В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
Болонский тупик Украины
обучение по кредитно-модульной системе и отсутствие в Украине достойного места приложения знаний в области естественных и инженерных наук стимулировало гипертрофированную переориентацию интереса молодежи на получение образования гуманитарного профиля. Недавние запоздалые меры правительства по ограничению государственного заказа на соответствующие специальности вряд ли серьезно изменят эту тенденцию. В сознании молодежи уже достаточно глубоко укоренилось убеждение, что проще получить диплом гуманитария (юриста, экономиста, менеджера и т.п.), чем (выражаясь на студенческом сленге) "сушить мозги" на математическом, физическом, химическом или каком-либо техническом факультете вуза. Все хотят только управлять, считать, торговать, распределять, но никто не желает производить товары и продукты. Конечно, этому способствует и резкое снижение общего уровня отечественного физико-математического образования, начиная с общеобразовательной школы. А ведь именно оно является основой прогресса и стержнем материального производства и современных технологий.
За свистопляской вокруг "болонизации" предана забвению и полностью уничтожена система подготовки кадров по рабочим специальностям - через те же профтехучилища.
Стимулирование "болонского процесса" при том, что Украина в обозримой перспективе не станет членом ЕС, уже сейчас поставило ее на край кадровой и технологической пропасти.
Не секрет, что нет более масштабного внешнеполитического устремления Украины, чем вступление в Европейский Союз (ЕС). Несомненно, что эту цель преследовало и присоединение нашей страны к так называемому "болонскому процессу" - Украина, следуя положениям "Болонской декларации", обязалась до 2010 года полностью адаптировать свою образовательную систему к европейской. Что из этого вышло - уже сейчас видно невооруженным взглядом. Стало ясно, что прежде чем ввязываться в эту авантюру, следовало оценить чем мы можем поступиться, что полезного можем взять от зарубежной системы, а от чего ни в коем случае не следует отказываться. Этого не было сделано. В итоге "болонизация" существенно снизила общий уровень отечественного образования и резко стимулировала отток молодых специалистов за рубеж. А в ближайшей перспективе - полный демонтаж некогда одной из лучших мире систем вузовского образования и подготовки научных кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).
Сладкий самообман
Ключевым положением "болонского процесса" является введение кредитно-модульной системы учета знаний. Она предполагает, что любой студент, мигрируя между различными университетами Европы, может получать знания по частям - в виде отдельных модулей, и эти модули обязательны к зачету в любом учебном заведении на пространстве ЕС. Каждый такой студент должен свободно владеть минимум тремя иностранными языками и иметь финансовые возможности для заграничных вояжей. Что из этого набора требований оказалось посильным для Украины? Скажу, забегая вперед, практически ничего!
Украинские вузы под напором Министерства образования и науки (МОН) принялись самоотверженно внедрять кредитно-модульную систему. Но как?! Массовая миграция студентов между университетами Европы была подменена перемещениями их из аудитории в аудиторию в пределах одного вуза. Далее, уже в начале "процесса", мало кто верил, что к 2010 году каждый наш студент будет свободно владеть хотя бы одним иностранным языком. Иллюзорной была и возможность финансового обеспечения массового обучения за границей. Ведь для большинства наших студентов проблемой является даже оплата учебы в отечественном вузе, а не то что длительных заграничных вояжей. Да и вообще - что это за свобода перемещения, если каждый студент для пересечения границы Шенгенской зоны должен запастись визой за 35 евро - ведь ЕС не откликнулся ответным жестом на установление Украиной безвизового въезда граждан Евросоюза на ее территорию.
Сладким самообманом оказалось и внедрение контроля знаний на основе кредитно-модульной системы. В ущербном варианте исполнения она подавляет творческий потенциал студентов и преподавателей. А для последних еще и создает колоссальную дополнительную нагрузку.
Закрывая глаза на очевидную и повсеместную профанацию положений "Болонской декларации", МОН Украины из кожи вон лезет, чтобы доказать свою лояльность "процессу". Один министерский клерк может озадачить своим, высосанным из пальца, циркуляром сотни докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. А уж о "головной боли" руководителей вузов, вынужденных беспрекословно отрабатывать различные руководящие перлы, и говорить не приходится!
При личном общении с десятками профессоров, доцентов, преподавателей различных вузов Донецка, Харькова, Киева мне ни разу (ни разу!) не довелось услышать ни единого доброго слова в адрес широкомасштабной компании "болонизации" отечественной образовательной сферы
Чтобы не быть голословным, приведу еще некоторые конкретные высказывания на этот счет. В самом начале "процесса" член-корреспондент НАН Украины, академик АМН Исаак Трахтенберг и академик НАН и АМН Украины Юрий Кундиев справедливо заметили, что "…обоснованное, взвешенное реформирование в разных сферах деятельности - это одно, а бесконечное и легковесное экспериментирование - это другое… Было бы ошибочным считать, что вхождение в "Болонский процесс" является панацеей от всех бед в сфере науки и образования". Лучше не скажешь! Ничем, как безответственным экспериментированием, нельзя назвать подмену традиционного экзамена кредитно-модульной системой контроля знаний по частям.
По мнению доцента НТУ "Харьковский политехнический институт" Александра Поступного, "…главная опасность состоит в стремлении интегрироваться в европейское образовательное пространство без предварительного полноправного вхождения в Евросоюз".
