокурс доспеха.
Вариант на вычитку и редактуру
Писано придворным хронистом маркграфа сэра Леона де Маневье, смиренным служителем великой Клио и вообще человеком специфических взглядов… Всего лишь скромным и замеча-тельным Мной, Ваном если кто не понял
Новичкам: как собрать КДВ и ККА.
Небольшое лирическое вступление.
Одна из первых проблем приходящих в клубы новичков - это создание собственного ком-плекса исторического костюма и вооружения. В разных клубах она решается по-разному, в силу сложившихся традиций, особенностей организации и прочих обстоятельств. Не будем "тыкать алебардой" в достоинства или недостатки принятых там подходов, отметим лишь, что большин-ство реализуют принципы "делай как я/он" или "вон там у нас распечатки лежат, подбери себе что-нибудь" в сочетании с неким обязательным в данном клубе минимумом. Такой подход по-рождает массу малоэстетичных последствий, дающих повод пообсуждать "гобулей", "марсиан" и т.п. Самое же главное здесь то, что новички (и не только) вынуждены идти путем постоянных проб и ошибок. Особенно ошибок, тем более обидных, что зачастую они лежат на поверхности. Сей прискорбный факт, по мнению автора, связан с острым недостатком в клубах "профессио-нальных кадров" - историков, владеющих методикой научного исследования. Конечно, для во-енно-исторического движения очень важен энтузиазм, стремление к творчеству и другие заме-чательные качества наших коллег... Не так уж и редко некоторые любители знают предмет сво-их занятий не хуже дипломированных специалистов, разрабатывающих эту же тему с 3 куса университета. Но непрофессионализм, как уже указано, ведет, далеко ведет, и главное, не туда.
В воссоздании любого исторического комплекса мы видим три основных этапа:
1 Подготовка
2 Сборка
3 Подгонка (и продажа
.
1.1
Подготовительный этап на наш взгляд наиболее важен во всем процессе. Именно здесь за-кладывается будущая судьба вашего творения - блистать ему (и вам в нем) на турнирах и фес-тивалях (хотя бы полировкой) или в вашу сторону будут с хихиканьем указывать пальцами и другими выступающими орудиями реконструкторского быта. Чем лучше и тщательнее вы осу-ществите подготовку к воссозданию своего исторического комплекса, тем меньше сил потрати-те на остальных этапах, и тем лучше будет достигнутый вами результат.
В начале подготовительного этапа необходимо определить эпоху, регион, социальный ста-тус, состоятельность и т.п. параметры "реконструируемого" человека прошлого. Фактически это формулировка цели, которую вы желаете достигнуть, создавая комплекс. Тут важно отметить, что определять цель лучше всего с учетом нашей грубой реальности и ваших финансовых возможностей. Конечно, приятно помечтать о парадном герцогском комплексе начала 16 в. но... Если у вас появятся такие деньги - лучше купите себе двухкомнатную квартиру в Москве. Впро-чем, если вы обладаете большим запасом терпения (или этих самых возможностей) - все в ва-ших руках, лет 5-8 упорного труда над собой даже из человека могут сделать токаря 6 разряда.
При выборе пути также важно учесть такие обстоятельства как: количество и разработан-ность источников, сложность воспроизведения желаемого комплекта (в т.ч. технология произ-водства, материалы, делают ли такое производители или это нечто новое и др.).
Так же стоит уделить внимание такому вопросу, как сочетание костюма и доспеха. Причем, сочетанию не стилистическому, а опять же по статусу и стоимости. Не говоря о таких мелочах как соответствие по времени и региону. Хорошим тоном считается жесткое соответствие по ре-гиону при разбросе предметов по времени в пределах лет 50. Что, кстати говоря, достичь доста-точно трудно.
Кроме того, важно соответствие реконструируемого комплекса окружению. Упомянутый парадный герцог требует кроме всего прочего двор, личную дружину человек на 30, достойным образом экипированных, да и придворные дамы тоже не помешают. Штук пять, не меньше. Ес-ли же ты простой рыцарь (более чем) среднего достатка, все равно надо вести за собой хотя бы слугу и оруженосца. Опять же с комплектами, сделанными в соответствии вашему.
