Распространение приветствуется
Часть 2.
Кризис преподавания в России.
Как иллюстрацию к первой части рассмотрим ситуацию вокруг образовательных кадров. Ведь я упоминал, что проблема учителя достойна отдельной статьи. К тому же в выводах было отмечено, что Россия острейшим образом нуждается в людях, способных создать новую школу. Школу, ориентированную на качественное формирование человека, дающую твердые принципы, с прочным идеологическим фундаментом. Школу, которой у нас нет и в которой мы так нуждаемся. Люди, способные создать такую школу - это те самые, что на деле сеют «разумное, доброе, вечное». О чём так много говорят и что в реальности отсутствует в нашей системе образования. Но всё-таки напомню – это частный случай, связанный с общей ситуацией в системе образования. И говоря об исправлении описанных ниже проблем – надо говорить об исправлении всей СО в целом.
«Большинство российских учебных заведений умело превращены в фабрики по штамповке «типовых разжиженных мозгов». По штамповке людей без реального образования. Людей практически не способных к настоящей созидательной деятельности на благо себя и отечества. В России нет ни одной школы, ни одного ВУЗа, нацеленных образовать человека. Практически все школы и ВУЗы ориентированы на создание плебса. При таком образовании, даже у потенциальных масштабных людей стремления формируются исключительно потребительские. Они способны в ремесле и не способны объять разумом целое – нет у них навыка думать в таком масштабе. Для них эта статья наполнена бредом. Отсутствие широко элитного образования оправдано, так как большинство не имеет талантов, чтобы понять всё. Однако это не значит, что большинство не
нуждается в образовании» (из первой части).
читать дальшеОднако сегодня учителей по призванию крайне мало и, учитывая как извращена ныне СО, даже от них трудно ожидать каких-то знаковых достижений. Но прежде чем горевать по этому поводу, давайте проанализируем, кто есть учитель? Во всех культурах и религиях самых великих представителей называют учителями. То есть учитель это человек, способный дать самое главное, способный открыть глаза, дать ответы на главные вопросы. Он дает ученику базовые ориентиры. Чем и отличается от ремесленника, дающего ученикам лишь профессиональные знания. Но ведь именно таким ремесленником и является какая-нибудь «марьванна» - выпускница заштатного (а то и столичного) педфака, работающая в отдаленном райцентре (да пусть даже в ЦАО Москвы)! Это типовой учитель из так называемого демократического общества. «Демократия», порожденная обществом потребления разрушает статус учителя как Учителя, ибо в конце образовательного цикла ей нужен не Человек, но потребитель, винтик в экономической машине.
Проблемы кадров в современной СО.
Гендерная.
По итогам консультации со специалистом:
Раздел спорный из-за неверной, как выяснилось, расстановки акцентов. Преобладание женщин преподавателей плохо с точки зрения формирования мужской модели поведения у мальчиков (это ведет к ряду проблем с их социализацией), но не так плохо с точки зрения восприятия их как авторитетных лидеров. Видимо основная проблема всё-таки в профессиональной подготовке женских кадров.
Будем думать, будем редактировать
Сегодня учителя преимущественно женщины, что есть несомненный дефект системы образования. Дело тут не в мужском шовинизме автора, а в объективных законах психологии полов, а также возрастной психологии, каковые факторы в нормальной СО должны непременно учитываться. Причём тут психология? Тут есть много тонких моментов, и каждый достоин быть первым по значимости. Чтобы не углубляться в дебри малоизвестной мне науки, дам лишь небольшой пример, имеющий достаточно заметное социальное проявление. Тем более, что этот фактор признаётся самими педагогами.
Уже сами гены диктуют разделение социальных функций по половому признаку и это проявляется в массе свойств человеческой психики. В частности, в обществе женщине (даже весьма достойной) гораздо труднее пробиться в «не женских профессиях», чем мужчине. Те же из них кто добивается этого, зачастую вынуждены жертвовать своими природными социальными функциями (есть такой жизненный анекдот: женщина ученый, как морская свинка – не женщина и не ученый). Природное разделение социальных функций ярко выражается в том, что женщине (если это нормальная женщина) НЕ нужен равный мужчина. Ей нужен мужчина, который по ключевым показателям (социальный статус, интеллект, материальное положение, благородство и т.д.) будет выше неё. Равный мужчина, а тем более, ниже, женщине не нужен. Она ищет защитника, «чтобы как за каменной стеной». В самом слове «защитник» уже превосходство – защищают более слабого. Равный это уже партнер, а не защитник. Но как я уже сказал, равенства ей не надо. Ей надо уважение со стороны сильного. Так вот, дети, суть существа менее социализованные, чем взрослые, они более подвержены инстинктивным реакциям. И на эти указанные выше обстоятельства реагируют соответственно. Детский коллектив с большим трудом способен воспринять (на уровне глубинных законов психики) женщину как лидера, имеющего право учить. Учебный коллектив подсознательно НЕ воспринимает её в этой роли. А значит исходящие от неё информация, установки, требования также воспринимаются коллективом не столь успешно, как могло бы быть в других условиях. Потому что женщина учитель неявно демонстрирует поведением более низкий «природный» иерархический статус. Может ли представительница вида «педагог обыкновенный» быть Учителем? Может. Но это единичный случай. Мне повезло, в моей школе было сразу несколько женщин-педагогов, которых я могу назвать Учителями. Что примечательно, только их я и помню, остальные в памяти не отложились. Однако чем является основная масса – любой читатель легко представит, вспомнив школьные годы.