А вот какой прогноз на заре "болонизации" выдал мне один из профессоров ведущего донецкого вуза - ДонНТУ: "…Произойдет обычная для нас ломка "старого", в ходе которой проходимцы и ловкие парни от "культурной революции" постараются наловить рыбки в мутной водичке. Из университетов уберут наиболее сложные для обучения моменты под лозунгом, что в новой версии это будет развито и реформировано. А затем к болонской идее все потеряют интерес… Функционеры найдут новую жилу… Ректоры очень обрадуются и спустят все на тормозах. А мы (преподаватели) останемся у разбитого корыта: то есть в еще более худшей ситуации…".
Пару лет тому назад я пытался выяснить отношение к болонскому процессу проректора этого же вуза Ильи Навки. Однако, как только я произнес термин "болонский процесс", мой визави вежливо меня перебил вопросом: "А где вы видите процесс?". В самом деле, за подписанием декларации не последовали действия по реализации провозглашенных намерений, выработке и внедрению единых стандартов обучения по унифицированным программам. Наконец, не был создан координирующий центр. Европейские министры подписали декларацию и разъехались, предоставив всякому желающему пользоваться ею на свое усмотрение. Как сказал бы по этому поводу Станислав Ежи Лец: "Все оказалось не так, как на самом деле".
Впрочем Европа, в отличие от нас, не бросилась безоглядно отрабатывать туманные установки, содержащиеся на полутора страницах убористого текста "Болонской декларации". А ведущие университеты Европы, США и России ее вообще проигнорировали. Постепенно дискуссии вкруг "процесса" завершились практически полным его забвением на пространстве Евросоюза. В результате Болонская декларация и осталась всего лишь декларацией, т.е. сводом неких благих намерений. Она никого и ничему обязать не может, в том числе и Украину.
Но тогда в чем причина непомерного рвения чиновников нашего МОН? На этот вопрос есть простой и очевидный ответ. Под крышей "болонского процесса" они давно протоптали себе дорогу на просторы ЕС и ощущают себя его полнокровными субъектами. Привлекательные атрибуты такого статуса - загранкомандировки за бюджетные деньги, эксклюзивный доступ к различным зарубежным фондам, щедро финансирующих этот "политический туризм" лишь за словесную поддержку болонской идеи, это и (пусть даже сомнительная) слава первопроходцев в деле продвижения Украины в лоно ЕС.
Как вынуждена вести себя отечественная профессура под прессом министерских директив? Поделюсь одним весьма интересным наблюдением, которое я сделал в общении с коллегами по научно-педагогическому корпусу. Речь зашла об опасении, что этот "процесс" усилит отток способной молодежи на постоянное жительство за рубеж, и о моральной ответственности вузовских ученых за такую перспективу. Ответная реакция моих визави сводилась к следующему. Если, к примеру, я, профессор, готовлю бакалавров и магистров столь высокой квалификации, что заполучить их желают иностранные фирмы, то это свидетельствует о высоком качестве моей работы. И я не только не намерен ухудшать это качество, а напротив, несмотря ни на что, буду его совершенствовать. А то, что мои выпускники навсегда покинут Украину, - об этом голова пусть болит у государства.
Несколько циничная позиция, не правда ли? Возможно. Но, по-моему, ее логика безупречна! Это ответная реакция ученых и преподавателей на то, что государство (говоря на понятном ему языке) "кинуло" их на одну из самых низких ступенек социальной лестницы и не спешит исправить это положение. Вникните в драматизм ситуации - самая образованная часть общества уже не идентифицирует свои цели с проблемами собственной страны. А ведь в ее руки отдана подготовка нового поколения наших сограждан.
Поэтому у наших научно-педагогических работников и отношение к "Болонской декларации" в основном снисходительное. Они и до ее появления своими делами способствовали обмену студентами с разными зарубежными университетами. Они и сейчас делают свое дело, по возможности, абстрагируясь от болонской суеты, про себя следуя народной пословице "собака лает, а караван идет". Хотите, дескать, чтобы то, что мы делаем уже многие годы и продолжаем делать, называлось "болонским процессом"? Пожалуйста! Предоставим такое удовольствие очередному министру. Пусть тешится, как дитя новой игрушкой. Переживем. Ибо мы - долговечны, а министры меняются каждый год. О помощи уже не мечтаем, но, пожалуйста, не мешайте! Не донимайте нас бесконечными "ценными указаниями" и не заставляйте заниматься милым вам бумаготворчеством. И что? По выражению Н. Гоголя - "не дает ответа"
Декларируемые и истинные цели
Провозглашенные "на старте" цели, мотивы и движущие силы "болонского процесса" не были столь очевидны, как сейчас. С самого начала он представлялся как естественная и неизбежная часть общемирового процесса глобализации, сопротивляться которому, дескать, бессмысленно. Ведь "болонский процесс" направлен на решение благородных социальных целей, содействуя трудоустройству выпускников вузов любой европейской страны в любой другой из них на пространстве ЕС. Это должно привлечь на просторы Европы молодых и наиболее способных эмигрантов со всего мира, в том числе и с просторов СНГ.
Уместно спросить: а зачем это нужно старушке Европе? А вот зачем. Во-первых, значительная часть молодых европейцев все чаще предпочитает получать высшее образование и работу в США. Во-вторых, эмигранты должны заполнить ту нишу рабочих мест, которая не привлекательна для европейцев, причем главным образом в сфере материального производства. Ведь в странах ЕС, как и в нашей стране, резко снизился интерес абитуриентов к техническим специальностям. Но там эта тенденция находится в русле государственной политики. Она заключается в том, чтобы "у станка" стояли эмигранты, а руководящие должности занимали коренные граждане соответствующей страны - менеджеры, юристы, экономисты и т.п.