Проблема выбора упрощается если в клубе принято некое генеральное направление работы. Скажем, клуб может ориентироваться на эпоху викингов или на столетнюю войну, или на Япо-нию эпохи гэнкоку дзидай. Вариантов много, важно что в таком случае в клубе уже есть опре-деленные наработки, облегчающие задачу подготовки и сборки комплекса.
В итоге, необходимо сесть и четко расписать для себя, что и как, причем начать следует с ККА, а уже потом думать над КДВ. Дело в том, что доспех вы будете надевать не на гимнасти-ческое трико, а на костюм. Соответственно все мерки и подгонка должны производиться по не-му. Причем между костюмом и доспехом еще обязательно должна быть такая вещь как поддос-пешник. Что интересно, сия неказистая вещь тоже требует аккуратности в исполнении и под-гонке по фигуре. И между ним и доспехом также должно быть соответствие по региону и вре-мени. Ибо не счесть случаев, когда плохо подогнанный доспех, или доспех, надетый на конст-руктивно не соответствующий поддоспешник, в итоге определял исход поединка на турнире.
1.2
По определении генерального направления, начинается интересный период сбора информа-ции. Причем усваивать ее также необходимо, как и собирать. Иначе процесс теряет смысл. Со-бирать информацию тоже надо не абы как, а по определенной и очень простой системе. Ее принцип укладывается в классическое: «от общего к частностям».
Сначала следует ознакомиться с историческими трудами общего характера по вашему ре-гиону. От самых ранних времен до самого позднего, чтобы знать с чего все началось и чем за-кончилось. Причем автор настаивает, именно настаивает, что бы вы начали с учебника. Именно с учебника по истории для исторических факультетов ВУЗов. Пусть читать их невозможно, но знать совершенно необходимо. Но помните - учебники бывают разные, лучше всего пользовать-ся выпущенными либо в годы СССР (отбрасываем идеологическую мишуру и видим массу фак-тов), либо написанными специалистами МГУ, СПбГУ, различных Институтов истории (Стран Азии и Африки например) и т.п. Одновременно следует начинать подборку источников, не за-нимаясь пока их анализом.
Следующий уровень - труды по интересующему вас времени, статьи в исторических журна-лах (все какие достанете, лишь бы по вашему региону и времени). При поиске информации в интернете обращайте внимание в первую очередь на сайты институтов истории, исторических факультетов, музеев и научных изданий. К примеру, сайт истфака МГУ www.hist.msu.ru содер-жит обширную коллекцию оцифрованных источников по истории средних веков Европы, Рос-сии и Азии, множество ссылок на исторические ресурсы в интернете и прочую полезную ин-формацию. Во вторую очередь, стоит смотреть сайты, посвященные исторической реконструк-ции. Такие как: ТожеГород (www.tgorod.ru и www.tforum.info), 10 Легион (www.xlegio.ru) и др.
Крайне полезно на этом уровне погружения в эпоху ознакомиться с историей соседних ре-гионов. Ни один народ или регион никогда не жили в условиях полной изоляции от соседей (даже африканские пигмеи). На протяжении всей человеческой истории наблюдается постоян-ный процесс взаимодействия разных культур, на всевозможных уровнях. От примитивного «стенка на стенку» между соседними деревнями африканских бушменов, до возвышенного и куртуазного лобового столкновения закованных в сталь рыцарей где-нибудь при Азенкуре.
Смысл этого лирического отступления в том, что народы, жившие в тесном контакте, в при-мерно одинаковых географических и экономических условиях, имели схожие проблемы и реша-ли их схожими средствами. Таким образом, решение проблемы соседей с помощью силовых ме-тодов порождало сходные комплексы вооружения, стратегических и тактических приемов и т.д. Это несложное наблюдение дает вам возможность в случае отсутствия информации по вашему региону и времени привлекать материал соседних регионов. Конечно же, с определенными ого-ворками и осторожностью, однако за неимением маркитанток войска могли использовать и дру-гие биологические объекты.
Избегайте популярной литературы с сомнительными авторами и неясной историей появле-ния. Для нас представляет интерес только специальная научная литература, со всеми положен-ными ссылками на источники и работы других авторов, со списками литературы по предмету исследования. Скучно и не интересно? Что делать...
