К вопросу об альтернативном эпосе.
А я опять об эльфах. Вот.
Сидел и думал над определением колонии. Сформулировал: государство А является колонией государства Б, если свойства государственной границы А определяются государством Б. То есть государство Б может вынудить государство А к тому, чтобы некий предмет или человек пересёк границу государства А, или к тому, чтобы этот предмет или человек её не пересёк.
Определение может быть расширено в том смысле, что государство А как орудие политической власти, определённое на некоторой территории, вполне может быть колонией некой организации Б, государством не являющейся, однако располагающей средствами принуждения в отношении политических структур государства А в степени, достаточной для определения свойств государственной границы А - средствами силовыми, экономическими, культурными.
при чем тут старик Профессор?То, что процесс колонизации может совпадать и совпадает с процессом государственного строительства на некоторой территории, полагаю излишним объяснять. Государство здесь нужно хотя бы для запрета неорганизованного, самодеятельного грабежа, и государство в колонию вполне можно завезти, а не выстрадывать его здесь. Скажем, если чёрт унесёт ихнее величество вместо со всею метрополией, то в колонии всё продолжит функционировать на полковниках и местных кадрах. Цвет знамён и слова девизов могут смениться, но штатное расписание пребудет, а карманникам продолжат рубить руки.
Набор средств принуждения - силовые, экономические, культурные - складывается в каждом конкретном случае, исходя из двух взаимоисключающих принципов: либо тот же выход за меньший вклад, либо больший выход за тот же вклад. В обоих случаях, правда, задействуется весь спектр средств, combined arms.
Детализировать эти средства опять-таки не вижу причины - решить задачу контроля за чужой государственной границей в уме вы сможете не хуже меня. Как избавиться от пошлины в один реал на каждый пучок бананов и проч..
Так как я об эльфах (помните, да?), то любопытны здесь в первую очередь культурные средства. Что значит культурное средство принуждения к чему-то? А это когда ствола у человечкиного виска не наблюдается, будущий штраф не грозит - а действия человечка или его же бездействие всё равно угодны принуждающему. Почему? А потому, что у человечка в голове такая картина мира, в которой эти действия единственно возможны.
Я говорю именно о картине мира, а не о правилах поведения или морали. Правила - штука обоюдоострая. Ну, воспитал ты честного лоха, живёшь с него. Так он же, сволочь, со всеми честный... его либо другой подберёт за лучший прайс ("больше социализма!"), либо эти лохи стакнутся между собой, и у них к тебе появятся очень неприятные вопросы.
Поэтому лохов нам не надо. Нам нужны люди хозяйственные, домовитые, самостоятельные, рачительные, мудроватые, всегда готовые урвать, но урвать способные только по мелочи и неспособные урвать незаметно. Чтобы им всегда стыдненько было. И вот за этот свой стыд они хозяину будут без лести преданы напрочь. Дешёвые и сердитые.
Безбилетник с улыбкой человека, страдающего запором, перебегает по платформе в уже пройдённый контролёрами вагон электрички. Будьте уверены, он не станет сочувствовать всяким там крамольникам. Наоборот-с, будет всячески охранительствовать, фундируя свои пристрастия житейской мудростью (это кто постарше), или практической смёткой (это молодёжь).
Так что итогом правильного применения культурных средств оказывается не "я должен" или "мне нельзя", а "жизнь такая". Почувствуйте разницу.
...Совершенно верно, уважаемые. История и религия. Везде, где колониалистам затруднительно жечь порох и противно рыться в бухгалтерских книгах, местной скотинке ставят историю и религию, чтобы скотинка понимала: "жизнь такая". И вела себя соответственно, уступив права на свои границы тем, кому с историей повезло больше.
Да, если хотите меня насмешить, то объясните, как и, главное, зачем вшивый деревенский сказитель станет бороться с белым профессором - или сколько-нибудь грамотным проходимцем, мечтающем о славе Шампольона - за умы односельчан при условии, что профессору или проходимцу до этих умов есть дело. Хотя бы и оплаченное из средств вице-короля.