За всем этим стоит обострение конкуренции на рынке товаров и технологий между ЕС, США, Японией и Китаем. Как в этих условиях обеспечить на мировом рынке конкурентоспособность европейских товаров и услуг? Решить эту проблему и был призван "болонский процесс". Прежде всего за счет минимизации затрат на подготовку высококвалифицированной и сравнительно низкооплачиваемой рабочей силы. Источник такой рабочей силы "отцы Европы" вполне логично усмотрели в эмигрантах. И если на обучение молодежи, прибывшей из стран третьего мира, еще нужно тратиться, то от нас Европа получает готовых дипломированных специалистов совершенно бесплатно! В этом и состоит главная (циничная и эгоистическая) идея "болонского процесса". Но вот что примечательно - по мере того, как она воплощалась в жизнь, двери в ЕС для Украины закрывались все плотнее! Пока, наконец, вступление нашей страны в это сообщество не было отодвинуто на неопределенный срок.
На ум невольно приходит крылатое выражение персонажа из кинофильма "Волга-Волга": "Как все здорово начиналось, и как скверно кончилось!". А как все же "начиналось"? Уместно вспомнить, на каком внешнеполитическом фоне Украина присоединилась к "Болонской декларации". Страна, казалось, уже одной ногой стоит на "территории ценностей" ЕС. Поэтому присоединение к "процессу" выглядело достаточно привлекательно. Эйфория по этому поводу не знала границ. Но произошло то, что произошло. Украина утратила перспективу вступления в ЕС в обозримом будущем. В результате присоединение ее к "болонскому процессу" превратилось из иллюзорного преимущества в его реальную противоположность. Стало ясно, что нынешний интерес Европы к нашей высшей школе зиждется лишь на том, чтобы она превратилась в поставщика дешевой, но квалифицированной рабочей силы, "причесанной", к тому же, под потребности ЕС. А устоявшееся стремление большинства выпускников отечественных вузов навсегда покинуть страну говорит само за себя. Тогда как взаимное движение молодых специалистов в обратном направлении даже представить невозможно.
Таким образом, Европа практически реализовала свою стратегическую установку - расходы ваши, специалисты наши. А в наследство от "болонской системы" оставила нам ее худшую составляющую - кредитно-модульную систему. Именно она, по единодушному мнению украинской профессуры, привела к стремительной деградации отечественного высшего образования, так как оценка знаний (по частям!) не оставляет у студента цельного представления о соответствующем предмете, а, следовательно, и не способствует получению системных знаний. Подчеркиваю - долгосрочных системных, а не отрывочных сиюминутных (сдал модуль и забыл!). Кроме того, "болонский процесс" обучения ориентирован лишь на получение табулированных знаний, но никак не на развитие творческих способностей обучаемых. В нем нет места для реализации неординарных возможностей студента, способного мыслить креативно и генерировать собственные идеи.
"Болонский процесс" и сейчас выдается за единственный способ интеграции Украины в единое образовательное пространство Европы. На самом же деле Европа на нашем загривке пытается догнать стремительно опережающую ее тройку других лидеров в борьбе за мировые рынки. При нашей активной кадровой поддержке. Мало того, что Украина уже вытолкнула за рубеж тысячи своих кандидатов и сотни докторов наук, теперь ее государственные устремления переключились и на тех, кто еще сидит на студенческой скамье. Погоди, Европа, вот обучим их за деньги наших налогоплательщиков и подарим. А почему нет? Нам не жалко!
Иначе как идиотской такую государственную политику не назовешь. Ведь Украина не только бесплатно готовит специалистов для ЕС, но тем самым собственными руками уничтожает (в своем лице) потенциального конкурента европейскому производству.
Как тут Европе не восхищаться нашими действиями! Но всякий раз, когда из уст западных лидеров и функционеров ЕС я слышу поощрительные заверения в том, что Украина - европейская страна, меня посещает крамольная мысль - мы интересны Европе не как ее полноправная составляющая, а лишь как источник дешевой рабочей силы. А еще как буфер между ЕС и евроазиатским пространством. В связи с последним Европе даже предпочтительнее статус Украины вне ЕС! И она успешно охраняет этот статус, удерживая "европейскую страну" на "коротком поводке" обещаний приема ее в свое сообщество. Дальше обещаний дело никак не движется.
Печальные итоги
Пожалуй, единственное достижение, которым Украина может отчитаться перед инициаторами "болонского процесса", так это массовый перевод украинских ВУЗов на двухуровневый цикл обучения: бакалавр (3 - 4 года) и магистр (1 - 2 года). Дальнейшее продолжение указанного "образования" (в течение еще 2 - 3 лет) предполагает получение ученой степени "доктора философии" (Ph.D), что по уровню ниже "нашей" кандидатской степени. И все! "Наши" кандидаты и доктора наук "болонским процессом" вообще не предполагаются. Такой вот потолок повышения научной квалификации уготовили нам отцы "болонского процесса". Только Ph.D и дальше - "ни-ни"!