Очень важный момент - критичное осмысление прочитанного. Далеко не всему даже в науч-ной литературе следует слепо следовать. Также точно не стоит чрезмерно доверять "реконстру-корским" изданиям. Увы, научная ценность многих статей публикуемых в том же "Рейтаре" ста-вится под сомнение даже самими издателями. Тут можно посоветовать только одно - читайте и думайте, думайте, думайте. Головной мозг дан вам природой не для того, что бы просто запол-нять пустоты в черепе. Помимо головной боли такие непрестанные упражнения принесут вам заметный прирост интеллекта и эрудиции, лучшее понимание жизни в те времена, да и в наши тоже...
Но все вышесказанное вторично по сравнению с источниками. На них базируется все науч-ные исследования, все статьи, вся литература. Именно от правильности интерпретации и анали-за источников зависит насколько достоверно получиться ваш комплекс и любое историческое исследование. К слову, на истфаке МГУ курс источниковеденья, независимо от кафедры, про-ходят в течение двух семестров и сдают по нему два весьма не легких экзамена. Так что к этому вопросу необходимо подходить с максимальным вниманием и ответственностью.
В нашем случае наибольший интерес представляют источники изобразительные, археологи-ческие и дошедшие до нас материальные предметы. Отметим, что изобразительными источни-ками являются не только миниатюры, фрески, статуи или иконы, но также обычные фотографии всего перечисленного. Однако и текстовыми источниками не стоит пренебрегать ни в коем слу-чае. Хотя бы по той причине, что по ним удобно датировать предметы реконструкции. Напри-мер, по кругу источников, посвященных Куликовской битве ("Задонщина", "Сказание о мамае-вом побоище" и др.), можно установить (и давно установлено
какое вооружение использова-лось на Руси к моменту создания данного источника.
При разборе источников всегда старайтесь найти созданные по ним исследования. Этим вы избавите себя от огромного объема работы и множества ошибок от их непрофессионального изучения. Хорошее знание историографии может облегчить вам жизнь и дать весомый автори-тет среди коллег реконструкторов. Если же историография обширна и подробна, то часто можно обойтись без залезания в источники. Тем более что они далеко не всегда доступны.
Подводя итог проблеме источников, скажем, что работа над ними должна потребовать от вас не меньше трети всех усилий по воссозданию исторического комплекса. И не менее половины от всех усилий затраченных на подготовительном этапе.
Наконец последний уровень погружения в тему – детальное изучение всего, что имеет отно-шение к вашему историческому комплексу. Здесь вы должны выяснить такие мелочи как: внеш-ний вид пуговиц, швы на обуви, применявшиеся красители для тканей, покрой одежды и прочие детали, по которым вы будете воссоздавать исторический комплекс. И поверьте, мелочей этих много, все они требуют внимания, а правильное сочетание всех элементов - вопрос, часто ста-вящий в тупик даже профессоров и академиков.
1.3
Работа над литературой и источниками должна привести вас к написанию подробного плана, в котором уже во всех деталях будет описан ваш будущий комплекс. План должен содержать в себе максимально подробное описание ККА, с ссылками на источники для каждого элемента и с комментариями относительно сочетания отдельных элементов. Также должно быть тщательно расписано какие материалы и технологии были задействованы при его изготовлении и что мож-но воспроизвести в современных условиях. Тоже самое относится к КДВ. На основе этого опи-сания и имеющихся источников необходимо составить чертежи и выкройки всех предметов по отдельности и всего комплекса в целом. Если отдельный предмет состоит из нескольких частей (например шлем) его также необходимо изобразить как в целом виде, так и поэлементно. При-чем, если есть разные варианты внутри одного типа предметов – их также надо изобразить и снабдить комментариями (Что? Где? Когда?). При отрисовке комплекса в целом необходимо сделать несколько чертежей, поэтапно отображающих его в процессе надевания. Условно мож-но разбить на категории: нижняя одежда - верхняя одежда – поддоспешник – доспех – доспех + все остальное. Согласимся, далеко не все сумеют нарисовать даже простую схему расположения пластин в бригантине Визби тип 3???? К счастью современные технологии позволяют обой-тись фотографиями, ксероксами прорисовок из научных изданий и прочими материалами, дос-товерно отображающими воссоздаваемый предмет. Но все же стоит напрячься. Ибо потом по вашим планам и чертежам станут делать комплексы многочисленные ученики и последователи. Если, конечно, широта вашего эгоизма позволит им это сделать.
