В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
Статья старая, кое что уже выкладывал года два тому. .
теперь вот все почти
© Л.А. БОБРОВ, Ю.С. ХУДЯКОВ
ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВОИНА ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(Работа выполнена по гранту РГНФ N 01-01-00289а)
Оригинал: Сборник научных статей "Военное дело номадов Северной и Центральной Азии", Новосибирск, 2002, С. 106-168
Вступление ::
Стр. 106
Период позднего средневековья занимает важное место в истории войн и военного искусства народов и государств Средней и Центральной Азии. В ходе многочисленных войн и переселений тюркоязычных кочевников из степного пояса Евразии сложилась основа современного расселения народов Среднеазиатского региона, определившая его этнокультурное развитие на последующие исторические периоды.
Хотя политическая история, в том числе характер и последствия многочисленных войн. Происходивших на территории Средней Азии эпоху позднего средневековья, неоднократно привлекали внимание специалистов и достаточно подробно освещены в обобщающих трудах по истории отдельных стран этого региона. Особенности вооружения и военного искусства среднеазиатских народов изучены недостаточно [1]. Отсутствие специальных исследований по истории оружия и военного искусства народов Средней Азии ограничивает возможности для выявления общих закономерностей развития военного дела в кочевом мире степного пояса Евразии и странах Среднего Востока в период позднего средневековья.
читать дальшеОднако, без всесторонней оценки позднесредневекового среднеазиатского или "бухарского" комплекса вооружения сложно оценить уровень развития военного дела не только в странах Среднего Востока, но и в сопредельных регионах Центральной Азии, Западной и Южной Сибири и Восточной Европы. По данным А. Висковатова, комплекс вооружения воинов в Российском государстве в эпоху позднего средневековья, начиная с XV в., развивался под влиянием войн с татарами и импорта восточного, в том числе среднеазиатского, вооружения [2].
Хорошо налаженное производство вооружения в ремесленных центрах Средней Азии позволяло вывозить его в татарские государственные образования, на которые распалась Золотая Орда, в том числе в Сибирское ханство [3]. Большое влияние оказало вооружение, производимое в Средней Азии на военное дело западных монголов-джунгар или ойратов, енисейских кыргызов,
Стр.107
телеутов и тувинцев [4]. Среднеазиатское вооружение входило в обширный ареал оружия стран Переднего и Среднего Востока. Оно имело значительное сходство с вооружением населения Афганистана, военным комплексом "Великих монголов" в Индии, с оружием воинов Ирана и Турции [5]. Воины Восточного Туркестана пользовались как "бухарским", так и центральноазиатским вооружением [6]. Элементы защитного вооружения, характерные для центральноазиатских кочевников в эпоху позднего средневековья, применялись кыргызскими воинами на Тянь-Шане [7].
Материалы по вооружению и военному искусству народов и государств Средней Азии в эпоху позднего средневековья содержатся в различных видах источников: вещественных, письменных, изобразительных, этнографических.
Отдельные предметы вооружения получены в результате раскопок и сборов на позднесредневековых памятниках Казахстана и Кыргызстана [8]. Значительные коллекции предметов "бухарского" оружия, относящиеся к периодам позднего средневековья и нового времени. Содержатся в музейных собраниях в ряде городов Казахстана, Кыргызстана. Узбекистана, Таджикистана, Туркмении [9]. Эти материалы еще не введены в научный оборот в полном объеме. Сведения о вооружении и военном искусстве народов Средней Азии имеются в письменных источниках по истории этого региона в эпоху позднего средневековья. Они неоднократно привлекали внимание исследователей. В основном усилия военных историков были сосредоточены на изучении военного дела государства тимуридов [10]. Последующий период, для которого было характерно постепенное освоение и применение в боевой практике огнестрельного оружия, до настоящего времени не получил всестороннего освещения в научной военно-исторической литературе.
В XIX в. многими исследователями неоднократно рассматривались и анализировались разнообразные фольклорные и этнографические материалы по военному делу кочевых тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана [11]. Эти данные нуждаются в систематизации и обобщении.
Особый интерес для разработки данной темы представляют изобразительные источники, прежде всего, позднесредневековые иранские и среднеазиатские миниатюры с изображениями воинов с оружием и в доспехах, датирующиеся XV-XVII вв. Предпринятый М. В. Гореликом анализ этих рисунков убедительно продемонстрировал их информативность, высокую точность и достоверность в передаче разных видов одежды и оружия [12]. М.В. Горелик широко использовал изображения воинов на тебризских миниатюрах для реконструкции защитного вооружения монголов и воинов из государств чингизидов эпохи развитого средневековья [13].
Настоящая статья посвящена анализу, систематизации и вводу в научный оборот имеющихся материалов по защитному вооружению позднесредневековых среднеазиатских воинов. Для анализа привлечены вещественные
Стр.108
источники, различные виды предметов защитного вооружения из музеев Средней Азии и иконографические материалы, изображения воинов в доспехах с позднесредневековых мусульманских миниатюр. Сведения письменных исторических и фольклорных источников использованы в меньшей степени, поскольку они указывают на вид защитного вооружения воинов, но сравнительно редко характеризуют его особенности, необходимые для анализа.
Среди изобразительных материалов использованы изображения воинов на миниатюрах Хорасана и Мавераннахра, относящиеся к XVI-XVII вв. Особо необходимо отметить, что иконографическая часть исследования основана на изучении хорасанских миниатюр Гератской школы, датирующихся концом XV-XVI вв., и мавераннахрских миниатюр XVI-XVII вв. Такой выбор продиктован отсутствием четко датированных изображений, выполненных в рассматриваемый период, собственно среднеазиатских мастеров. Приписываемые им рисунки кон. XV- нач. XVI в., как правило, имеют иранское происхождение [14]. В то же время, хорошо известно, что в эпоху позднего средневековья культура Ирана оказывала большое влияние на развитие материальной и духовной культуры Средней Азии, в том числе с области военного дела. Мода на различные виды одежды и украшений, распространенная в Герате, очень быстро заимствовалась населением Бухары, Самарканда и Ташкента [15].
Для проведения сравнительного анализа привлечены изображения воинов с миниатюр Тебриза, поскольку они характеризуют своеобразный вариант развития северо-иранского или азербайджанского защитного вооружения, возобладавшего на территории всего Ирана в XVI в., и миниатюры Шираза, которые привлечены для реконструкции доспехов эпохи тимуридов. Известно, что позднесредневековые художники, рисовавшие миниатюры руководствовались не историческими соображениями, а рисовали оружие, доспехи и другие реалии, характерные для того периода, когда жили они сами [16].
В настоящий статье не рассматриваются миниатюры, создатели которых хотя и проживали на территории Средней Азии, в Бухаре и Самарканде, но ориентировались на произведения "могольских" индийских мастеров, и использовали реалии, характерные для северной Индии.
При анализе вещественных изобразительных источников, необходимо отметить, что наиболее полно в них представлен комплекс вооружения бухарского воина, сложившийся на территории узбекского государства Шейбанидов и получивший всестороннее развитие в Бухарском ханстве или Эмирате. Именно этот комплекс был доминирующим на большей территории Средней Азии в эпоху позднего средневековья, именно к нему относится большая часть вещественных и изобразительных источников. Значительно меньше данных относится к комплексу средств индивидуальной панцирной защиты воинов Хивинского
Стр.109
ханства, который дополнялся оружием иранского производства, и воинов Кашгарии, или Малой Бухарии, набор вооружения которых включал монгольские элементы.