К счастью, Украина еще не свалилась в эту очевидную пропасть - худо-бедно, но у нас продолжаются защиты традиционных кандидатских и докторских диссертаций. И, право же, уровень ученых, подготовленных по этой системе, не ниже европейского! Скажу больше - до начала 90-х годов прошлого века признанными лидерами мировой науки и образования были СССР и США, а вовсе не Европа с ее самыми маститыми и древними университетами. А технологическим стержнем отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации была именно двухуровневая система "кандидат - доктор" наук. По грамотности взрослого населения Украина пока еще входит в число 3% стран мира, а по количеству ученых и инженеров - в 25%. Но поскольку весь этот интеллектуальный потенциал - багаж из нашего недалекого прошлого, то выходит, что не такое уж плохое было у нас образование. И нужно еще посмотреть, кто у кого должен учиться и перенимать опыт!
Тогда что плохого в двухуровневой системе подготовки научных кадров ? Как что? Не вписывается она в европейские стандарты! И поэтому давайте ликвидируем докторскую степень? Непременно! Но сначала заметим, что двухуровневая система подготовки кадров высшей квалификации не нравится прежде всего засевшей в министерских кабинетах безразмерной армии чиновников, без отрыва от производства и массово запасшихся кандидатскими степенями. Именно они наиболее активно ратуют за ликвидацию системы "кандидат - доктор".
С чего бы? А вспомним, что на иностранный манер наш кандидат именуется доктором наук. Да не просто доктором, а "доктором философии"! Кому же из отечественных столоначальников не хочется одним росчерком пера (без защиты соответствующей диссертации) превратиться из кандидата наук сразу в "доктора-философа"! А как иначе? Ведь стать доктором наук в рамках существующей у нас нормативно-правовой базы достаточно сложно - по неписаным канонам мира науки одна докторская диссертация равнозначна трем кандидатским.
Приведу мнение насчет болонских новаций одного выдающегося ученого, кстати, украинца по национальности и происхождению. Перечисление его регалий и должностей заняло бы целый абзац, поэтому укажу лишь главные из них. Я имею в виду академика Российской АН ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего. Вот что он сказал несколько лет тому назад на заседании Кабинета министров Российской Федерации: "…Введение двухцикловой (бакалавр-магистр - Н.Д.) подготовки специалистов в системе российского высшего образования и ликвидация ученой степени доктора наук - это катастрофа для российской науки и России в целом…". Впечатляет? В России - да. Ведь должность ректора МГУ в России по своему весу и значимости равнозначна президенту их Академии наук. Именно эти государственные институты России формируют ее научно-образовательную политику, а никак не министерские чиновники. Поэтому мы можем только позавидовать нашему трезвомыслящему северному соседу.
В отличие от нас, в России отношение к "болонскому процессу" довольно прохладное не только в среде практикующей профессуры, но и на государственном уровне. В Украине же право на жизнь имеет только официальная позиция МОН, при которой большинство руководителей отечественных вузов вынуждены неукоснительно исполнять директивы министерских клерков.
Но правда и то, что, рекламируя радужные перспективы "болонизации", руководители государственных вузов прежде всего стремятся привлечь максимальное число абитуриентов. Как на бюджетную, так и на платную форму обучения. Под первую ректор получает соответствующее бюджетное финансирование, вторая - приносит живые деньги для сносного существования вверенного ему вуза. При этом мало кого волнует то, что подготовленные за средства налогоплательщиков специалисты (как правило, наиболее способные) навсегда покинут Украину. Более того, в течение всего процесса обучения именно возможность трудоустройства за рубежом превозносится как высшая ценность и целевая установка. Такое вот своеобразное воспитание патриотизма!
И все это, как ни странно, освящено официальной политикой государства. Вместо того, чтобы создавать наукоемкое, современное и привлекательное для способной молодежи производство внутри Украины, государство выталкивает ее за рубеж. Стимулирование "болонского процесса" при том, что Украина в обозримой перспективе не станет членом ЕС, уже сейчас поставило ее на край кадровой и технологической пропасти.
В самом деле, обучение по кредитно-модульной системе и отсутствие в Украине достойного места приложения знаний в области естественных и инженерных наук стимулировало гипертрофированную переориентацию интереса молодежи на получение образования гуманитарного профиля. Недавние запоздалые меры правительства по ограничению государственного заказа на соответствующие специальности вряд ли серьезно изменят эту тенденцию. В сознании молодежи уже достаточно глубоко укоренилось убеждение, что проще получить диплом гуманитария (юриста, экономиста, менеджера и т.п.), чем (выражаясь на студенческом сленге) "сушить мозги" на математическом, физическом, химическом или каком-либо техническом факультете вуза. Все хотят только управлять, считать, торговать, распределять, но никто не желает производить товары и продукты. Конечно, этому способствует и резкое снижение общего уровня отечественного физико-математического образования, начиная с общеобразовательной школы. А ведь именно оно является основой прогресса и стержнем материального производства и современных технологий.
За свистопляской вокруг "болонизации" предана забвению и полностью уничтожена система подготовки кадров по рабочим специальностям - через те же профтехучилища. Зато кассиры, раскладчики продуктов, продавцы-консультанты с вузовскими дипломами заполонили торговые залы супермаркетов. Украина оказалась в кадровом тупике, выход из которого не просматривается. И во многом благодарю бездумной кампании "болонизации". Жаль, что объективно и прямолинейно по ее поводу высказался лишь один высокопоставленный академик-украинец, да и тот гражданин иного государства. И остается лишь слабая надежда на то, что вынесенное в эпиграф высказывание З. Фрейда когда-нибудь оправдается, что катастрофическое состояние отечественного образования осознают те, кто называет себя политической элитой Украины.
Николай ДАНЬШИН.
Доктор физико-математических наук.
Николай ДАНЬШИН.
Доктор физико-математических наук.