Структурно план должен состоять из трех частей. Описание с чертежами ККА, то же для КДВ и роспись что вы можете изготовить на технической базе клуба, а что придется покупать или заказывать.
1.4
И вот последний самый короткий и легкий момент в подготовке. Составление плана изго-товления и сборки комплекса. Зачем такой план? Просто знание в какой последовательности и в какие сроки должен быть собран ваш комплекс облегчает сам процесс, а главное в последний момент не будет недоделок и «забытых» элементов. Кроме того, рекомендуем внести в этот план контактные данные и расценки всех мастеров, у которых вы будете заказывать элементы своего комплекса. Там же стоит делать пометки о продвижении работы.
2.
Сборка комплекса. Если вы тщательно следовали нашим рекомендациям выше этот этап не вызовет у вас никаких затруднений. Не зависимо от того, есть ли у вас сразу столько много де-нег чтобы, раскидав заказы по мастерским, через полгода защеголять в вожделенной парадной готике Герцога Лотарингского??? на начало 16 в, или вы собираетесь по два года зарабаты-вать на каждый грамм позолоты для бахтерца работы Владимира Терехова (Тула).
3.
Подгонка. Здесь мы имеем в виду не подгонку комплекса по вашей, исхудавшей за годы за-рабатывания денег в каменоломне, фигуре, а доводку готового комплекса до окончательного совершенства. Даже при очень тщательном подходе к подготовительному этапу, все равно мо-гут остаться некоторые неточности, условности или белые пятна в источниках, которые вы по-том обнаружите. Истранение всех этих мелких (как мы надеемся) огрехов, замена ажурных се-ребряных пуговиц на камзоле золотыми с изумрудами и другие доделки и поправки и составят предмет вашей заботы на все остальное время использования комплекса.
И, конечно же, не забывайте о необходимости бережного отношения к вещам, с таким тру-дом и финансовыми потерями вами изготовленным или купленным. Но об этом вы сможете прочитать в другой нашей статье о хранении и использовании исторического комплекса.
© Van I D.
![:)](/picture/3.gif)
ККА - комплекс костюма и аксессуаров. ККА бывает по типам: повседневный - то, что обычно делают для донешения с КДВ и фестивальный - то, что обычно выставляют на конкурс исторического костюма.
КДВ - комплекс доспеха и вооружения. КДВ бывает по типам: тренировочный, турнирный (боевой) и фестивальный (настолько хороший, что "убивать" его в боях совсем не хочется
![:)](/picture/3.gif)
Вариант на вычитку и редактуру
Писано придворным хронистом маркграфа сэра Леона де Маневье, смиренным служителем великой Клио и вообще человеком специфических взглядов… Всего лишь скромным и замеча-тельным Мной, Ваном если кто не понял
Новичкам: как собрать КДВ и ККА.
Небольшое лирическое вступление.
Одна из первых проблем приходящих в клубы новичков - это создание собственного ком-плекса исторического костюма и вооружения. В разных клубах она решается по-разному, в силу сложившихся традиций, особенностей организации и прочих обстоятельств. Не будем "тыкать алебардой" в достоинства или недостатки принятых там подходов, отметим лишь, что большин-ство реализуют принципы "делай как я/он" или "вон там у нас распечатки лежат, подбери себе что-нибудь" в сочетании с неким обязательным в данном клубе минимумом. Такой подход по-рождает массу малоэстетичных последствий, дающих повод пообсуждать "гобулей", "марсиан" и т.п. Самое же главное здесь то, что новички (и не только) вынуждены идти путем постоянных проб и ошибок. Особенно ошибок, тем более обидных, что зачастую они лежат на поверхности. Сей прискорбный факт, по мнению автора, связан с острым недостатком в клубах "профессио-нальных кадров" - историков, владеющих методикой научного исследования. Конечно, для во-енно-исторического движения очень важен энтузиазм, стремление к творчеству и другие заме-чательные качества наших коллег... Не так уж и редко некоторые любители знают предмет сво-их занятий не хуже дипломированных специалистов, разрабатывающих эту же тему с 3 куса университета. Но непрофессионализм, как уже указано, ведет, далеко ведет, и главное, не туда.