Позднесредневековое защитное вооружение народов Средней Азии анализировалось в трудах известных зарубежных и отечественных специалистов-оружиеведов, В. Бехайма, П. фон Винклера, Х.Р. Робинсона [17]. Характерной особенностью этих трудов, создававшихся в начале и середине XX в., является их обзорный характер. Основное внимание оружиеведов было сосредоточено на описании и анализе редких, хорошо сохранившихся образцах позднесредневекового защитного вооружения из ведущих военных держав стран Среднего Востока, Турции, Ирана и империи Великих Монголов, экспонирующихся в музеях стран Европы и Америки. Археологические находки и изобразительные материалы использовались в меньшей степени в качестве вспомогательных источников для реконструкции защитных средств арабских, турецких, иранских и индийских воинов. Выводы и результаты этих исследований обычно без какой-либо коррекции переносились на защитное вооружение бухарских и хивинских воинов. К настоящему времени собранные этими учеными материалы могут быть существенно дополнены, а сделанные ими выводы нуждаются в определенной корректировке.
Изобразительные источники, содержащие изображения среденазиатских воинов в доспехах, анализировались в числе средневековых миниатюр специалистами-искусствоведами, Г.А. Пугаченковой, Г.А. Долининой, Е.А. Поляковой, З.И. Рахимовой и другими [18]. Среди искусствоведческих исследований наибольшее значение для данной темы имеют труды Г. А. Пугаченковой, в которых определены характерные особенности стиля художественных миниатюр позднесредневекового периода, проанализированы изображения деталей костюма и оружия. Специалисты-искусствоведы не уделяли особого внимания изучению именно защитного вооружения, поскольку это не являлось целью их исследований.
Детальный анализ изображений воинов и их защитному облачению с иранских и среднеазиатских миниатюр дан в работах М.В. Горелика, который является специалистом и в области искусствоведения и оружиеведения [19].
Для разработки данной темы наибольший интерес представляет работа исследователя по истории вооружения средневековых воинов стран Востока XII- XV вв., в которой рассмотрены среднеазиатские и иранские миниатюры, относящиеся к эпохе позднего средневековья и содержащие важную информацию о средствах защиты. К сожалению, в упомянутой статье не были использованы археологические находки и музейные экспонаты, хотя в работах М.В. Горелика успешно реализовано сочетание оружиеведческого и искусствоведческого подходов к анализу вещественных и изобразительных источников. По результатам данного исследования, основные выводы, к которым пришел М.В. Горелик, нашли подтверждение. Однако они могут быть дополнены и проиллюстрированы материалами, которые ранее
Стр. 110
не привлекались для анализа позднесредневекового среднеазиатского защитного вооружения.
История войн и военного искусства народов и государств Среднеазиатского региона включает два основных этапа, различающихся особенностями вооружения, масштабами военных действий и характером внешних связей в области военного дела.
Первый этап, охватывающий конец XIV и XV вв. и соответствующий начальному периоду эпохи позднего средневековья. В истории Средней Азии это был период объединения в рамках державы Тимура и существования государств, возглавляемых тимуридами. Его с полным основанием можно назвать "тимуридским". Этот период был временем наивысших успехов среднеазиатских народов. Он достаточно подробно освещен в письменных источниках, но недостаточно представлен вещественными находками предметов защитного вооружения. Судя по изобразительным источникам, этот период был завершающим в развитии комплекса средств защиты монгольского происхождения в Передней и Средней Азии.
Второй этап охватывал конец XV - XVIII вв. и соответствовал завершающему периоду эпохи позднего средневековья и новому времени по общей периодизации всемирной истории. Он связан с завоеванием Средней Азии кочевыми узбеками, образованием Узбекского, а затем Бухарского и других среднеазиатских ханств. В этот период в развитии военного дела среднеазиатских народов произошли значительные изменения, связанные с постепенным освоением огнестрельного оружия оказавшим существенное влияние на среднеазиатское военное искусство. Этот этап в развитии комплекса вооружения и средств защиты среднеазиатских воинов можно назвать "бухарским". Данный период в должной мере представлен вещественными и изобразительными источниками по истории развития защитного вооружения.
В настоящей статье кратко излагаются основные результаты изучения защитного вооружения воинов "тимуридского" этапа, а основное внимание уделено анализу материалов "бухарского" этапа.
Полный текст статьи тут:
www.kyrgyz.ru/?page=197
читать дальше
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_01.jpg)
Изображения доспехов "тимуридского" периода (XV в.).
1. "Антология Искандера", Шираз, 1410 г.
2, 4, 7, 9. "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1429- 1430 годов, б-ка Дворцового музея (Тегеран).
3. "Шах-наме" Фирдоуси, Шираз, 1425 г.
5, 11. - "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1429, б-ка Гюлистанского музея.
6. "Шах-наме" Фирдоуси, Йезд, 40-е годы XV в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8. "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1440 г.
10. "Хамса" Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
12. "Шах-наме" Фирдоуси, Шираз, 1420 г. ., б-ка Британского музея (Лондон).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_02.jpg)
Изображения ламинарных, комбинированных (ламинарно-ламеллярных) и пластинчато-нашивных панцирей и шлемов кон. XV-XVI вв.
1, 2. "Хамса" Навои, Герат, 1494-1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
3, 9, 10. "Зафар-наме" Шараф ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
4, 5. Миниатюры Масуд ибн Усман Кухистани "Султан Джалал-ад-дин, переплывающий через Инд" и "Сражение султана Махмуда Газневи с сельджуками", Самарканд, 1540, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
6, 7. "Хамса" Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
8. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, кон. XV в., б-ка им. П. Моргана (Нью-Йорк).
11. "Хамса" Навои, Шираз, 1507- 1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
12, 14. "Хамса" Навои, Бухара, 1571- 1572 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
13. Миниатюра "Пленный степняк", Иран, втор. пол. XVI в., ГЭ.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_03.jpg)
читать дальшеИзображение кольчато-пластинчатых панцирей втор. пол. XV-XVII вв. и шлемов.
1. "Хамса" Навои, Багдад, 1465, б-ка "Индийского министерства" (Лондон).
2. Миниатюры из альбома, Тебриз, сер. XV в., б-ка музея Топкапу (Стамбул).
3. Миниатюры из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен (Нью- Йорк).
4. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
5, 7. "Шах- наме" Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. "Хамса" Навои, Бухара, 1571- 1572 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8,9, 11-13. "Хамса" Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_04.jpg)
Изображения кольчатых панцирей кон. XV-XVII вв. и шлемов.
1. "Хамса" Навои, Герат, 1479- 1480 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
2. Миниатюры из альбома, Тебриз, сер. XV в., б-ка музея Топкапу (Стамбул).
3. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
4, 5. "Хамса" Навои, Шираз, 1507- 1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6, 7. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.