обучение по кредитно-модульной системе и отсутствие в Украине достойного места приложения знаний в области естественных и инженерных наук стимулировало гипертрофированную переориентацию интереса молодежи на получение образования гуманитарного профиля. Недавние запоздалые меры правительства по ограничению государственного заказа на соответствующие специальности вряд ли серьезно изменят эту тенденцию. В сознании молодежи уже достаточно глубоко укоренилось убеждение, что проще получить диплом гуманитария (юриста, экономиста, менеджера и т.п.), чем (выражаясь на студенческом сленге) "сушить мозги" на математическом, физическом, химическом или каком-либо техническом факультете вуза. Все хотят только управлять, считать, торговать, распределять, но никто не желает производить товары и продукты. Конечно, этому способствует и резкое снижение общего уровня отечественного физико-математического образования, начиная с общеобразовательной школы. А ведь именно оно является основой прогресса и стержнем материального производства и современных технологий.
За свистопляской вокруг "болонизации" предана забвению и полностью уничтожена система подготовки кадров по рабочим специальностям - через те же профтехучилища.
Стимулирование "болонского процесса" при том, что Украина в обозримой перспективе не станет членом ЕС, уже сейчас поставило ее на край кадровой и технологической пропасти.
Не секрет, что нет более масштабного внешнеполитического устремления Украины, чем вступление в Европейский Союз (ЕС). Несомненно, что эту цель преследовало и присоединение нашей страны к так называемому "болонскому процессу" - Украина, следуя положениям "Болонской декларации", обязалась до 2010 года полностью адаптировать свою образовательную систему к европейской. Что из этого вышло - уже сейчас видно невооруженным взглядом. Стало ясно, что прежде чем ввязываться в эту авантюру, следовало оценить чем мы можем поступиться, что полезного можем взять от зарубежной системы, а от чего ни в коем случае не следует отказываться. Этого не было сделано. В итоге "болонизация" существенно снизила общий уровень отечественного образования и резко стимулировала отток молодых специалистов за рубеж. А в ближайшей перспективе - полный демонтаж некогда одной из лучших мире систем вузовского образования и подготовки научных кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).
Сладкий самообман
Ключевым положением "болонского процесса" является введение кредитно-модульной системы учета знаний. Она предполагает, что любой студент, мигрируя между различными университетами Европы, может получать знания по частям - в виде отдельных модулей, и эти модули обязательны к зачету в любом учебном заведении на пространстве ЕС. Каждый такой студент должен свободно владеть минимум тремя иностранными языками и иметь финансовые возможности для заграничных вояжей. Что из этого набора требований оказалось посильным для Украины? Скажу, забегая вперед, практически ничего!
Украинские вузы под напором Министерства образования и науки (МОН) принялись самоотверженно внедрять кредитно-модульную систему. Но как?! Массовая миграция студентов между университетами Европы была подменена перемещениями их из аудитории в аудиторию в пределах одного вуза. Далее, уже в начале "процесса", мало кто верил, что к 2010 году каждый наш студент будет свободно владеть хотя бы одним иностранным языком. Иллюзорной была и возможность финансового обеспечения массового обучения за границей. Ведь для большинства наших студентов проблемой является даже оплата учебы в отечественном вузе, а не то что длительных заграничных вояжей. Да и вообще - что это за свобода перемещения, если каждый студент для пересечения границы Шенгенской зоны должен запастись визой за 35 евро - ведь ЕС не откликнулся ответным жестом на установление Украиной безвизового въезда граждан Евросоюза на ее территорию.
Сладким самообманом оказалось и внедрение контроля знаний на основе кредитно-модульной системы. В ущербном варианте исполнения она подавляет творческий потенциал студентов и преподавателей. А для последних еще и создает колоссальную дополнительную нагрузку.
Закрывая глаза на очевидную и повсеместную профанацию положений "Болонской декларации", МОН Украины из кожи вон лезет, чтобы доказать свою лояльность "процессу". Один министерский клерк может озадачить своим, высосанным из пальца, циркуляром сотни докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. А уж о "головной боли" руководителей вузов, вынужденных беспрекословно отрабатывать различные руководящие перлы, и говорить не приходится!
При личном общении с десятками профессоров, доцентов, преподавателей различных вузов Донецка, Харькова, Киева мне ни разу (ни разу!) не довелось услышать ни единого доброго слова в адрес широкомасштабной компании "болонизации" отечественной образовательной сферы
Чтобы не быть голословным, приведу еще некоторые конкретные высказывания на этот счет. В самом начале "процесса" член-корреспондент НАН Украины, академик АМН Исаак Трахтенберг и академик НАН и АМН Украины Юрий Кундиев справедливо заметили, что "…обоснованное, взвешенное реформирование в разных сферах деятельности - это одно, а бесконечное и легковесное экспериментирование - это другое… Было бы ошибочным считать, что вхождение в "Болонский процесс" является панацеей от всех бед в сфере науки и образования". Лучше не скажешь! Ничем, как безответственным экспериментированием, нельзя назвать подмену традиционного экзамена кредитно-модульной системой контроля знаний по частям.
По мнению доцента НТУ "Харьковский политехнический институт" Александра Поступного, "…главная опасность состоит в стремлении интегрироваться в европейское образовательное пространство без предварительного полноправного вхождения в Евросоюз".