В воссоздании любого исторического комплекса мы видим три основных этапа:
1 Подготовка
2 Сборка
3 Подгонка (и продажа
![;)](/picture/1136.gif)
1.1
Подготовительный этап на наш взгляд наиболее важен во всем процессе. Именно здесь за-кладывается будущая судьба вашего творения - блистать ему (и вам в нем) на турнирах и фес-тивалях (хотя бы полировкой) или в вашу сторону будут с хихиканьем указывать пальцами и другими выступающими орудиями реконструкторского быта. Чем лучше и тщательнее вы осу-ществите подготовку к воссозданию своего исторического комплекса, тем меньше сил потрати-те на остальных этапах, и тем лучше будет достигнутый вами результат.
В начале подготовительного этапа необходимо определить эпоху, регион, социальный ста-тус, состоятельность и т.п. параметры "реконструируемого" человека прошлого. Фактически это формулировка цели, которую вы желаете достигнуть, создавая комплекс. Тут важно отметить, что определять цель лучше всего с учетом нашей грубой реальности и ваших финансовых возможностей. Конечно, приятно помечтать о парадном герцогском комплексе начала 16 в. но... Если у вас появятся такие деньги - лучше купите себе двухкомнатную квартиру в Москве. Впро-чем, если вы обладаете большим запасом терпения (или этих самых возможностей) - все в ва-ших руках, лет 5-8 упорного труда над собой даже из человека могут сделать токаря 6 разряда.
При выборе пути также важно учесть такие обстоятельства как: количество и разработан-ность источников, сложность воспроизведения желаемого комплекта (в т.ч. технология произ-водства, материалы, делают ли такое производители или это нечто новое и др.).
Так же стоит уделить внимание такому вопросу, как сочетание костюма и доспеха. Причем, сочетанию не стилистическому, а опять же по статусу и стоимости. Не говоря о таких мелочах как соответствие по времени и региону. Хорошим тоном считается жесткое соответствие по ре-гиону при разбросе предметов по времени в пределах лет 50. Что, кстати говоря, достичь доста-точно трудно.
Кроме того, важно соответствие реконструируемого комплекса окружению. Упомянутый парадный герцог требует кроме всего прочего двор, личную дружину человек на 30, достойным образом экипированных, да и придворные дамы тоже не помешают. Штук пять, не меньше. Ес-ли же ты простой рыцарь (более чем) среднего достатка, все равно надо вести за собой хотя бы слугу и оруженосца. Опять же с комплектами, сделанными в соответствии вашему.
Проблема выбора упрощается если в клубе принято некое генеральное направление работы. Скажем, клуб может ориентироваться на эпоху викингов или на столетнюю войну, или на Япо-нию эпохи гэнкоку дзидай. Вариантов много, важно что в таком случае в клубе уже есть опре-деленные наработки, облегчающие задачу подготовки и сборки комплекса.
В итоге, необходимо сесть и четко расписать для себя, что и как, причем начать следует с ККА, а уже потом думать над КДВ. Дело в том, что доспех вы будете надевать не на гимнасти-ческое трико, а на костюм. Соответственно все мерки и подгонка должны производиться по не-му. Причем между костюмом и доспехом еще обязательно должна быть такая вещь как поддос-пешник. Что интересно, сия неказистая вещь тоже требует аккуратности в исполнении и под-гонке по фигуре. И между ним и доспехом также должно быть соответствие по региону и вре-мени. Ибо не счесть случаев, когда плохо подогнанный доспех, или доспех, надетый на конст-руктивно не соответствующий поддоспешник, в итоге определял исход поединка на турнире.
1.2
По определении генерального направления, начинается интересный период сбора информа-ции. Причем усваивать ее также необходимо, как и собирать. Иначе процесс теряет смысл. Со-бирать информацию тоже надо не абы как, а по определенной и очень простой системе. Ее принцип укладывается в классическое: «от общего к частностям».
Сначала следует ознакомиться с историческими трудами общего характера по вашему ре-гиону. От самых ранних времен до самого позднего, чтобы знать с чего все началось и чем за-кончилось. Причем автор настаивает, именно настаивает, что бы вы начали с учебника. Именно с учебника по истории для исторических факультетов ВУЗов. Пусть читать их невозможно, но знать совершенно необходимо. Но помните - учебники бывают разные, лучше всего пользовать-ся выпущенными либо в годы СССР (отбрасываем идеологическую мишуру и видим массу фак-тов), либо написанными специалистами МГУ, СПбГУ, различных Институтов истории (Стран Азии и Африки например) и т.п. Одновременно следует начинать подборку источников, не за-нимаясь пока их анализом.