Напоминаю, я говорю чисто о психологии, а в силу психологии выходит, что женщина это помощник, но не учитель. Уверен, читатели могут привести много примеров якобы обратного, но все они не отменяют фундаментальных основ человеческой природы. Как именно учат эти «марьванны» я обстоятельно рассказал в первой части статьи.
ИТОГО – большая часть «учителей» в российской СО, «в силу своей природы», способствуют ухудшению качества образования.
Образовательная.
Преобладание женщин среди учителей есть прямое следствие того, как организована система подготовки профессиональных кадров образования. Казалось бы, система простая и надежная: есть сеть педагогических институтов, есть сеть педучилищ, есть всевозможные курсы повышения квалификации и т.п. Которые каждый год готовят или переподготавливают тысячи специалистов. Тысячи… Только встает вопрос: каких именно специалистов они готовят? Как человек, проведший в системе образования некоторое время, могу сказать – в массе своей выпускники педфаков и педучилищ обладают общим недостатком. В большинстве своем это люди, которые НЕ смогли пробиться в более серьезные учебные заведения в силу плохих способностей или других причин. Если эти люди, начав работать по специальности, прилагают некоторые усилия к повышению квалификации, то примерно через 7-10 лет они становятся более или менее среднего уровня специалистами - ремесленниками. Но подчеркиваю еще раз, эти люди дают голое знание, они НЕ образовывают учеников. Что уж говорить про тех, кто не особо напрягается с повышением своего уровня как преподавателя.
Каким образом это соотносится с преобладанием женщин среди учителей? Самым непосредственным. Дело в том, что профессия учителя уже почти 100 лет не считается в обществе реально престижной. Хотя бы чисто в материальном отношении. Если зарплата профессора в царское время составляла 500 р. золотом т.е. от 25000 до 50000 современных долларов (1 царский золотой рубль сейчас равен примерно 50-100 современным долларам). То можно ли себе представить подобную зарплату для профессора современного? Да даже у советского академика? Все их казенные дачи и рестораны просто не сопоставимы. Понятно, что учителя получали гораздо меньше, но, тем не менее, материальная престижность такой работы была значительна. Да и само образование было элитным удовольствием. Массовое внедрение образования в советское время привело к массовому распространению не образованности, но грамотности, одновременно с нивелированием общественной ценности профессии учителя. В итоге не престижная профессия означает не престижную зарплату. Но ведь молодому мужчине предстоит еще и семью кормить! Вот и стараются выбрать, что-то более надежное. Я это испытал на себе, школьная зарплата молодого специалиста оказалась существенно меньше зарплаты обыкновенного кузнеца, которым я подрабатывал в свободное время, исключительно ради собственного удовольствия. Моральная же нагрузка вообще не сопоставима, я очень люблю детей, но в школе хотелось расстрелять едва ли не каждого. Проблемное общество - проблемные дети…
К чести советской СО, надо сказать, что при этом ей удавалось столь же массово готовить прекрасных специалистов, да и великих учителей тоже. Как известно, чем больше людей в стране играет в футбол, тем сильнее сборная. Так же и в других профессиях.
Однако падение престижности профессии, вкупе с появлением массы новых, гораздо более престижных специальностей запустило циклический процесс негативного отбора профессиональных кадров образования. Одно из проявлений которого упомянутое нежелание мужчин работать учителями. Суть этого процесса в следующем.
По мере смены поколений преподавательского состава происходит постепенное вытеснение высококлассных специалистов, тех самых Учителей с большой буквы, низкокачественными кадрами. Происходит это следующим образом:
Непрестижность профессии педагога приводит к тому, что наиболее талантливые абитуриенты стремятся поступить в более престижные ВУЗы, нежели педагогические. Соответственно в педвузы идут те, кто по ряду причин не имеет возможности поступить на обучение более престижной специальности. Причем большинство среди них составляют - девушки. Не могу сказать, почему так, возможно из-за глубинных социальных причин или просто из-за проблем с формальной логикой.