8, 9. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10, 11 - "Хамса" Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_05.jpg)
читать дальшеИзображения зерцал, зерцальных доспехов и панцирных усилителей XVI-XVII вв.
1,2. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
3. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения АН Узбекской ССР.
4. "Хамса" Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
5-7. "Хамса" Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_06-07.jpg)
Рисунок 6
Эволюция покроя пластинчато- нашивных панцирей кон. XV-XVI вв.
1-3. Покрой пластинчато-нашивных доспехов втор. пол. XV в. (Иран, Хорасан).
4. Вариант покроя пластинчато-нашивных панцирей нач. XVI в.
5, 6. Варианты покроя пластинчато-нашивных панцирей XVI в. (Средняя Азия).
Рисунок 7
(с. 147)
Эволюция покроя ламинарных доспехов кон. XV–XVI вв 1. Вариант покроя ламинарных панцирей втор. пол. XV в. (Иран, Хорасан).
2. Вариант покроя ламинарных панцирей кон. XV–XVI вв. (Хорасан).
3, 4. Варианты покроя ламинарных панцирей XVI в. (Средняя Азия).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_08.jpg)
Эволюция покроя кольчато-пластинчатых панцирей кон. XV–XVII вв.
1. «Усиленный» вариант покроя бехтерца (Иран, Средняя Азия) XVI в.
2. Покрой кольчато-пластинчатого панциря (Хорасан) кон. XV в.
3. «Классический» вариант покроя бехтерца XVI – перв. пол. XVII вв. (Средняя Азия).
4. «Русский» вариант покроя бехтерца (Оружейная Палата Московского Кремля).
5. «Облегченный» вариант покроя бехтерца (Бухарское ханство) сер. XVII в.
6. «Усиленный» вариант бехтерца (Бухарское ханство) сер. XVII в
читать дальше![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_09.jpg)
Эволюция покроя кольчатых панцирей кон. XVI - XVII вв.
1. Кольчуга среднеазиатского производства XVI-XVII вв. (Музей истории народов Узбекистана им. Айбека).
2. Джунгарская (?) кольчуга среднеазиатского типа XVII-XVIII вв. (музей г. Джанье, КНР).
3. "Татарская" кольчуга среднеазиатского типа XVII-XVIII вв. (Краеведческий музей г. Минусинска).
4. Джунгарская (?) кольчуга XVII-XVIII вв. (музей г. Ляньчжоу, КНР).
5. Китайская кольчуга XVI-XVII вв. (по "Чжун гво гу…").
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_10.jpg)
Виды покроя и изображения «наддоспешных» халатов и панцирей из органических материалов.
1-4. Виды покроя наддоспешной одежды втор. пол. XV–XVII вв.
5, 6. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. «Хамса» Навои, Бухара, I четверть XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8, 11–13. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в. публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. Миниатюра из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен, (Нью-Йорк).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_11.jpg)
Изображения шлемов и бармиц XV–XVII вв.
1. «Шах-наме» Фирдоуси, Герат, 1429, б-ка Гюлистанского музея.
2. «Хамса» Навои, Шираз, 1507–1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
3. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
4, 5, 17, 23, 26. Миниатюры Масуд ибн Усман Кухистани «Султан Джалал-ад-дин, переплывающий через Инд» и «Сражение султана Махмуда Газневи с сельджуками», Самарканд, 1540, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
6, 7, 11. «Хамса» Навои, Бухара, 1571–1572 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
8–10. «Хамса» Навои, Бухара, 1579–1580 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
12, 13, 20. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628 г., б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.
14, 27, 28. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
15. Миниатюры из альбома, Самарканд, нач. XVI в., б-ка ИНА.
16. «Хамса» Навои, Герат, 1494–495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
18, 19. «Шах-наме» Фирдоуси, Самарканд (?), б-ка ИНА.
21, 22. «Хамса» Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
24, 25. «Хамса» Навои, Бухара, 1553 г., б-ка Оксфорда.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_12.jpg)
Среднеазиатские шлемы XV–XVII вв.
1. Кашгарский шлем яркендского производства кон. XVIв. (Оружейная палата Московского Кремля, № 4408). Вид спереди и сбоку.
2. «Шапка кучумовская булатная» XVI в. (Оружейная палата Московского Кремля, Инв. № ОР-164). Вид спереди и сбоку.
3. Среднеазиатский шлем XV–XVI вв. (случайная находка с тер. Восточного Казахстана).
4.Киргизский шлем XVI–XVII вв. случайная находка с территории Высокогорной местности Ак-Кель, Чуйской области респ. Кыргызстан).
5.Шлем с железной личиной XV –XVII вв. (Оружейная палата Московского Кремля, Инв. № ОР- 2055).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_13.jpg)
Защита конечностей и щиты кон. XV–VII вв.
1. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 90-е годы XV в., б-ка музея Метрополитен (Нью-Йорк).
2. Разновидности наручей хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Слева направо: трехстворчатый наруч с кольчатым соединением, трехстворчатый наруч с ременным соединением, двухстворчатый наруч с ременным соединением, двухстворчатый наруч с шарнирным соединением.
3. «Хамса» Навои, Герат, 1494–1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
4. «Хамса» Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
5, 6. Миниатюра из альбома, Самарканд, перв. четв. XVI в., рукопись И.Н.А.
7. «Тарих- и – Абулхаир-хани», Бухара, перв. четв. XVI в., б-ка Института востоковедения АН Узбекской ССР.
8, 12–14. «Хамса» Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9, 11. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. «Хамса» Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
15. Кольчато- пластинчатый «дызлык- бутлук» XVI в. (Оружейная палата Московского Кремля).
16. Реконструкция пластинчато- нашивных наплечников из Бузук- Тобе.
17. Эволюция панцирной защиты бедра и голени в Передней и Средней Азии XV- XVII вв.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_14.jpg)
Конский доспех втор. пол. XV–XVII вв.
1. «Хамса» Навои, Герат, 1479–1480 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
2. «Хамса» Навои, Шираз, 1507–1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
3. «Хамса» Навои, Шираз, 1491 г. , публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
4, 5, 8. «Хамса» Навои, Герат, 1494–1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
6,7. «Хамса» Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
9. «Хамса» Навои, Бухара, 1571–1572 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
10. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
11. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
12. «Шах-наме» Фирдоуси, Бухара, 1556- 1557 годов, б-ка Института востоковедения АН Узбекской ССР.
13. «Хамса» Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
14. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_15.jpg)
Реконструкция внешнего облика тяжеловооруженных среднеазиатских воинов XVI–XVIIвв. (с. 155).
Автор реконструкции: Бобров Л. А.
читать дальше1. Узбекский воин кон. XV – перв. пол. XVI вв.
Реконструкция выполнена по материалам иранской и маверонахрской миниатюры XVI в.
