В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
Про проект образовательного стандарта
Появление проекта нового образовательного стандарта для старших классов вызвало довольно бестолковую шумиху, которую мне уже пришлось комментировать на прошлой неделе. Учитывая активность некоторых газет и блогеров, которые стандарт не читали, но поспешили обругать, проведу краткий ликбез.
Для начала сейчас обновляются образовательные стандарты для всех трех ступеней средней школы (младшее, общее и полное среднее образование). Стандарт для младших классов уже утвержден, и начнет действовать с осени. Стандарт средней школы в обсуждении, но никаких особых новшеств интересных для неспециалистов там нет. Я там заметил только акцент на защиту здоровья учащихся и внедрение ИКТ в учебный процесс.
Стандарт для 1-2 последних классов школы (полное среднее образование) как раз вызвал шумное обсуждение. Подчеркну, обучения в остальных 8-9 классах он никак не касается.
Здесь выложу краткий пересказ новшеств. Полный текст документа вот.
1)Введение на старшей ступени элементов профилирования, т.е. ориентацию последней ступени среднего образования на подготовку школьников – к высшему. Для этого вводятся три уровня преподавания предметов: интегрированный, базовый и профилированный. Первый близок к современной программе обучения, с некоторыми вычетами и слиянием отдельных курсов. Второй - это школа плюс хороший факультативный курс. Профильный включает элементы высшего образования: например, профильный курс русского языка включает основы филологии и лингвистики, информатика – язык программирования, элементы теории алгоритмов и информацию о типах и структурах данных.
Предметы объединяются в следующие группы: язык и литература, иностранные языки, общественные науки, естественные науки, информатика и математика, курсы по выбору. Из каждой группы ученик выбирает 1-2 предмета (в сумме до 7), 3-4 базового и интегрированного преподавания и от 3 до 4 профильного (с. 56). К этому учебном плану добавляют невыбираемые курсы: физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект и предмет «Россия в мире» (последние два пункта поясню ниже). Все перечисленное в абзаце образует обязательный набор предметов, занимающий 40% учебного времени (с. 40).
Еще 60% нагрузки распределяется внизу на уровне регионов и школ, по сути, - между тем же набором дисциплин. По-моему, доля распределяемых на месте учебных часов есть и сейчас, просто ее процент значительно меньше. Практику распределения этих часов точно не знаю, предлагаю высказываться читателям работающим в образовании.
Для противников европейской системы религиозного воспитания подчеркну: никакого ОПК в стандарте нет, как и «уроков и бизнеса и финансов» и «патриотического воспитания». Хотя они гипотетически могут появиться в курсах по выбору, каковое решение принимается внизу.
2)Два принципиальных предметных новшества индивидуальный проект и «Россия в мире».
Индивидуальный проект (с. 37-39) – аналог курсовой или дипломной работы в университете. Цель данного предмета - научить школьника самостоятельно или коллективно решать поставленную задачу в рамках полученных в школе навыков. Когда я учился, аналог ИП был у нас в качестве эксперимента. Это выглядело, как написание курсовой работы с поправкой на школьный уровень. Субъективно этот опыт мне кажется полезным.
«Россия в мире» (с. 18) - не является предметом направленным исключительно на формирование идентичности и воспитания (хотя это порой нужно, иной выпускник школы спускается с гор – как с луны падает). РвМ будет включать в себя синтез истории, обществознания и географии с привязкой к России и (фанфары!) навыки самостоятельного анализа исторической и актуальной информации (п. 5 и 7). На такой курс не плохо бы и многих взрослых отправить.
Число учебных часов под эти и другие предметы в стандартах не прописывается и определяется на уровне школьных программ. Других специальных «воспитательных» предметов в стандарте нет, но задач по воспитанию в рамках общего процесса со школы никто не снимал и не снимает.
Итог предлагаемой реформы:
-расширение возможностей школ по распределению учебной нагрузки;
-возможностей регулирования глубины обучения в старших классах исходя из планов поступления учащихся (функциональная разгрузка «подготовительных курсов» вузов);
-введение «курсовых работ».
Реально обязательным станет последний пункт. На практике, как я понимаю, допускается, что многие школы в рамках распределения отпущенных 60% учебного времени будут работать по-старому, лишь введя углубленное профильное изучение некоторых предметов по выбору учащихся.
Все. Никаких «ужасов» с тотальным сокращением образования в плане и близко нет. Идеи довольно смелые, могут не везде пойти (видимо, поэтому школам так основательно и развязали руки).
К счастью или к сожалению, судьба этого документа неясна. Обстоятельства его представления публики и текст стандарта позволяет предполагать, что его авторы пытаются провести, используя этот документ, набор изменений в образовании вопреки сопротивлению весомой партии противников, в которую, похоже, входит и министр образования Фурсенко.
На это пока четко указывают три обстоятельства:
-документ был представлен общественности главой непрофильного комитета Госдумы по культуре Ивлевым, комитет же по образованию этот документ проигнорировал.
-стандарт составлен слишком подробно и включает в себя ряд моментов (в т.ч. программы по предметам), которые принято выносит в другие документы.
-сама агрессивная кампания в блогах и СМИ, которая не объяснима естественным ходом событий, ведь большинство критиков явно вообще не читало стандарт.
Кто в итоге победит: «партия реформ» или «партия Фурсенко» - не знаю.