Я полагаю самоочевидным совпадение "открытия для себя" белыми людьми истории всяких экзотических народов с её, этой самой истории, написанием этими самыми белыми людьми. В меру нужд и разумения. Более того, история белых людей... да, тоже, потому что довольно долго одни белые люди ездили на других белых людях не хуже, чем на неграх и прочих индусах, а такое нуждается в оправдании. Те же самые средства можно использовать и в плюсовых целях, сочинив своим приличное прошлое, обязывающее к приличному настоящему... погуглите "Краледворская рукопись", кто не знает. Кто знает, не гуглите.
Ах да, я же об эльфах. Об остроухих таких. И вот почему о них. Белый Профессор сел и написал историю-с-религией (мифологию) для белых людей, по раскладам оказавшихся дикарями и подвергшихся колонизации со стороны кого-то ещё более белого, причём изложил её именно с точки зрения местного сказителя, малость наблатыкавшегося от "ещё более белых" . Кстати, найдите принципиальное отличие "Сильмариллиона" от всем известного произведения "Сталин-победитель". Я не нашёл.
Упаси меня несуществующий боже сомневаться в порядочности Профессора, в его эрудиции, образованности и таланте - или наоборот, приписывать ему на этом основании какое-нибудь сорокаградусное масонство или далеко идущие цели. Просто думать надо не о личности, а о социуме. В социуме, из которого всяческие туземцы получали свою историю - а также огненную воду, несовместимые с жизнью пулевые ранения, медицину, стеклянные бусы, какое-никакое образование, оспу... - такая игра ума была неизбежна. "Вот мы их как... а если нас так кто-нибудь, то как это выглядело бы?" Профессор и рассказал, как, от души в этот рассказ вложившись.
"Отсюда совсем не является странной" системообразующая роль толкиеновского эпоса. Наоборот, странно было бы, коль в век переформатирования старых добрых колониальных отношений в нечто новое и ещё более доброе, тщательно проработанная "история белых туземцев, которых не было" вдруг да не снискала бы оглушительной популярности.
Она отражает и облагораживает основные моменты этого самого переформатирования: нормирование вооружённого присутствия в колониях, упор на экономические и культурные методы поддержания зависимости, распространение бенефиций системы на "простое" население метрополий ("белые туземцы перестают быть туземцами" с уходом эльфов из поля зрения). А равно задаёт желательное отношение к ним на до-рациональном уровне.
"Почувствуй себя дядей Томом", да ещё и с хэппи-эндом. Неправильные "ещё более белые" - орки (они эльфы по происхождению, напоминаю), "гунны", соперничающий колониальный проект - устранены. Правильные "ещё более белые", которых сюда вроде как сослали за гопничество, но они понтуют и говорят, что сами уехали - из Высших Соображений оставляют свои сеттльменты. За Высшими Соображениями, впрочем, угадывается банальная потеря интереса. Миклухо-Гэндальф прощается со слезами на глазах, а доча богатого фактора так и вовсе тут остаётся замужем за молодым вождём (исп. Гойко Митич), хотя зажигалку и компас у неё отобрали... ладно, хорош стебаться.
Лучше о чём-нибудь полезном, пусть и в дальней перспективе.
То, что к русским применяли, а, главное, применяют и намерены применять далее колониальные методы много и от души - "это есть факт, месье Дюк". Разные люди объясняют это по-разному, указывают на вершки и корешки в каждом конкретном случае. Многие, правда, и я в том числе, сходятся на том, что желательный вариант светлого будущего для русских включает в себя отказ от этих методов. Наелись.
Отсюда вопрос: а какой "альтернативный эпос" нужен нам, когда вот этот отказ в режиме "никогда снова" будет осуществляться? Ну, чтобы получилось нечто системообразующее в разделе "выдуманных миров". Белого Профессора, в молодости воевавшего на Великой Войне, пусть всего полгода, у нас, правда, нет: зато в изобилии хоббиты, ш-шныряющие по железнодорожной платформе от контролёров, экономные наши.
Здесь я позволю себе закончить текст, ибо вопрос требует немалого времени на обдумывание. Да, простое отзеркаливание ВК в описанном базисе даёт "рыцарский роман", но этого совершенно недостаточно, ибо, повторю, сама задача, некогда успешно решённая Профессором, много обширнее и глубже.
Так что надо думать, смотреть вокруг, складывать осколочки.