Стеганая шапка («тельпек») с отворотами увенчана металлическим шариком (обычно поля «тельпека» носились в вертикальном положении, но иногда, их передняя часть опускалась, выполняя роль козырька). Поверх халата из грубой материи («джаме») одет пластинчато-нашивной панцирь («куяк»), скроенный в виде жилета с осевым разрезом («женсиз-берен»). Пластины панциря приклепаны к внутренней стороне тканевой основы, так, что постороннему зрителю видны лишь ряды одинарных или четверных заклепок. Нагрудная часть куяка усилена дисковидным зерцалом. За спину латник забросил большой деревянный, обтянутый кожей щит («галкан»). К кожаному поясу, скрытому под кушаком, подвешены колчан со стрелами и лук в налучье. К запястью правой руки, с помощью темляка подвешена плеть («гимчи»), в самой руке воин сжимает длинное копье с бунчуком из крашеного конского волоса («найза»). На ногах нукера- характерные для этого периода сапоги с высоким жестким каблуком и загнутыми носками («джене»).
2. Тяжеловооруженный бухарский всадник сер. XVI в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVI в. и экспонатам среднеазиатских и русских музеев.
На голове всадника сфероконический шлем («тувулга») с наносником и наушами украшенный золотым рисунком, «чеадасскими разметными травами» (Оружейная палата Московского Кремля). К нижней кромке шлема подвешена кольчужная бармица «закрытого» типа (ее лицевая часть заправлена за наносник, именно в таком положении бармица достаточно часто изображалась среднеазиатскими миниатюристами). Поверх кольчато-пластинчатого панциря («бехтерца») со стоячим кольчужным воротником, короткими рукавами и подолом, наброшен легкий цветной халат («кюрееке»). Руки воина от локтя до кисти защищают стальные створчатые наручи («голчак»). В левой руке всадник держит прутяной щит с умбоном. Защита ног несколько архаична и более характерна для предыдущего периода. Она состоит из кольчато-пластинчатой защиты бедер («бутлук»), сферического наколенника («дезлык») с подвешенным к нему кольчужным сегментом. Конская броня, в отличие от «вестернезированного» доспеха всадника несет на себе «печать» местных традиций. Если конские панцири Передней Азии были, как правило кольчато-пластинчатыми, то среднеазиатские «латы для коней» изготовлялись из «органических» материалов. Чаще всего они состояли из толстой ватной основы, простеганной и подбитой металлическими пластинами, усиленной металлическими дисками. Данный вариант состоит из нагрудника, нашейника, двух боковин и накрупника. Голова жеребца защищена металлической маской с нащечниками.
3. Бухарский вельможа в доспехах. Перв. пол. XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам среднеазиатских и иранских музеев.
На голове латника высокий стеганый колпак с меховой опушкой и металлическим навершием. В левой руке он держит шлем с широким обручем, «псевдонакладками» и длинным навершием с флажком-«яловцом» (Восточный Казахстан). К шлему подвешена пара наушей и кольчужная бармица. Поверх кольчуги («савут») надет ватный кафтан («чопкут») с осевым разрезом и высоким толстым воротником, усиленный железными наплечниками. С помощью нашейных и плечевых лямок на корпусе удерживается зерцальный доспех, состоящий из четырех пластин (две боковых, прикрытие груди и спины) украшенных гравировкой. К поясу подвешена сабля («галыч»), налуч с луком и колчан со стрелами. За кушак заткнут кинжал («ханджар»). В правой руке боевой топор («айпалта») лезвие которого украшено гравировкой. Бедра и голени воина защищены кольчато-пластинчатой броней со сферическими наколенниками.
читать дальше![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_16.jpg)
Реконструкция внешнего облика тяжеловооруженных среднеазиатских воинов XVI–XVIIвв. (с. 156).
Автор реконструкции: Бобров Л. А.
1. Кашгарский эмир. Кон. XVI – перв. пол. XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVI в. и экспонатам среднеазиатских и русских музеев.
Сфероконический шлем яркендского производства с козырьком, наносником и наушами (Оружейная палата Московского кремля) дополнен кольчужной бармицей. В качестве плюмажа используется султан из конского волоса и флажок-«яловец».
Поверх кольчуги со стоячим воротником (музей истории народов Узбекистана) одет стеганный на вате панцирь покрытый сверху белой тканью («ак-кобе»), усиленный железными наплечниками и зерцалом. Руки от запястья до локтя прикрыты металлическими двустворчатыми наручами с гравировкой. Копье, палаш и саадак являются основным оружием эмира.
2. Телохранитель-ойрат. Кон. XVI – начало XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVI в. и экспонатам среднеазиатских музеев.
Кашгарский Моголистан, будучи мусульманским «форпостом» на границе с Монголией и Тибетом испытал на себе сильное влияние своих восточных соседей. При этом среднеазиатский («бухарский») комплекс вооружения дополнялся у кашгарцев монгольскими и киргизскими компонентами.
Ойрат носит низкий сфероконический шлем с широким козырьком видимо киргизского производства (обнаружен в местности Ак-Кель, Чуйской области). Бармица шлема состоит из тканевой основы, в которую вшиты металлические пластины. Как и синхронные ей маньчжурские, тибетские и монгольские бармицы, она разрезана на три лопасти: пара нащечников и назатыльник. Боковые лопасти завязаны над козырьком (такой способ ношения бармицы в «не боевом положении», сохранился до этнографических времен в Тибете). В качестве подшлемника ойрат использует стеганую шапку с наушами и назатыльником.
Халат с осевым разрезом скрывает от солнца кольчугу необычного для Средней Азии покроя: с длинными (до запястья) рукавами и подолом. Ойрат бережно относится к своему имуществу, и поэтому прикрыл нижнюю часть халата кожаными набедренниками. К поясу подвешен лук («нем»), украшенный серебреными накладками (Монгольская коллекция МАЭ), колчан со стрелами и сабля. Нагайка украшена металлическими накладками. На ногах мягкие монгольские сапоги на плотной подошве («гутулы»).
2. Командир отряда киргизских наемников. Кон. XVI – перв. пол. XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам среднеазиатских музеев.
Со второй половины XVI в. правители Бухары и Моголистана, стали все активнее привлекать к службе кочевников-киргизов. Опасаясь собственных подданных, они доверяли свою жизнь степнякам, многие, из которых даже еще не приняли ислам.
Обычно киргизы составляли подразделения легковооруженных воинов, однако их командиры носили доспехи среднеазиатского производства. На иллюстрации киргизский латник одет в бухарскую кольчугу («савут») с рукавами до середины предплечья, отложным воротником и подолом, поверх которой надет распашной халат. Для облегчения фехтования его правая часть (рукав, плечо и подол) подобраны и заткнуты за пояс. Голову воина прикрывает кольчужная миссюрка, которую от солнца оберегает (ставшая популярной, судя по миниатюрам, уже в XVII в.) войлочная шапка - «калпок».
Бедра, колени и часть голени киргиза защищены кольчато-пластинчатой броней бухарского типа. В левой руке воин держит кожаный щит усиленный пятью железными умбонами. В правой – небольшой боевой цеп «шалк-этме» («Киргизский исторический музей», г. Фрунзе). За спину заброшен колчан со стрелами и лук, к поясу подвешен палаш в ножнах. На ногах – мягкие кожаные сапоги.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_17.jpg)
Защитное вооружение среднеазиатских воинов эпохи позднего средневековья и Нового времени из музеев Средней Азии (с.157).
1–3 – боевые наголовья; 4, 5 – наручи; 6,8 – кольчуги; 7 – поножа; 9 – щит.