Следующий уровень - труды по интересующему вас времени, статьи в исторических журна-лах (все какие достанете, лишь бы по вашему региону и времени). При поиске информации в интернете обращайте внимание в первую очередь на сайты институтов истории, исторических факультетов, музеев и научных изданий. К примеру, сайт истфака МГУ www.hist.msu.ru содер-жит обширную коллекцию оцифрованных источников по истории средних веков Европы, Рос-сии и Азии, множество ссылок на исторические ресурсы в интернете и прочую полезную ин-формацию. Во вторую очередь, стоит смотреть сайты, посвященные исторической реконструк-ции. Такие как: ТожеГород (www.tgorod.ru и www.tforum.info), 10 Легион (www.xlegio.ru) и др.
Крайне полезно на этом уровне погружения в эпоху ознакомиться с историей соседних ре-гионов. Ни один народ или регион никогда не жили в условиях полной изоляции от соседей (даже африканские пигмеи). На протяжении всей человеческой истории наблюдается постоян-ный процесс взаимодействия разных культур, на всевозможных уровнях. От примитивного «стенка на стенку» между соседними деревнями африканских бушменов, до возвышенного и куртуазного лобового столкновения закованных в сталь рыцарей где-нибудь при Азенкуре.
Смысл этого лирического отступления в том, что народы, жившие в тесном контакте, в при-мерно одинаковых географических и экономических условиях, имели схожие проблемы и реша-ли их схожими средствами. Таким образом, решение проблемы соседей с помощью силовых ме-тодов порождало сходные комплексы вооружения, стратегических и тактических приемов и т.д. Это несложное наблюдение дает вам возможность в случае отсутствия информации по вашему региону и времени привлекать материал соседних регионов. Конечно же, с определенными ого-ворками и осторожностью, однако за неимением маркитанток войска могли использовать и дру-гие биологические объекты.
Избегайте популярной литературы с сомнительными авторами и неясной историей появле-ния. Для нас представляет интерес только специальная научная литература, со всеми положен-ными ссылками на источники и работы других авторов, со списками литературы по предмету исследования. Скучно и не интересно? Что делать...
Очень важный момент - критичное осмысление прочитанного. Далеко не всему даже в науч-ной литературе следует слепо следовать. Также точно не стоит чрезмерно доверять "реконстру-корским" изданиям. Увы, научная ценность многих статей публикуемых в том же "Рейтаре" ста-вится под сомнение даже самими издателями. Тут можно посоветовать только одно - читайте и думайте, думайте, думайте. Головной мозг дан вам природой не для того, что бы просто запол-нять пустоты в черепе. Помимо головной боли такие непрестанные упражнения принесут вам заметный прирост интеллекта и эрудиции, лучшее понимание жизни в те времена, да и в наши тоже...
Но все вышесказанное вторично по сравнению с источниками. На них базируется все науч-ные исследования, все статьи, вся литература. Именно от правильности интерпретации и анали-за источников зависит насколько достоверно получиться ваш комплекс и любое историческое исследование. К слову, на истфаке МГУ курс источниковеденья, независимо от кафедры, про-ходят в течение двух семестров и сдают по нему два весьма не легких экзамена. Так что к этому вопросу необходимо подходить с максимальным вниманием и ответственностью.
В нашем случае наибольший интерес представляют источники изобразительные, археологи-ческие и дошедшие до нас материальные предметы. Отметим, что изобразительными источни-ками являются не только миниатюры, фрески, статуи или иконы, но также обычные фотографии всего перечисленного. Однако и текстовыми источниками не стоит пренебрегать ни в коем слу-чае. Хотя бы по той причине, что по ним удобно датировать предметы реконструкции. Напри-мер, по кругу источников, посвященных Куликовской битве ("Задонщина", "Сказание о мамае-вом побоище" и др.), можно установить (и давно установлено
![;)](/picture/1136.gif)
При разборе источников всегда старайтесь найти созданные по ним исследования. Этим вы избавите себя от огромного объема работы и множества ошибок от их непрофессионального изучения. Хорошее знание историографии может облегчить вам жизнь и дать весомый автори-тет среди коллег реконструкторов. Если же историография обширна и подробна, то часто можно обойтись без залезания в источники. Тем более что они далеко не всегда доступны.
