Парк советского периодаalign="center">
Про Ленина.
Мне хотелось бы на эту ситуацию посмотреть абстрагируясь от политической оценки его фигуры. Как на организационную проблему.
Депутат Медынский говорит о том, что надо разбираться с кладбищем и "некро-языческим культом" у Кремлевской стены.
При этом дело представляется так, как будто Ленин там единственный погребенный.
Между тем, это не так.
На сегодняшний день мы имеем на Красной Площади довольно обширный некрополь.
В детстве у меня была книжка "У Кремлевской стены" автора Абрамова в которой приводился список всех захороненных с их биографями, росписью по форме захоронений и т.д., так что большую часть списочного состава погребенных я помню поименно.
Помимо самого Мавзолея в состав некрополя входят братские могилы "борцов революции" - участников большевистского переворота в Москве в ноябре 1917, и приравнянных к ним лиц, типа Джона Рида и Инессы Арманд.
Отдельно стоящие могилы "выдающихся деятелей парти и правительства" - Свердлов, Фрунзе, Дзержинский, Калинин, Жданов, Сталин, Ворошилов, Буденный, Суслов, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев.
Наконец - колумбарий, - самая представительная группа захоронений, в котором наряду с деятелями Коминтерна и недорасстрелянными палачами покоится прах величайших людей русской истории ХХ века - Гагарина, Курчатова, Королева, Жукова, Рокоссовского...
читать дальше"Воздушное погребение" Ленина в Мавзолее является смысловым центром этого некрополя.
Возникает вопрос, каким образом депутат Медынский и Ко собираются хоронить Ленина?
Если просто положат на глазах публики в специальной крипте, то никакого символического смысла такая акция нести не будет. То есть никакой декоммунизации от этого не случится. Хотя с наболее малоаппетитным внешним проявлением культа Ленина действительно будет покончено.
Если тело Ленина вынесут из Мавхолея и положат к Сталину и Брежневу, это тоже будет каким-то странным и половинчатым актом. Типа Вождя понизили до генсека.
Если тело Ленина вынесут из мавзолея и перенесут на Волково кладбище и т.д., то возникнет вопрос, почему именно В.И. Ульянову такое "понижение" по сравнению со Стопани, Стучкой и Киркижем.
То есть единственной логичной акцией было бы полное расформирование некрополя у Кремлевской стены - онако, вот загвоздка, эта акция может быть воспринята как оскорбление не только коммунистами, но и теми кому небезразлично место погребения таких национальных героев как Чкалов, Гагарин, Жуков, Рокоссовский, Курчатов, Королев.
Причем правительственной комиссии по этому опросу придется с высунутым язком придумывать новые места погребения для представителей разных "рангов" погребенных.
Скажем какое место предусмотреть для В.К. Триандафиллова - скромного труженика, разработавшего, однако, основы оперативного искусства Красной армии в 1939-45, а значит в чем-то тоже маршала победы, просто погибшего намного раньше.
Или для маршала Неделина - мученика советской ракетной программы.
Другими словами, ликвидация всего некрополя - это серьезная работа на несколько лет.
А убирать с Красной Площади Ленина, который объективно является одной из крупнейших фигур мировой истории в ХХ веке, оставляя при этом цареубийцу и казнокрада Войкова, прославившегося только тем, что его застрелил Коверда, - это несколько странновато.
Это логика неуважительная и дискриминирующая нашу историю.
При этом должен специально ответить тем, кто прибегает для защиты коммунистического некрополя к аргументам типа "нельзя трогать могилы".
Этот аргумент очень пригодился бы в 1918 году, когда по решению превращенного теперь в мощи Ленина была начата кампания по вскрытию мощей - то есть надругательства над погребениями и кощунства над святынями в одном флаконе.
В рамках этой кампании были совершены надругательства, к примеру, над мощами преп. Сергия Радонежскго и преп. Серафима Саровского - людей, духовное и нравственное значение которых для истории России и русского народа (политическое, прочем, тоже) неизмеримо выше значения Ленина.
Подобное решение Ленина дает нам моральное право распоряжаться с его останками как угодно.
Так что вопрос не в прикосновенности или неприкосновенности могил, а именно в самом общественном мемориальном статусе этих погребений.
Реальный выход, который мне видится, с учетом того, что я тоже не сторонник пребывания на Красной Площади и мумии, и всего историко-революционного комплекса - один.
Воплотить наконец-то возникшую еще после смерти Сталина, когда впервые была осознана неуместность кладбища, идея национального пантеона.
То есть мемориального захоронения выдающихся деятелей нашей истории.
Возможно, чтобы не переусложнять задачу, необходимо создать Красный Пантеон, то есть ограничиться теми выдающимися деятелями нашей истории, которые себя сами относили к советской власти и коммунизму.
Поскольку попытки колдовать над зданием пантеона, предпринимавшиеся после смерти Сталина не удались, логичней всего были бы не попытки придумать здание, выражающее советскую идею сейчас, а создание Парка-Пантеона.
Центром такого парка был бы перенесенный мавзолей в котором в крипте был бы погребен Ленин.
По периферии располагались бы братские могилы перенесенные с Красной площади.
На аллеях, сходящихся к мавзолею были бы расположены могилы выдающихся людей, связавших себя с советской властью.
Причем перенос нужен не только от Кремлевской Стены, но и с других кладбищ - прежде всего с Новодевичьего.
Так, чтобы создать достаточно полный мемориальный комплекс, куда люди могли бы придти поклониться памяти тех, кто создавал великую историю Советского государства.
Это был бы достойный выход из ситуации.
С одной стороны, он совпадал бы с решением самой советской власти, принятой после смерти Сталина.
С другой, решал бы вопрос и все противоречия с некрополем.
С третьей передавал бы действительное ощущение величия советского периода и был бы ему действительно достойным памятником.
На мой взгляд (а я напомню, что это взгляд человека активно выступавшего за восстановление икон на кремлевских башнях - и они-таки восстановлены) - это единственное достойное, нескандальное и непозорное решение данной исторической коллизии.
Призрак Ленина не должен мешать дальнейшему ходу нашей истории и то, что в его деятельности было дурного - не может быть канонизировано.
Однако демонстративное надругательство и над ним, и над величием созданной им системы, сделавшей весомый вклад в копилку величия русского народа, - также недопустимо.