теперь вот все почти
© Л.А. БОБРОВ, Ю.С. ХУДЯКОВ
ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВОИНА ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(Работа выполнена по гранту РГНФ N 01-01-00289а)
Оригинал: Сборник научных статей "Военное дело номадов Северной и Центральной Азии", Новосибирск, 2002, С. 106-168
Вступление ::
Стр. 106
Период позднего средневековья занимает важное место в истории войн и военного искусства народов и государств Средней и Центральной Азии. В ходе многочисленных войн и переселений тюркоязычных кочевников из степного пояса Евразии сложилась основа современного расселения народов Среднеазиатского региона, определившая его этнокультурное развитие на последующие исторические периоды.
Хотя политическая история, в том числе характер и последствия многочисленных войн. Происходивших на территории Средней Азии эпоху позднего средневековья, неоднократно привлекали внимание специалистов и достаточно подробно освещены в обобщающих трудах по истории отдельных стран этого региона. Особенности вооружения и военного искусства среднеазиатских народов изучены недостаточно [1]. Отсутствие специальных исследований по истории оружия и военного искусства народов Средней Азии ограничивает возможности для выявления общих закономерностей развития военного дела в кочевом мире степного пояса Евразии и странах Среднего Востока в период позднего средневековья.
читать дальшеОднако, без всесторонней оценки позднесредневекового среднеазиатского или "бухарского" комплекса вооружения сложно оценить уровень развития военного дела не только в странах Среднего Востока, но и в сопредельных регионах Центральной Азии, Западной и Южной Сибири и Восточной Европы. По данным А. Висковатова, комплекс вооружения воинов в Российском государстве в эпоху позднего средневековья, начиная с XV в., развивался под влиянием войн с татарами и импорта восточного, в том числе среднеазиатского, вооружения [2].
Хорошо налаженное производство вооружения в ремесленных центрах Средней Азии позволяло вывозить его в татарские государственные образования, на которые распалась Золотая Орда, в том числе в Сибирское ханство [3]. Большое влияние оказало вооружение, производимое в Средней Азии на военное дело западных монголов-джунгар или ойратов, енисейских кыргызов,
Стр.107
телеутов и тувинцев [4]. Среднеазиатское вооружение входило в обширный ареал оружия стран Переднего и Среднего Востока. Оно имело значительное сходство с вооружением населения Афганистана, военным комплексом "Великих монголов" в Индии, с оружием воинов Ирана и Турции [5]. Воины Восточного Туркестана пользовались как "бухарским", так и центральноазиатским вооружением [6]. Элементы защитного вооружения, характерные для центральноазиатских кочевников в эпоху позднего средневековья, применялись кыргызскими воинами на Тянь-Шане [7].
Материалы по вооружению и военному искусству народов и государств Средней Азии в эпоху позднего средневековья содержатся в различных видах источников: вещественных, письменных, изобразительных, этнографических.
Отдельные предметы вооружения получены в результате раскопок и сборов на позднесредневековых памятниках Казахстана и Кыргызстана [8]. Значительные коллекции предметов "бухарского" оружия, относящиеся к периодам позднего средневековья и нового времени. Содержатся в музейных собраниях в ряде городов Казахстана, Кыргызстана. Узбекистана, Таджикистана, Туркмении [9]. Эти материалы еще не введены в научный оборот в полном объеме. Сведения о вооружении и военном искусстве народов Средней Азии имеются в письменных источниках по истории этого региона в эпоху позднего средневековья. Они неоднократно привлекали внимание исследователей. В основном усилия военных историков были сосредоточены на изучении военного дела государства тимуридов [10]. Последующий период, для которого было характерно постепенное освоение и применение в боевой практике огнестрельного оружия, до настоящего времени не получил всестороннего освещения в научной военно-исторической литературе.
В XIX в. многими исследователями неоднократно рассматривались и анализировались разнообразные фольклорные и этнографические материалы по военному делу кочевых тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана [11]. Эти данные нуждаются в систематизации и обобщении.
Особый интерес для разработки данной темы представляют изобразительные источники, прежде всего, позднесредневековые иранские и среднеазиатские миниатюры с изображениями воинов с оружием и в доспехах, датирующиеся XV-XVII вв. Предпринятый М. В. Гореликом анализ этих рисунков убедительно продемонстрировал их информативность, высокую точность и достоверность в передаче разных видов одежды и оружия [12]. М.В. Горелик широко использовал изображения воинов на тебризских миниатюрах для реконструкции защитного вооружения монголов и воинов из государств чингизидов эпохи развитого средневековья [13].
Настоящая статья посвящена анализу, систематизации и вводу в научный оборот имеющихся материалов по защитному вооружению позднесредневековых среднеазиатских воинов. Для анализа привлечены вещественные
Стр.108
источники, различные виды предметов защитного вооружения из музеев Средней Азии и иконографические материалы, изображения воинов в доспехах с позднесредневековых мусульманских миниатюр. Сведения письменных исторических и фольклорных источников использованы в меньшей степени, поскольку они указывают на вид защитного вооружения воинов, но сравнительно редко характеризуют его особенности, необходимые для анализа.
Среди изобразительных материалов использованы изображения воинов на миниатюрах Хорасана и Мавераннахра, относящиеся к XVI-XVII вв. Особо необходимо отметить, что иконографическая часть исследования основана на изучении хорасанских миниатюр Гератской школы, датирующихся концом XV-XVI вв., и мавераннахрских миниатюр XVI-XVII вв. Такой выбор продиктован отсутствием четко датированных изображений, выполненных в рассматриваемый период, собственно среднеазиатских мастеров. Приписываемые им рисунки кон. XV- нач. XVI в., как правило, имеют иранское происхождение [14]. В то же время, хорошо известно, что в эпоху позднего средневековья культура Ирана оказывала большое влияние на развитие материальной и духовной культуры Средней Азии, в том числе с области военного дела. Мода на различные виды одежды и украшений, распространенная в Герате, очень быстро заимствовалась населением Бухары, Самарканда и Ташкента [15].
Для проведения сравнительного анализа привлечены изображения воинов с миниатюр Тебриза, поскольку они характеризуют своеобразный вариант развития северо-иранского или азербайджанского защитного вооружения, возобладавшего на территории всего Ирана в XVI в., и миниатюры Шираза, которые привлечены для реконструкции доспехов эпохи тимуридов. Известно, что позднесредневековые художники, рисовавшие миниатюры руководствовались не историческими соображениями, а рисовали оружие, доспехи и другие реалии, характерные для того периода, когда жили они сами [16].
В настоящий статье не рассматриваются миниатюры, создатели которых хотя и проживали на территории Средней Азии, в Бухаре и Самарканде, но ориентировались на произведения "могольских" индийских мастеров, и использовали реалии, характерные для северной Индии.
При анализе вещественных изобразительных источников, необходимо отметить, что наиболее полно в них представлен комплекс вооружения бухарского воина, сложившийся на территории узбекского государства Шейбанидов и получивший всестороннее развитие в Бухарском ханстве или Эмирате. Именно этот комплекс был доминирующим на большей территории Средней Азии в эпоху позднего средневековья, именно к нему относится большая часть вещественных и изобразительных источников. Значительно меньше данных относится к комплексу средств индивидуальной панцирной защиты воинов Хивинского
Стр.109
ханства, который дополнялся оружием иранского производства, и воинов Кашгарии, или Малой Бухарии, набор вооружения которых включал монгольские элементы.