Как бы то ни было, даже педвуз при желании позволяет получить неплохое образование, так что наиболее талантливые выпускники, как правило, не идут работать в школу, пробиваясь в других сферах. Таким образом, работать по специальности в большинстве идут те, кто в силу способностей не смог пробиться в других местах. Плюс к ним немного тех, кто считает учительство своим призванием. В результате мы имеем отобранную группу «худших из лучших». Из лучших, потому что еще больше народу вообще не смогло поступить в ВУЗ. Эти «худшие из лучших», придя в школу, готовят новое поколение абитуриентов, со средним уровнем образованности еще меньше, чем в прошлом был у их учителей. Просто потому, что лишь великий Учитель может выучить так, чтобы ученик превзошел его. Абитуриенты второго поколения опять проходят цикл отбора «худших из лучших» и всё повторяется. С годами процесс ускоряется, к концу советской эпохи уже каждый следующий курс каждого ВУЗа в среднем был хуже по успеваемости предыдущего. А за последние примерно 20 лет «демократических» преобразований процесс стал просто лавинообразным. В свое время, мне на четвертом курсе, наш второй, в целом казался даунами, разве что слюни не пускали. Преподаватели от них плакали. И это, заметьте, исторический факультет МГУ! Одного из лучших университетов мира! Да и наш курс не особо блистал, точно не скажу, но количество троечников к концу пятого курса я могу оценить как близкое к 50%. Плюс за годы обучения из 150 человек около 20 были исключены за плохую успеваемость. То же самое происходит в школе.
Отметим, что не только и не столько учителя виноваты в ухудшении качества последующих поколений. Огромную роль в этом играет семья и обстановка в обществе в целом. Есть мнение, что ребенка в первую очередь воспитывает семья, но что на практике? На деле, прежние родители, сами являлись продуктом системы негативного образовательного отбора. Они были грамотными, но их ценностная база, в большинстве случаев, оставляла желать лучшего. Отчасти недостаток ценностной базы в семье корректировался развитой системой пионерско-комсомольского воспитания и огромной системой дополнительного образования. Но сейчас этого нет, да ещё добавляется систематическое воздействие рыночных отношений в обществе, делающих из людей тупых потребителей. Нынешние родители не знают чему учить детей. Полагая, что желают им блага, они не могут сказать - в чём оно заключается. В результате они не знают цели, не могут указать детям направление, пройдя по которому можно обрести благо. В итоге под благом родители понимают деньги. Это, хотя и в неявной форме, в форме скорее представлений об общественном успехе бытовало и в сознании родителей советской эпохи.
В итоге родители отдают детей в ВУЗы, на слух ассоциирующиеся с возможностью в дальнейшем пробиться, заработать денег. То есть в те самые «престижные». А дети, обработанные пропагандой богатого образа жизни, идеи «быстрых денег», и всяческого разврата, сами не спешат на «не престижную» в их понимании специальность.
Единственное, во что реализуется желание родителей дать детям благо – это заставить хорошо учиться. То есть требование пятерок в аттестате. Что не есть показатель образованности. ЧЕМУ и КАК учиться уже за рамками понимания родителей. Однако многие хорошо учились, но счастья не обрели, да и материальных благ что-то не у всех прибавляется. Не говоря уж о том, что заработанные деньги сами по себе не есть ценность. Ценность это возможность приобрести на них что-то, а не сами бумажки в кошельке. Следовательно, сводить благо к деньгами – ставить крест на всем, что нельзя купить. В том числе нельзя купить образование. Можно купить оценку, аттестат, диплом, но не образование. Значит, это не тот путь к благу и многие родители это понимают, но в замен ничего предложить не могут. Ибо нечего предлагать. Нет ныне системы образования Человека. В результате, в систему негативного циклического отбора попадают люди, изначально имеющие системные недостатки в своём личностном развитии. Каковые недостатки в дальнейшем только закрепляются.
ИТОГО – ужасное качество преподавательских кадров есть прямое следствие отвратительного состояния общества.
Надо ли писать еще что-либо о состоянии преподавательских кадров в России? В принципе можно немало добавить к сказанному, но всё это будут лишь частные случаи.
Вывод по теме:
Среди современных преподавателей практически нет Учителей с большой буквы. Современное поколение учителей порождено длительным негативным отбором, оно в силу собственной природы просто не способно образовывать Человека. А значит, оно непригодно для создания новой школы. Создавать такую школу должны другие люди, не отягощенные грузом прежних ошибок. Люди с масштабным мышлением и четким пониманием цели. То есть создавать новую школу должна новая общественная элита. Подчеркну – элита духа, а не золотых унитазов.