Подводя итог проблеме источников, скажем, что работа над ними должна потребовать от вас не меньше трети всех усилий по воссозданию исторического комплекса. И не менее половины от всех усилий затраченных на подготовительном этапе.
Наконец последний уровень погружения в тему – детальное изучение всего, что имеет отно-шение к вашему историческому комплексу. Здесь вы должны выяснить такие мелочи как: внеш-ний вид пуговиц, швы на обуви, применявшиеся красители для тканей, покрой одежды и прочие детали, по которым вы будете воссоздавать исторический комплекс. И поверьте, мелочей этих много, все они требуют внимания, а правильное сочетание всех элементов - вопрос, часто ста-вящий в тупик даже профессоров и академиков.
1.3
Работа над литературой и источниками должна привести вас к написанию подробного плана, в котором уже во всех деталях будет описан ваш будущий комплекс. План должен содержать в себе максимально подробное описание ККА, с ссылками на источники для каждого элемента и с комментариями относительно сочетания отдельных элементов. Также должно быть тщательно расписано какие материалы и технологии были задействованы при его изготовлении и что мож-но воспроизвести в современных условиях. Тоже самое относится к КДВ. На основе этого опи-сания и имеющихся источников необходимо составить чертежи и выкройки всех предметов по отдельности и всего комплекса в целом. Если отдельный предмет состоит из нескольких частей (например шлем) его также необходимо изобразить как в целом виде, так и поэлементно. При-чем, если есть разные варианты внутри одного типа предметов – их также надо изобразить и снабдить комментариями (Что? Где? Когда?). При отрисовке комплекса в целом необходимо сделать несколько чертежей, поэтапно отображающих его в процессе надевания. Условно мож-но разбить на категории: нижняя одежда - верхняя одежда – поддоспешник – доспех – доспех + все остальное. Согласимся, далеко не все сумеют нарисовать даже простую схему расположения пластин в бригантине Визби тип 3???? К счастью современные технологии позволяют обой-тись фотографиями, ксероксами прорисовок из научных изданий и прочими материалами, дос-товерно отображающими воссоздаваемый предмет. Но все же стоит напрячься. Ибо потом по вашим планам и чертежам станут делать комплексы многочисленные ученики и последователи. Если, конечно, широта вашего эгоизма позволит им это сделать.
Структурно план должен состоять из трех частей. Описание с чертежами ККА, то же для КДВ и роспись что вы можете изготовить на технической базе клуба, а что придется покупать или заказывать.
1.4
И вот последний самый короткий и легкий момент в подготовке. Составление плана изго-товления и сборки комплекса. Зачем такой план? Просто знание в какой последовательности и в какие сроки должен быть собран ваш комплекс облегчает сам процесс, а главное в последний момент не будет недоделок и «забытых» элементов. Кроме того, рекомендуем внести в этот план контактные данные и расценки всех мастеров, у которых вы будете заказывать элементы своего комплекса. Там же стоит делать пометки о продвижении работы.
2.
Сборка комплекса. Если вы тщательно следовали нашим рекомендациям выше этот этап не вызовет у вас никаких затруднений. Не зависимо от того, есть ли у вас сразу столько много де-нег чтобы, раскидав заказы по мастерским, через полгода защеголять в вожделенной парадной готике Герцога Лотарингского??? на начало 16 в, или вы собираетесь по два года зарабаты-вать на каждый грамм позолоты для бахтерца работы Владимира Терехова (Тула).
3.
Подгонка. Здесь мы имеем в виду не подгонку комплекса по вашей, исхудавшей за годы за-рабатывания денег в каменоломне, фигуре, а доводку готового комплекса до окончательного совершенства. Даже при очень тщательном подходе к подготовительному этапу, все равно мо-гут остаться некоторые неточности, условности или белые пятна в источниках, которые вы по-том обнаружите. Истранение всех этих мелких (как мы надеемся) огрехов, замена ажурных се-ребряных пуговиц на камзоле золотыми с изумрудами и другие доделки и поправки и составят предмет вашей заботы на все остальное время использования комплекса.
И, конечно же, не забывайте о необходимости бережного отношения к вещам, с таким тру-дом и финансовыми потерями вами изготовленным или купленным. Но об этом вы сможете прочитать в другой нашей статье о хранении и использовании исторического комплекса.
© Van I D.