Позднесредневековое защитное вооружение народов Средней Азии анализировалось в трудах известных зарубежных и отечественных специалистов-оружиеведов, В. Бехайма, П. фон Винклера, Х.Р. Робинсона [17]. Характерной особенностью этих трудов, создававшихся в начале и середине XX в., является их обзорный характер. Основное внимание оружиеведов было сосредоточено на описании и анализе редких, хорошо сохранившихся образцах позднесредневекового защитного вооружения из ведущих военных держав стран Среднего Востока, Турции, Ирана и империи Великих Монголов, экспонирующихся в музеях стран Европы и Америки. Археологические находки и изобразительные материалы использовались в меньшей степени в качестве вспомогательных источников для реконструкции защитных средств арабских, турецких, иранских и индийских воинов. Выводы и результаты этих исследований обычно без какой-либо коррекции переносились на защитное вооружение бухарских и хивинских воинов. К настоящему времени собранные этими учеными материалы могут быть существенно дополнены, а сделанные ими выводы нуждаются в определенной корректировке.
Изобразительные источники, содержащие изображения среденазиатских воинов в доспехах, анализировались в числе средневековых миниатюр специалистами-искусствоведами, Г.А. Пугаченковой, Г.А. Долининой, Е.А. Поляковой, З.И. Рахимовой и другими [18]. Среди искусствоведческих исследований наибольшее значение для данной темы имеют труды Г. А. Пугаченковой, в которых определены характерные особенности стиля художественных миниатюр позднесредневекового периода, проанализированы изображения деталей костюма и оружия. Специалисты-искусствоведы не уделяли особого внимания изучению именно защитного вооружения, поскольку это не являлось целью их исследований.
Детальный анализ изображений воинов и их защитному облачению с иранских и среднеазиатских миниатюр дан в работах М.В. Горелика, который является специалистом и в области искусствоведения и оружиеведения [19].
Для разработки данной темы наибольший интерес представляет работа исследователя по истории вооружения средневековых воинов стран Востока XII- XV вв., в которой рассмотрены среднеазиатские и иранские миниатюры, относящиеся к эпохе позднего средневековья и содержащие важную информацию о средствах защиты. К сожалению, в упомянутой статье не были использованы археологические находки и музейные экспонаты, хотя в работах М.В. Горелика успешно реализовано сочетание оружиеведческого и искусствоведческого подходов к анализу вещественных и изобразительных источников. По результатам данного исследования, основные выводы, к которым пришел М.В. Горелик, нашли подтверждение. Однако они могут быть дополнены и проиллюстрированы материалами, которые ранее
Стр. 110
не привлекались для анализа позднесредневекового среднеазиатского защитного вооружения.
История войн и военного искусства народов и государств Среднеазиатского региона включает два основных этапа, различающихся особенностями вооружения, масштабами военных действий и характером внешних связей в области военного дела.
Первый этап, охватывающий конец XIV и XV вв. и соответствующий начальному периоду эпохи позднего средневековья. В истории Средней Азии это был период объединения в рамках державы Тимура и существования государств, возглавляемых тимуридами. Его с полным основанием можно назвать "тимуридским". Этот период был временем наивысших успехов среднеазиатских народов. Он достаточно подробно освещен в письменных источниках, но недостаточно представлен вещественными находками предметов защитного вооружения. Судя по изобразительным источникам, этот период был завершающим в развитии комплекса средств защиты монгольского происхождения в Передней и Средней Азии.
Второй этап охватывал конец XV - XVIII вв. и соответствовал завершающему периоду эпохи позднего средневековья и новому времени по общей периодизации всемирной истории. Он связан с завоеванием Средней Азии кочевыми узбеками, образованием Узбекского, а затем Бухарского и других среднеазиатских ханств. В этот период в развитии военного дела среднеазиатских народов произошли значительные изменения, связанные с постепенным освоением огнестрельного оружия оказавшим существенное влияние на среднеазиатское военное искусство. Этот этап в развитии комплекса вооружения и средств защиты среднеазиатских воинов можно назвать "бухарским". Данный период в должной мере представлен вещественными и изобразительными источниками по истории развития защитного вооружения.
В настоящей статье кратко излагаются основные результаты изучения защитного вооружения воинов "тимуридского" этапа, а основное внимание уделено анализу материалов "бухарского" этапа.
Полный текст статьи тут:
www.kyrgyz.ru/?page=197
читать дальше
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_01.jpg)
Изображения доспехов "тимуридского" периода (XV в.).
1. "Антология Искандера", Шираз, 1410 г.
2, 4, 7, 9. "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1429- 1430 годов, б-ка Дворцового музея (Тегеран).
3. "Шах-наме" Фирдоуси, Шираз, 1425 г.
5, 11. - "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1429, б-ка Гюлистанского музея.
6. "Шах-наме" Фирдоуси, Йезд, 40-е годы XV в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8. "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1440 г.
10. "Хамса" Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
12. "Шах-наме" Фирдоуси, Шираз, 1420 г. ., б-ка Британского музея (Лондон).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_02.jpg)
Изображения ламинарных, комбинированных (ламинарно-ламеллярных) и пластинчато-нашивных панцирей и шлемов кон. XV-XVI вв.
1, 2. "Хамса" Навои, Герат, 1494-1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
3, 9, 10. "Зафар-наме" Шараф ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
4, 5. Миниатюры Масуд ибн Усман Кухистани "Султан Джалал-ад-дин, переплывающий через Инд" и "Сражение султана Махмуда Газневи с сельджуками", Самарканд, 1540, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
6, 7. "Хамса" Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
8. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, кон. XV в., б-ка им. П. Моргана (Нью-Йорк).
11. "Хамса" Навои, Шираз, 1507- 1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
12, 14. "Хамса" Навои, Бухара, 1571- 1572 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
13. Миниатюра "Пленный степняк", Иран, втор. пол. XVI в., ГЭ.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_03.jpg)
читать дальшеИзображение кольчато-пластинчатых панцирей втор. пол. XV-XVII вв. и шлемов.
1. "Хамса" Навои, Багдад, 1465, б-ка "Индийского министерства" (Лондон).
2. Миниатюры из альбома, Тебриз, сер. XV в., б-ка музея Топкапу (Стамбул).
3. Миниатюры из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен (Нью- Йорк).
4. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
5, 7. "Шах- наме" Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. "Хамса" Навои, Бухара, 1571- 1572 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8,9, 11-13. "Хамса" Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_04.jpg)
Изображения кольчатых панцирей кон. XV-XVII вв. и шлемов.
1. "Хамса" Навои, Герат, 1479- 1480 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
2. Миниатюры из альбома, Тебриз, сер. XV в., б-ка музея Топкапу (Стамбул).
3. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
4, 5. "Хамса" Навои, Шираз, 1507- 1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6, 7. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.
8, 9. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10, 11 - "Хамса" Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_05.jpg)
читать дальшеИзображения зерцал, зерцальных доспехов и панцирных усилителей XVI-XVII вв.