А вот какой прогноз на заре "болонизации" выдал мне один из профессоров ведущего донецкого вуза - ДонНТУ: "…Произойдет обычная для нас ломка "старого", в ходе которой проходимцы и ловкие парни от "культурной революции" постараются наловить рыбки в мутной водичке. Из университетов уберут наиболее сложные для обучения моменты под лозунгом, что в новой версии это будет развито и реформировано. А затем к болонской идее все потеряют интерес… Функционеры найдут новую жилу… Ректоры очень обрадуются и спустят все на тормозах. А мы (преподаватели) останемся у разбитого корыта: то есть в еще более худшей ситуации…".
Пару лет тому назад я пытался выяснить отношение к болонскому процессу проректора этого же вуза Ильи Навки. Однако, как только я произнес термин "болонский процесс", мой визави вежливо меня перебил вопросом: "А где вы видите процесс?". В самом деле, за подписанием декларации не последовали действия по реализации провозглашенных намерений, выработке и внедрению единых стандартов обучения по унифицированным программам. Наконец, не был создан координирующий центр. Европейские министры подписали декларацию и разъехались, предоставив всякому желающему пользоваться ею на свое усмотрение. Как сказал бы по этому поводу Станислав Ежи Лец: "Все оказалось не так, как на самом деле".
Впрочем Европа, в отличие от нас, не бросилась безоглядно отрабатывать туманные установки, содержащиеся на полутора страницах убористого текста "Болонской декларации". А ведущие университеты Европы, США и России ее вообще проигнорировали. Постепенно дискуссии вкруг "процесса" завершились практически полным его забвением на пространстве Евросоюза. В результате Болонская декларация и осталась всего лишь декларацией, т.е. сводом неких благих намерений. Она никого и ничему обязать не может, в том числе и Украину.
Но тогда в чем причина непомерного рвения чиновников нашего МОН? На этот вопрос есть простой и очевидный ответ. Под крышей "болонского процесса" они давно протоптали себе дорогу на просторы ЕС и ощущают себя его полнокровными субъектами. Привлекательные атрибуты такого статуса - загранкомандировки за бюджетные деньги, эксклюзивный доступ к различным зарубежным фондам, щедро финансирующих этот "политический туризм" лишь за словесную поддержку болонской идеи, это и (пусть даже сомнительная) слава первопроходцев в деле продвижения Украины в лоно ЕС.
Как вынуждена вести себя отечественная профессура под прессом министерских директив? Поделюсь одним весьма интересным наблюдением, которое я сделал в общении с коллегами по научно-педагогическому корпусу. Речь зашла об опасении, что этот "процесс" усилит отток способной молодежи на постоянное жительство за рубеж, и о моральной ответственности вузовских ученых за такую перспективу. Ответная реакция моих визави сводилась к следующему. Если, к примеру, я, профессор, готовлю бакалавров и магистров столь высокой квалификации, что заполучить их желают иностранные фирмы, то это свидетельствует о высоком качестве моей работы. И я не только не намерен ухудшать это качество, а напротив, несмотря ни на что, буду его совершенствовать. А то, что мои выпускники навсегда покинут Украину, - об этом голова пусть болит у государства.
Несколько циничная позиция, не правда ли? Возможно. Но, по-моему, ее логика безупречна! Это ответная реакция ученых и преподавателей на то, что государство (говоря на понятном ему языке) "кинуло" их на одну из самых низких ступенек социальной лестницы и не спешит исправить это положение. Вникните в драматизм ситуации - самая образованная часть общества уже не идентифицирует свои цели с проблемами собственной страны. А ведь в ее руки отдана подготовка нового поколения наших сограждан.
Поэтому у наших научно-педагогических работников и отношение к "Болонской декларации" в основном снисходительное. Они и до ее появления своими делами способствовали обмену студентами с разными зарубежными университетами. Они и сейчас делают свое дело, по возможности, абстрагируясь от болонской суеты, про себя следуя народной пословице "собака лает, а караван идет". Хотите, дескать, чтобы то, что мы делаем уже многие годы и продолжаем делать, называлось "болонским процессом"? Пожалуйста! Предоставим такое удовольствие очередному министру. Пусть тешится, как дитя новой игрушкой. Переживем. Ибо мы - долговечны, а министры меняются каждый год. О помощи уже не мечтаем, но, пожалуйста, не мешайте! Не донимайте нас бесконечными "ценными указаниями" и не заставляйте заниматься милым вам бумаготворчеством. И что? По выражению Н. Гоголя - "не дает ответа"
Декларируемые и истинные цели
Провозглашенные "на старте" цели, мотивы и движущие силы "болонского процесса" не были столь очевидны, как сейчас. С самого начала он представлялся как естественная и неизбежная часть общемирового процесса глобализации, сопротивляться которому, дескать, бессмысленно. Ведь "болонский процесс" направлен на решение благородных социальных целей, содействуя трудоустройству выпускников вузов любой европейской страны в любой другой из них на пространстве ЕС. Это должно привлечь на просторы Европы молодых и наиболее способных эмигрантов со всего мира, в том числе и с просторов СНГ.
Уместно спросить: а зачем это нужно старушке Европе? А вот зачем. Во-первых, значительная часть молодых европейцев все чаще предпочитает получать высшее образование и работу в США. Во-вторых, эмигранты должны заполнить ту нишу рабочих мест, которая не привлекательна для европейцев, причем главным образом в сфере материального производства. Ведь в странах ЕС, как и в нашей стране, резко снизился интерес абитуриентов к техническим специальностям. Но там эта тенденция находится в русле государственной политики. Она заключается в том, чтобы "у станка" стояли эмигранты, а руководящие должности занимали коренные граждане соответствующей страны - менеджеры, юристы, экономисты и т.п.
