В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
17:08
об очередных мифах
01.11.2011 в 11:56
Пишет Morceleb:К вопросу о "сосновых" кораблях Петра I
Неоднократно встречал в интернетах мнение о том, что флот Петра I был убогим и отсталым потому что его от жадности строили из сосны.
Да, надо признать, что сосновые корабли действительно были - это был пресловутый "Орел", "Штандарт" и многие легкие корабли, например галерный флот строился преимущественно из сосны.
Однако должен возразить - тяжелые корабли строились из дуба. Уже к 1709 году в окрестностях Воронежа была вырублена значительная часть дубовых лесов, по указу Петра велся поиск дубов, пригодных для строительства кораблей и по его же указу довольно массово высаживались дубовые рощи.
Факт, что петровские корабли были крайне недолговечны, по сравнению с кораблями роял неви и французского флота объясняется тем, что строились они не слишком квалифицированными мастерами, некомплектом рабочих (в связи с массовым бегством мастерового люда, на верфях, фактически, могло находиться 35-40% штатной численности рабочих), кроме того, в связи с тем, что строился флот в лютой спешке, качественно высушить древесину просто не было времени. Опять же, древесину приходилось везти издалека - в северные верфи древесина доставлялась из Воронежа, что делало ее почти золотой - стоимость доставки древесины без учета стоимости рубки в этот период достигала 10-15% от стоимости корабля. Еще одной проблемой, как это ни парадоксально, был дефицит древесины. Запасов дуба, пригодного для строительства кораблей оцененных примерно в полмиллиона деревьев должно было хватить на 150-170 корпусов (кораблей 1-3 ранга), или же, учитывая длительность эксплуатации корабля всего в десяток лет, на поддержание в боеготовности флота из 25-30 кораблей в течении 50-70 лет.
При этом строительство сосновых линкоров никто всерьез не рассматривал, потому что они были бы слишком ветхими уже к моменту спуска на воду, не говоря уже сколько-нибудь длительной эксплуатации.
URL записиНеоднократно встречал в интернетах мнение о том, что флот Петра I был убогим и отсталым потому что его от жадности строили из сосны.
Да, надо признать, что сосновые корабли действительно были - это был пресловутый "Орел", "Штандарт" и многие легкие корабли, например галерный флот строился преимущественно из сосны.
Однако должен возразить - тяжелые корабли строились из дуба. Уже к 1709 году в окрестностях Воронежа была вырублена значительная часть дубовых лесов, по указу Петра велся поиск дубов, пригодных для строительства кораблей и по его же указу довольно массово высаживались дубовые рощи.
Факт, что петровские корабли были крайне недолговечны, по сравнению с кораблями роял неви и французского флота объясняется тем, что строились они не слишком квалифицированными мастерами, некомплектом рабочих (в связи с массовым бегством мастерового люда, на верфях, фактически, могло находиться 35-40% штатной численности рабочих), кроме того, в связи с тем, что строился флот в лютой спешке, качественно высушить древесину просто не было времени. Опять же, древесину приходилось везти издалека - в северные верфи древесина доставлялась из Воронежа, что делало ее почти золотой - стоимость доставки древесины без учета стоимости рубки в этот период достигала 10-15% от стоимости корабля. Еще одной проблемой, как это ни парадоксально, был дефицит древесины. Запасов дуба, пригодного для строительства кораблей оцененных примерно в полмиллиона деревьев должно было хватить на 150-170 корпусов (кораблей 1-3 ранга), или же, учитывая длительность эксплуатации корабля всего в десяток лет, на поддержание в боеготовности флота из 25-30 кораблей в течении 50-70 лет.
При этом строительство сосновых линкоров никто всерьез не рассматривал, потому что они были бы слишком ветхими уже к моменту спуска на воду, не говоря уже сколько-нибудь длительной эксплуатации.