Пока же в России учат молодое поколение те, кого на ракетный выстрел нельзя подпускать к молодежи, до тех пор у неё не будет шанса стать великой. Потому что государство приобретает величие в первую очередь через великих людей. Но чтобы человек стал великим, у него должны быть для этого условия. В том числе великие учителя, дающие не только знания, но и ответы на главные вопросы, масштабное мышление и соответствующие моральные качества. С уважением, искренне Ваш З. ГорынычЪ, преподаватель истории.
06-07.06.2009
08.06.2009 в 09:32
У меня есть друзья. Семья ОЧЕНЬ показательна в этом плане.
Муж - 37 лет, закончил педагогический вуз в Москве, там же познакомился с женой. Там же родили первого сына - и скинули его на бабушку, деда и прабабушку. Не потому, что они такие плохие - потому что в школу они не пошли и не пойдут (оба), потому что школа дает маленькую по их меркам зарплату. Теперь мужик не может найти работу.
Грустно? Ага!
Великим учителем нельзя выйти из вуза. Им можно стать только с помощью практики. Многолетней новаторской практики в школе, при параллельном ведении научной работы. Кто из современных молодых людей готов к этому?
Да они школы боятся, как черт ладана. Потому что гонору в них много, а работы в школе (это если работать нормально) до хрена, и толку (денег) мало. А сейчас (посмотри любую рекламу) - все направлено на успешность и получение удовольствия. В аутсайдерах оказывается тот, кто не стремится к успеху любой ценой. И наши дети учатся и воспитываются не в школе или семье, а на этой на рекламе, а там все для себя, любимого. И труда можно не прикладывать - сколько таких молодых людей в торговле крутится - до фига! А школа - что вы, упаси небо! Это же женская профессия - вот пусть и учат, а мы делами поважнее займемся - бизнесом, например!
Вот как-то так!
08.06.2009 в 09:34
в общем тоже самое, но другими словами
08.06.2009 в 09:37
Уже сейчас задумываюсь, а как и чему будет мой сын учиться? И чему смогу научить я?
Любви к книгам, родному языку, творить что-то, придумывать, воплощать в жизнь фантазии... а смогу ли?
А книги сейчас...
Книжки для малышей - это или бездарные стихи, или ужасающие рисунки, или всё это вместе. Содержание многих книжек заставляет задуматься, что курили авторы. Иначе такого бреда не написать.
Это было смешно пару лет назад, а сейчас становится страшно.
Страшно потому, что "пипл хавает" не задумываясь.
Страшно от того, на сколько необразованны, зачастую аморфны в мыслях и действиях те, кто младше всего лет на 5.
А что дальше будет?
Для чего придумано множество развивающих игр, методик, если по ним не занимаются, а тех, кто занимался, всё равно будут загонять в рамки? Будут гнобить детей с нестандартным мышлением, рубить на корню начинания, превращая из творца в потребителя...
Это было раньше, и я сомневаюсь, что изменилось сейчас.
Но это всё слова, а вопрос "Что делать" так и висит домокловым мечом.
Как менять-то это всё?
08.06.2009 в 09:44
08.06.2009 в 14:55
Со всем остальным согласна
08.06.2009 в 16:12
впрочем, можешь просто считать меня грязным шовинистом
08.06.2009 в 16:28
Про "не соответствуют своему месту" - это к проблемам их образования, а не гендера
Человека, отрицающего факты, я называю отнюдь не шовинистом
08.06.2009 в 16:33
факт же тот что а) их много, б) не соответствуют. Почему имненно не соответствуют, конечно, обсуждаемо. И все мы вправе склонятся к разным мнениям.
08.06.2009 в 17:11
В общем, имеет смысл отучаться в первую очередь все гендером объяснять
08.06.2009 в 17:12
но сама посуди, если бы я сказал - "бабы не соответствуют, потому чта тупыйа" было бы лучше?
08.06.2009 в 17:14
08.06.2009 в 17:17
08.06.2009 в 18:00
кстати давай ка спросим специалиста!
даже знаю кого.
08.06.2009 в 19:43
Раздел спорный из-за неверной, как выяснилось, расстановки акцентов. Преобладание женщин преподавателей плохо с точки зрения формирования мужской модели поведения у мальчиков (это ведет к ряду проблем с их социализацией), но не так плохо с точки зрения восприятия их как авторитетных лидеров. Видимо основная проблема всё-таки в профессиональной подготовке женских кадров.
Будем думать, будем редактировать
08.06.2009 в 19:52
А в остальном - да, общество потребления... Даёшь диктатуру!
Я всё думаю: может пойти учителем работать... а может пусть живут...