За всем этим стоит обострение конкуренции на рынке товаров и технологий между ЕС, США, Японией и Китаем. Как в этих условиях обеспечить на мировом рынке конкурентоспособность европейских товаров и услуг? Решить эту проблему и был призван "болонский процесс". Прежде всего за счет минимизации затрат на подготовку высококвалифицированной и сравнительно низкооплачиваемой рабочей силы. Источник такой рабочей силы "отцы Европы" вполне логично усмотрели в эмигрантах. И если на обучение молодежи, прибывшей из стран третьего мира, еще нужно тратиться, то от нас Европа получает готовых дипломированных специалистов совершенно бесплатно! В этом и состоит главная (циничная и эгоистическая) идея "болонского процесса". Но вот что примечательно - по мере того, как она воплощалась в жизнь, двери в ЕС для Украины закрывались все плотнее! Пока, наконец, вступление нашей страны в это сообщество не было отодвинуто на неопределенный срок.
На ум невольно приходит крылатое выражение персонажа из кинофильма "Волга-Волга": "Как все здорово начиналось, и как скверно кончилось!". А как все же "начиналось"? Уместно вспомнить, на каком внешнеполитическом фоне Украина присоединилась к "Болонской декларации". Страна, казалось, уже одной ногой стоит на "территории ценностей" ЕС. Поэтому присоединение к "процессу" выглядело достаточно привлекательно. Эйфория по этому поводу не знала границ. Но произошло то, что произошло. Украина утратила перспективу вступления в ЕС в обозримом будущем. В результате присоединение ее к "болонскому процессу" превратилось из иллюзорного преимущества в его реальную противоположность. Стало ясно, что нынешний интерес Европы к нашей высшей школе зиждется лишь на том, чтобы она превратилась в поставщика дешевой, но квалифицированной рабочей силы, "причесанной", к тому же, под потребности ЕС. А устоявшееся стремление большинства выпускников отечественных вузов навсегда покинуть страну говорит само за себя. Тогда как взаимное движение молодых специалистов в обратном направлении даже представить невозможно.
Таким образом, Европа практически реализовала свою стратегическую установку - расходы ваши, специалисты наши. А в наследство от "болонской системы" оставила нам ее худшую составляющую - кредитно-модульную систему. Именно она, по единодушному мнению украинской профессуры, привела к стремительной деградации отечественного высшего образования, так как оценка знаний (по частям!) не оставляет у студента цельного представления о соответствующем предмете, а, следовательно, и не способствует получению системных знаний. Подчеркиваю - долгосрочных системных, а не отрывочных сиюминутных (сдал модуль и забыл!). Кроме того, "болонский процесс" обучения ориентирован лишь на получение табулированных знаний, но никак не на развитие творческих способностей обучаемых. В нем нет места для реализации неординарных возможностей студента, способного мыслить креативно и генерировать собственные идеи.
"Болонский процесс" и сейчас выдается за единственный способ интеграции Украины в единое образовательное пространство Европы. На самом же деле Европа на нашем загривке пытается догнать стремительно опережающую ее тройку других лидеров в борьбе за мировые рынки. При нашей активной кадровой поддержке. Мало того, что Украина уже вытолкнула за рубеж тысячи своих кандидатов и сотни докторов наук, теперь ее государственные устремления переключились и на тех, кто еще сидит на студенческой скамье. Погоди, Европа, вот обучим их за деньги наших налогоплательщиков и подарим. А почему нет? Нам не жалко!
Иначе как идиотской такую государственную политику не назовешь. Ведь Украина не только бесплатно готовит специалистов для ЕС, но тем самым собственными руками уничтожает (в своем лице) потенциального конкурента европейскому производству.
Как тут Европе не восхищаться нашими действиями! Но всякий раз, когда из уст западных лидеров и функционеров ЕС я слышу поощрительные заверения в том, что Украина - европейская страна, меня посещает крамольная мысль - мы интересны Европе не как ее полноправная составляющая, а лишь как источник дешевой рабочей силы. А еще как буфер между ЕС и евроазиатским пространством. В связи с последним Европе даже предпочтительнее статус Украины вне ЕС! И она успешно охраняет этот статус, удерживая "европейскую страну" на "коротком поводке" обещаний приема ее в свое сообщество. Дальше обещаний дело никак не движется.
Печальные итоги
Пожалуй, единственное достижение, которым Украина может отчитаться перед инициаторами "болонского процесса", так это массовый перевод украинских ВУЗов на двухуровневый цикл обучения: бакалавр (3 - 4 года) и магистр (1 - 2 года). Дальнейшее продолжение указанного "образования" (в течение еще 2 - 3 лет) предполагает получение ученой степени "доктора философии" (Ph.D), что по уровню ниже "нашей" кандидатской степени. И все! "Наши" кандидаты и доктора наук "болонским процессом" вообще не предполагаются. Такой вот потолок повышения научной квалификации уготовили нам отцы "болонского процесса". Только Ph.D и дальше - "ни-ни"!
К счастью, Украина еще не свалилась в эту очевидную пропасть - худо-бедно, но у нас продолжаются защиты традиционных кандидатских и докторских диссертаций. И, право же, уровень ученых, подготовленных по этой системе, не ниже европейского! Скажу больше - до начала 90-х годов прошлого века признанными лидерами мировой науки и образования были СССР и США, а вовсе не Европа с ее самыми маститыми и древними университетами. А технологическим стержнем отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации была именно двухуровневая система "кандидат - доктор" наук. По грамотности взрослого населения Украина пока еще входит в число 3% стран мира, а по количеству ученых и инженеров - в 25%. Но поскольку весь этот интеллектуальный потенциал - багаж из нашего недалекого прошлого, то выходит, что не такое уж плохое было у нас образование. И нужно еще посмотреть, кто у кого должен учиться и перенимать опыт!