1,2. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
3. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения АН Узбекской ССР.
4. "Хамса" Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
5-7. "Хамса" Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_06-07.jpg)
Рисунок 6
Эволюция покроя пластинчато- нашивных панцирей кон. XV-XVI вв.
1-3. Покрой пластинчато-нашивных доспехов втор. пол. XV в. (Иран, Хорасан).
4. Вариант покроя пластинчато-нашивных панцирей нач. XVI в.
5, 6. Варианты покроя пластинчато-нашивных панцирей XVI в. (Средняя Азия).
Рисунок 7
(с. 147)
Эволюция покроя ламинарных доспехов кон. XV–XVI вв 1. Вариант покроя ламинарных панцирей втор. пол. XV в. (Иран, Хорасан).
2. Вариант покроя ламинарных панцирей кон. XV–XVI вв. (Хорасан).
3, 4. Варианты покроя ламинарных панцирей XVI в. (Средняя Азия).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_08.jpg)
Эволюция покроя кольчато-пластинчатых панцирей кон. XV–XVII вв.
1. «Усиленный» вариант покроя бехтерца (Иран, Средняя Азия) XVI в.
2. Покрой кольчато-пластинчатого панциря (Хорасан) кон. XV в.
3. «Классический» вариант покроя бехтерца XVI – перв. пол. XVII вв. (Средняя Азия).
4. «Русский» вариант покроя бехтерца (Оружейная Палата Московского Кремля).
5. «Облегченный» вариант покроя бехтерца (Бухарское ханство) сер. XVII в.
6. «Усиленный» вариант бехтерца (Бухарское ханство) сер. XVII в
читать дальше
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_09.jpg)
Эволюция покроя кольчатых панцирей кон. XVI - XVII вв.
1. Кольчуга среднеазиатского производства XVI-XVII вв. (Музей истории народов Узбекистана им. Айбека).
2. Джунгарская (?) кольчуга среднеазиатского типа XVII-XVIII вв. (музей г. Джанье, КНР).
3. "Татарская" кольчуга среднеазиатского типа XVII-XVIII вв. (Краеведческий музей г. Минусинска).
4. Джунгарская (?) кольчуга XVII-XVIII вв. (музей г. Ляньчжоу, КНР).
5. Китайская кольчуга XVI-XVII вв. (по "Чжун гво гу…").
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_10.jpg)
Виды покроя и изображения «наддоспешных» халатов и панцирей из органических материалов.
1-4. Виды покроя наддоспешной одежды втор. пол. XV–XVII вв.
5, 6. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. «Хамса» Навои, Бухара, I четверть XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8, 11–13. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в. публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. Миниатюра из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен, (Нью-Йорк).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_11.jpg)
Изображения шлемов и бармиц XV–XVII вв.
1. «Шах-наме» Фирдоуси, Герат, 1429, б-ка Гюлистанского музея.
2. «Хамса» Навои, Шираз, 1507–1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
3. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
4, 5, 17, 23, 26. Миниатюры Масуд ибн Усман Кухистани «Султан Джалал-ад-дин, переплывающий через Инд» и «Сражение султана Махмуда Газневи с сельджуками», Самарканд, 1540, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
6, 7, 11. «Хамса» Навои, Бухара, 1571–1572 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
8–10. «Хамса» Навои, Бухара, 1579–1580 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
12, 13, 20. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628 г., б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.
14, 27, 28. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
15. Миниатюры из альбома, Самарканд, нач. XVI в., б-ка ИНА.
16. «Хамса» Навои, Герат, 1494–495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
18, 19. «Шах-наме» Фирдоуси, Самарканд (?), б-ка ИНА.
21, 22. «Хамса» Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
24, 25. «Хамса» Навои, Бухара, 1553 г., б-ка Оксфорда.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_12.jpg)
Среднеазиатские шлемы XV–XVII вв.
1. Кашгарский шлем яркендского производства кон. XVIв. (Оружейная палата Московского Кремля, № 4408). Вид спереди и сбоку.
2. «Шапка кучумовская булатная» XVI в. (Оружейная палата Московского Кремля, Инв. № ОР-164). Вид спереди и сбоку.
3. Среднеазиатский шлем XV–XVI вв. (случайная находка с тер. Восточного Казахстана).
4.Киргизский шлем XVI–XVII вв. случайная находка с территории Высокогорной местности Ак-Кель, Чуйской области респ. Кыргызстан).
5.Шлем с железной личиной XV –XVII вв. (Оружейная палата Московского Кремля, Инв. № ОР- 2055).
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_13.jpg)
Защита конечностей и щиты кон. XV–VII вв.
1. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 90-е годы XV в., б-ка музея Метрополитен (Нью-Йорк).
2. Разновидности наручей хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Слева направо: трехстворчатый наруч с кольчатым соединением, трехстворчатый наруч с ременным соединением, двухстворчатый наруч с ременным соединением, двухстворчатый наруч с шарнирным соединением.
3. «Хамса» Навои, Герат, 1494–1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
4. «Хамса» Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
5, 6. Миниатюра из альбома, Самарканд, перв. четв. XVI в., рукопись И.Н.А.
7. «Тарих- и – Абулхаир-хани», Бухара, перв. четв. XVI в., б-ка Института востоковедения АН Узбекской ССР.
8, 12–14. «Хамса» Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9, 11. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. «Хамса» Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
15. Кольчато- пластинчатый «дызлык- бутлук» XVI в. (Оружейная палата Московского Кремля).
16. Реконструкция пластинчато- нашивных наплечников из Бузук- Тобе.
17. Эволюция панцирной защиты бедра и голени в Передней и Средней Азии XV- XVII вв.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_14.jpg)
Конский доспех втор. пол. XV–XVII вв.
1. «Хамса» Навои, Герат, 1479–1480 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
2. «Хамса» Навои, Шираз, 1507–1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
3. «Хамса» Навои, Шираз, 1491 г. , публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
4, 5, 8. «Хамса» Навои, Герат, 1494–1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
6,7. «Хамса» Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
9. «Хамса» Навои, Бухара, 1571–1572 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
10. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
11. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
12. «Шах-наме» Фирдоуси, Бухара, 1556- 1557 годов, б-ка Института востоковедения АН Узбекской ССР.
13. «Хамса» Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
14. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_15.jpg)
Реконструкция внешнего облика тяжеловооруженных среднеазиатских воинов XVI–XVIIвв. (с. 155).
Автор реконструкции: Бобров Л. А.
читать дальше1. Узбекский воин кон. XV – перв. пол. XVI вв.
Реконструкция выполнена по материалам иранской и маверонахрской миниатюры XVI в.
Стеганая шапка («тельпек») с отворотами увенчана металлическим шариком (обычно поля «тельпека» носились в вертикальном положении, но иногда, их передняя часть опускалась, выполняя роль козырька). Поверх халата из грубой материи («джаме») одет пластинчато-нашивной панцирь («куяк»), скроенный в виде жилета с осевым разрезом («женсиз-берен»). Пластины панциря приклепаны к внутренней стороне тканевой основы, так, что постороннему зрителю видны лишь ряды одинарных или четверных заклепок. Нагрудная часть куяка усилена дисковидным зерцалом. За спину латник забросил большой деревянный, обтянутый кожей щит («галкан»). К кожаному поясу, скрытому под кушаком, подвешены колчан со стрелами и лук в налучье. К запястью правой руки, с помощью темляка подвешена плеть («гимчи»), в самой руке воин сжимает длинное копье с бунчуком из крашеного конского волоса («найза»). На ногах нукера- характерные для этого периода сапоги с высоким жестким каблуком и загнутыми носками («джене»).