Появление проекта нового образовательного стандарта для старших классов вызвало довольно бестолковую шумиху, которую мне уже пришлось комментировать на прошлой неделе. Учитывая активность некоторых газет и блогеров, которые стандарт не читали, но поспешили обругать, проведу краткий ликбез.
Для начала сейчас обновляются образовательные стандарты для всех трех ступеней средней школы (младшее, общее и полное среднее образование). Стандарт для младших классов уже утвержден, и начнет действовать с осени. Стандарт средней школы в обсуждении, но никаких особых новшеств интересных для неспециалистов там нет. Я там заметил только акцент на защиту здоровья учащихся и внедрение ИКТ в учебный процесс.
Стандарт для 1-2 последних классов школы (полное среднее образование) как раз вызвал шумное обсуждение. Подчеркну, обучения в остальных 8-9 классах он никак не касается.
Здесь выложу краткий пересказ новшеств. Полный текст документа вот.
1)Введение на старшей ступени элементов профилирования, т.е. ориентацию последней ступени среднего образования на подготовку школьников – к высшему. Для этого вводятся три уровня преподавания предметов: интегрированный, базовый и профилированный. Первый близок к современной программе обучения, с некоторыми вычетами и слиянием отдельных курсов. Второй - это школа плюс хороший факультативный курс. Профильный включает элементы высшего образования: например, профильный курс русского языка включает основы филологии и лингвистики, информатика – язык программирования, элементы теории алгоритмов и информацию о типах и структурах данных.
Предметы объединяются в следующие группы: язык и литература, иностранные языки, общественные науки, естественные науки, информатика и математика, курсы по выбору. Из каждой группы ученик выбирает 1-2 предмета (в сумме до 7), 3-4 базового и интегрированного преподавания и от 3 до 4 профильного (с. 56). К этому учебном плану добавляют невыбираемые курсы: физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект и предмет «Россия в мире» (последние два пункта поясню ниже). Все перечисленное в абзаце образует обязательный набор предметов, занимающий 40% учебного времени (с. 40).
Еще 60% нагрузки распределяется внизу на уровне регионов и школ, по сути, - между тем же набором дисциплин. По-моему, доля распределяемых на месте учебных часов есть и сейчас, просто ее процент значительно меньше. Практику распределения этих часов точно не знаю, предлагаю высказываться читателям работающим в образовании.
Для противников европейской системы религиозного воспитания подчеркну: никакого ОПК в стандарте нет, как и «уроков и бизнеса и финансов» и «патриотического воспитания». Хотя они гипотетически могут появиться в курсах по выбору, каковое решение принимается внизу.
2)Два принципиальных предметных новшества индивидуальный проект и «Россия в мире».
Индивидуальный проект (с. 37-39) – аналог курсовой или дипломной работы в университете. Цель данного предмета - научить школьника самостоятельно или коллективно решать поставленную задачу в рамках полученных в школе навыков. Когда я учился, аналог ИП был у нас в качестве эксперимента. Это выглядело, как написание курсовой работы с поправкой на школьный уровень. Субъективно этот опыт мне кажется полезным.
«Россия в мире» (с. 18) - не является предметом направленным исключительно на формирование идентичности и воспитания (хотя это порой нужно, иной выпускник школы спускается с гор – как с луны падает). РвМ будет включать в себя синтез истории, обществознания и географии с привязкой к России и (фанфары!) навыки самостоятельного анализа исторической и актуальной информации (п. 5 и 7). На такой курс не плохо бы и многих взрослых отправить.
Число учебных часов под эти и другие предметы в стандартах не прописывается и определяется на уровне школьных программ. Других специальных «воспитательных» предметов в стандарте нет, но задач по воспитанию в рамках общего процесса со школы никто не снимал и не снимает.
Итог предлагаемой реформы:
-расширение возможностей школ по распределению учебной нагрузки;
-возможностей регулирования глубины обучения в старших классах исходя из планов поступления учащихся (функциональная разгрузка «подготовительных курсов» вузов);
-введение «курсовых работ».
Реально обязательным станет последний пункт. На практике, как я понимаю, допускается, что многие школы в рамках распределения отпущенных 60% учебного времени будут работать по-старому, лишь введя углубленное профильное изучение некоторых предметов по выбору учащихся.
Все. Никаких «ужасов» с тотальным сокращением образования в плане и близко нет. Идеи довольно смелые, могут не везде пойти (видимо, поэтому школам так основательно и развязали руки).
К счастью или к сожалению, судьба этого документа неясна. Обстоятельства его представления публики и текст стандарта позволяет предполагать, что его авторы пытаются провести, используя этот документ, набор изменений в образовании вопреки сопротивлению весомой партии противников, в которую, похоже, входит и министр образования Фурсенко.
На это пока четко указывают три обстоятельства:
-документ был представлен общественности главой непрофильного комитета Госдумы по культуре Ивлевым, комитет же по образованию этот документ проигнорировал.
-стандарт составлен слишком подробно и включает в себя ряд моментов (в т.ч. программы по предметам), которые принято выносит в другие документы.
-сама агрессивная кампания в блогах и СМИ, которая не объяснима естественным ходом событий, ведь большинство критиков явно вообще не читало стандарт.
Кто в итоге победит: «партия реформ» или «партия Фурсенко» - не знаю.
19.01.2011 в 03:39
19.01.2011 в 06:24
19.01.2011 в 07:19