Тогда что плохого в двухуровневой системе подготовки научных кадров ? Как что? Не вписывается она в европейские стандарты! И поэтому давайте ликвидируем докторскую степень? Непременно! Но сначала заметим, что двухуровневая система подготовки кадров высшей квалификации не нравится прежде всего засевшей в министерских кабинетах безразмерной армии чиновников, без отрыва от производства и массово запасшихся кандидатскими степенями. Именно они наиболее активно ратуют за ликвидацию системы "кандидат - доктор".
С чего бы? А вспомним, что на иностранный манер наш кандидат именуется доктором наук. Да не просто доктором, а "доктором философии"! Кому же из отечественных столоначальников не хочется одним росчерком пера (без защиты соответствующей диссертации) превратиться из кандидата наук сразу в "доктора-философа"! А как иначе? Ведь стать доктором наук в рамках существующей у нас нормативно-правовой базы достаточно сложно - по неписаным канонам мира науки одна докторская диссертация равнозначна трем кандидатским.
Приведу мнение насчет болонских новаций одного выдающегося ученого, кстати, украинца по национальности и происхождению. Перечисление его регалий и должностей заняло бы целый абзац, поэтому укажу лишь главные из них. Я имею в виду академика Российской АН ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего. Вот что он сказал несколько лет тому назад на заседании Кабинета министров Российской Федерации: "…Введение двухцикловой (бакалавр-магистр - Н.Д.) подготовки специалистов в системе российского высшего образования и ликвидация ученой степени доктора наук - это катастрофа для российской науки и России в целом…". Впечатляет? В России - да. Ведь должность ректора МГУ в России по своему весу и значимости равнозначна президенту их Академии наук. Именно эти государственные институты России формируют ее научно-образовательную политику, а никак не министерские чиновники. Поэтому мы можем только позавидовать нашему трезвомыслящему северному соседу.
В отличие от нас, в России отношение к "болонскому процессу" довольно прохладное не только в среде практикующей профессуры, но и на государственном уровне. В Украине же право на жизнь имеет только официальная позиция МОН, при которой большинство руководителей отечественных вузов вынуждены неукоснительно исполнять директивы министерских клерков.
Но правда и то, что, рекламируя радужные перспективы "болонизации", руководители государственных вузов прежде всего стремятся привлечь максимальное число абитуриентов. Как на бюджетную, так и на платную форму обучения. Под первую ректор получает соответствующее бюджетное финансирование, вторая - приносит живые деньги для сносного существования вверенного ему вуза. При этом мало кого волнует то, что подготовленные за средства налогоплательщиков специалисты (как правило, наиболее способные) навсегда покинут Украину. Более того, в течение всего процесса обучения именно возможность трудоустройства за рубежом превозносится как высшая ценность и целевая установка. Такое вот своеобразное воспитание патриотизма!
И все это, как ни странно, освящено официальной политикой государства. Вместо того, чтобы создавать наукоемкое, современное и привлекательное для способной молодежи производство внутри Украины, государство выталкивает ее за рубеж. Стимулирование "болонского процесса" при том, что Украина в обозримой перспективе не станет членом ЕС, уже сейчас поставило ее на край кадровой и технологической пропасти.
В самом деле, обучение по кредитно-модульной системе и отсутствие в Украине достойного места приложения знаний в области естественных и инженерных наук стимулировало гипертрофированную переориентацию интереса молодежи на получение образования гуманитарного профиля. Недавние запоздалые меры правительства по ограничению государственного заказа на соответствующие специальности вряд ли серьезно изменят эту тенденцию. В сознании молодежи уже достаточно глубоко укоренилось убеждение, что проще получить диплом гуманитария (юриста, экономиста, менеджера и т.п.), чем (выражаясь на студенческом сленге) "сушить мозги" на математическом, физическом, химическом или каком-либо техническом факультете вуза. Все хотят только управлять, считать, торговать, распределять, но никто не желает производить товары и продукты. Конечно, этому способствует и резкое снижение общего уровня отечественного физико-математического образования, начиная с общеобразовательной школы. А ведь именно оно является основой прогресса и стержнем материального производства и современных технологий.
За свистопляской вокруг "болонизации" предана забвению и полностью уничтожена система подготовки кадров по рабочим специальностям - через те же профтехучилища. Зато кассиры, раскладчики продуктов, продавцы-консультанты с вузовскими дипломами заполонили торговые залы супермаркетов. Украина оказалась в кадровом тупике, выход из которого не просматривается. И во многом благодарю бездумной кампании "болонизации". Жаль, что объективно и прямолинейно по ее поводу высказался лишь один высокопоставленный академик-украинец, да и тот гражданин иного государства. И остается лишь слабая надежда на то, что вынесенное в эпиграф высказывание З. Фрейда когда-нибудь оправдается, что катастрофическое состояние отечественного образования осознают те, кто называет себя политической элитой Украины.
Николай ДАНЬШИН.
Доктор физико-математических наук.
Николай ДАНЬШИН.
Доктор физико-математических наук.
@темы: образование за рубежом, украина, Интересности, Статьи
18.06.2009 в 00:11
Как студентов, так и преподов... Лучше бы корпуса отремонтировали.