2. Тяжеловооруженный бухарский всадник сер. XVI в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVI в. и экспонатам среднеазиатских и русских музеев.
На голове всадника сфероконический шлем («тувулга») с наносником и наушами украшенный золотым рисунком, «чеадасскими разметными травами» (Оружейная палата Московского Кремля). К нижней кромке шлема подвешена кольчужная бармица «закрытого» типа (ее лицевая часть заправлена за наносник, именно в таком положении бармица достаточно часто изображалась среднеазиатскими миниатюристами). Поверх кольчато-пластинчатого панциря («бехтерца») со стоячим кольчужным воротником, короткими рукавами и подолом, наброшен легкий цветной халат («кюрееке»). Руки воина от локтя до кисти защищают стальные створчатые наручи («голчак»). В левой руке всадник держит прутяной щит с умбоном. Защита ног несколько архаична и более характерна для предыдущего периода. Она состоит из кольчато-пластинчатой защиты бедер («бутлук»), сферического наколенника («дезлык») с подвешенным к нему кольчужным сегментом. Конская броня, в отличие от «вестернезированного» доспеха всадника несет на себе «печать» местных традиций. Если конские панцири Передней Азии были, как правило кольчато-пластинчатыми, то среднеазиатские «латы для коней» изготовлялись из «органических» материалов. Чаще всего они состояли из толстой ватной основы, простеганной и подбитой металлическими пластинами, усиленной металлическими дисками. Данный вариант состоит из нагрудника, нашейника, двух боковин и накрупника. Голова жеребца защищена металлической маской с нащечниками.
3. Бухарский вельможа в доспехах. Перв. пол. XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам среднеазиатских и иранских музеев.
На голове латника высокий стеганый колпак с меховой опушкой и металлическим навершием. В левой руке он держит шлем с широким обручем, «псевдонакладками» и длинным навершием с флажком-«яловцом» (Восточный Казахстан). К шлему подвешена пара наушей и кольчужная бармица. Поверх кольчуги («савут») надет ватный кафтан («чопкут») с осевым разрезом и высоким толстым воротником, усиленный железными наплечниками. С помощью нашейных и плечевых лямок на корпусе удерживается зерцальный доспех, состоящий из четырех пластин (две боковых, прикрытие груди и спины) украшенных гравировкой. К поясу подвешена сабля («галыч»), налуч с луком и колчан со стрелами. За кушак заткнут кинжал («ханджар»). В правой руке боевой топор («айпалта») лезвие которого украшено гравировкой. Бедра и голени воина защищены кольчато-пластинчатой броней со сферическими наколенниками.
читать дальше
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_16.jpg)
Реконструкция внешнего облика тяжеловооруженных среднеазиатских воинов XVI–XVIIвв. (с. 156).
Автор реконструкции: Бобров Л. А.
1. Кашгарский эмир. Кон. XVI – перв. пол. XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVI в. и экспонатам среднеазиатских и русских музеев.
Сфероконический шлем яркендского производства с козырьком, наносником и наушами (Оружейная палата Московского кремля) дополнен кольчужной бармицей. В качестве плюмажа используется султан из конского волоса и флажок-«яловец».
Поверх кольчуги со стоячим воротником (музей истории народов Узбекистана) одет стеганный на вате панцирь покрытый сверху белой тканью («ак-кобе»), усиленный железными наплечниками и зерцалом. Руки от запястья до локтя прикрыты металлическими двустворчатыми наручами с гравировкой. Копье, палаш и саадак являются основным оружием эмира.
2. Телохранитель-ойрат. Кон. XVI – начало XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVI в. и экспонатам среднеазиатских музеев.
Кашгарский Моголистан, будучи мусульманским «форпостом» на границе с Монголией и Тибетом испытал на себе сильное влияние своих восточных соседей. При этом среднеазиатский («бухарский») комплекс вооружения дополнялся у кашгарцев монгольскими и киргизскими компонентами.
Ойрат носит низкий сфероконический шлем с широким козырьком видимо киргизского производства (обнаружен в местности Ак-Кель, Чуйской области). Бармица шлема состоит из тканевой основы, в которую вшиты металлические пластины. Как и синхронные ей маньчжурские, тибетские и монгольские бармицы, она разрезана на три лопасти: пара нащечников и назатыльник. Боковые лопасти завязаны над козырьком (такой способ ношения бармицы в «не боевом положении», сохранился до этнографических времен в Тибете). В качестве подшлемника ойрат использует стеганую шапку с наушами и назатыльником.
Халат с осевым разрезом скрывает от солнца кольчугу необычного для Средней Азии покроя: с длинными (до запястья) рукавами и подолом. Ойрат бережно относится к своему имуществу, и поэтому прикрыл нижнюю часть халата кожаными набедренниками. К поясу подвешен лук («нем»), украшенный серебреными накладками (Монгольская коллекция МАЭ), колчан со стрелами и сабля. Нагайка украшена металлическими накладками. На ногах мягкие монгольские сапоги на плотной подошве («гутулы»).
2. Командир отряда киргизских наемников. Кон. XVI – перв. пол. XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам среднеазиатских музеев.
Со второй половины XVI в. правители Бухары и Моголистана, стали все активнее привлекать к службе кочевников-киргизов. Опасаясь собственных подданных, они доверяли свою жизнь степнякам, многие, из которых даже еще не приняли ислам.
Обычно киргизы составляли подразделения легковооруженных воинов, однако их командиры носили доспехи среднеазиатского производства. На иллюстрации киргизский латник одет в бухарскую кольчугу («савут») с рукавами до середины предплечья, отложным воротником и подолом, поверх которой надет распашной халат. Для облегчения фехтования его правая часть (рукав, плечо и подол) подобраны и заткнуты за пояс. Голову воина прикрывает кольчужная миссюрка, которую от солнца оберегает (ставшая популярной, судя по миниатюрам, уже в XVII в.) войлочная шапка - «калпок».
Бедра, колени и часть голени киргиза защищены кольчато-пластинчатой броней бухарского типа. В левой руке воин держит кожаный щит усиленный пятью железными умбонами. В правой – небольшой боевой цеп «шалк-этме» («Киргизский исторический музей», г. Фрунзе). За спину заброшен колчан со стрелами и лук, к поясу подвешен палаш в ножнах. На ногах – мягкие кожаные сапоги.
![](http://www.kyrgyz.ru/bbr/bobrov_17.jpg)
Защитное вооружение среднеазиатских воинов эпохи позднего средневековья и Нового времени из музеев Средней Азии (с.157).
1–3 – боевые наголовья; 4, 5 – наручи; 6,8 – кольчуги; 7 – поножа; 9 – щит.
@темы: Интересности, История, Статьи
28.03.2009 в 18:00
28.03.2009 в 18:02