В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
16:06
Свершилось!!!!
(c)Klamdrako.narod.ru
All rights reserved copyrigth Drakon Van
Никто из окрестных мальчишек не знал, сколько лет старику Драконычу. Знали только, что живет он здесь еще с тех пор, когда их юные родители рвали штаны и подолы на сером от гнили заборе его маленького участка с несколькими корявыми яблоньками и парой одичавших груш. Также все знали по печальным воспоминаниям собственной шкуры, что старик для своего возраста необычайно шустер и силен. Во всяком случае, через двухметровый забор он однажды сумел пе-ремахнуть ловчее самого Васьки Стрижа, хоть и жалился потом на прострел и колотье в боку. Васька тогда был так ошарашен, что безропотно позволил надавать себе подзатыльников по мягкой части и даже, дополнительно получив потом, ремнем от родителей долго продолжал ходить с слегка обалдевшим видом. А вот почему старика прозвали Драконычем, ведали даже самые мелкие представители уличного общества. Во-первых, за вздорный и склочный стариковский характер. Во-вторых, был старик знатным резчиком, да резал только всяких вычурных семарглов, берегинь, леших, особливо же крылатых змеев. А еще старик любил рассказывать сказки. Про былинных богатырей, про страшных тугаринов и рыделей черного креста и про величественных драконов. Когда старик умащивался летним вечерком на завалинке, вокруг него тут же собирался полукруг слушателей всех возрастов и начинал внимать. Сказителем Драконыч был знатным. Персонажи древних сказаний оживали в его речи, настолько правдоподобно, что выглядели в сознании слушателей подобно картинкам на экране кинотеатра, их души полнились звуками битв, звоном и песнями хмельных пиров, железным рокотом неведомых птиц, задорным посвистом ветра. Особенно здорово у него получалось изображать драконов, которые кочевали у него от сумрачных легенд к детским сказкам, с непостижимой ловкостью меняя свои образы и характеры. Да что там! К нему даже из области ученые приезжали. Долго слушали, писали на магнитофонные ленты, ахали и изумлялись какой-то обширности материала. Обещали даже по радио передать. И верно недели через две все село часа два стояло под репродуктором у здания совхозной администрации, слушая специальную передачу об устном народном творчестве жителей Грязанской волости. Старику Драконычу там посвятили целых полтора часа, поминутно называя то золотым самородком народного творчества, то хранителем старинного фольклора всерусийсково масштаба.
Три года тому назад к нему приехал один из многочисленных правнуков и увез к себе в Плесков. Кажется, у старика было что-то с желудком и ему надо было делать операцию. Совсем не давно до села дошел слух, что старик Драконыч умер. Ему тогда должно было быть больше ста лет. Односельчане погоревали и в память о нем решили издать книгу, где переданы его излюбленные были и кое-какие воспоминания односельчан о его жизни.
читать дальше
Жил некогда в Грязанской земле славный князь Игорько. Хоробрым, справедливым и милостивым прослыл он средь людей. Цвела земля Грязанская при нем словно сад ягодный. Ан однаж-ды пришла беда и к нему. Явились из степей знойных, да краев дальних злые половеци, и было их много тысяч. Бился князь Игорько с ними отважно, да больно сильны оказались вороги, пришлось ему в кремль Грязанский укрыться и там оборону держать. Но так могучи были тогда половеци, что и там никак нельзя было удержаться. А жил тогда в его землях один могучий дракон по имени Змейр Йормунгардсон, родом из страны варязей. Особо не зверствовал, брал с крестьян лишь малый налог потребный на пропитание и с князем не ссорился. Он не считал людей чем-то достойным внимания. Князь же в свой черед делал вид, что никакого дракона на его землях нет. Так и жили, «позабыв» друг о друге. Вот тогда, как прижали Игорька в кремле, и вспомнил он про дракона этого. Мол, ежели кто сможет помочь, так только он. Как настала ночь, выбрался князь тайным ходом из Грязани и потек к Сокирной горе, где жил тот дракон. Всю ночь несся быстрее ветра, двух коней запалил, сам едва жив, к пещере драконьей приспел, с просьбою. Змейр же этому столь изумилси, что даже изволил выслушать Игорька, лишь коня съел. А выслушав, призадумалси. Уж что он там себе надумал, то не ведомо никому, но согласился просьбу князеву исполнить. Только и потребовал, что стадо коровье и свиное и гусей сотни две.
Сильно помог Змейр князю, разгромил половецей и надолго отбил у них всякую охоту соваться в землю Грязанскую. Вот с тех пор и повелась у них дружба. Змейр Грязань от врагов боронит, князю мудрые советы подает, а князь его кормит, поит да привечает.
Рассказывает Марфушка Потова, 38 лет.
-Помню как-то раз, услышали наши мужики по тарелке говорильной, де одного казнокрадца на крюк повесили. Я тогда маленькой была, годов девяти. А вечор у них с батькой моим спор зашел, по правде ли за казнокрадство на крюк? Одни говорили, что по правде, другие, что за это всегда только за Рудняный Хребет ссылали, значит не по правде. До сумерек сидели, рядили. Потом старик Драконыч пришел, его мамка на чай зазвала. Обсказали ему батька с мужиками дело, да и спросили, как он от думает? А Драконыч эдак усмехнулся в ус, чаю стакан степенно выпил и рассказал.
Говорят однажды, думал князь с боярами своими о делах разных, княжеских. А когда устал, то пошел обедать. Эх! Какой знатный обед был у князя Игорька! Три дни можно только его и описывать, однако ж оставим слюноистечение на потом. Вот на том обеде один боярин и сказал князю. - Довелось мне сегодня услышать на улице такой разговор: «Ты никчема, ни на что не способен!». Ему же отвечали: «Хозяин, не умеешь ты оценивать человека. Вот подумай – и поймешь, как я тебе полезен». Услышав это, призадумался я. В самом деле, какова истинная цена человеку?
Понурил князь голову в тяжелом раздумье, долго думал, но не сумел найти ответа. Тогда решил Игорько задать этот вопрос думе боярской. Там де люди опытные, всякое видавшие, найдут ответ. Так и сделал. Да прибавил от себя: «како, мол, измерить цену ему, князю?». Так ведь и бояре не ведали ответа, не было среди них столь знающего мужа. Долго судили да рядили они, всякие способы перебирали, до хрипоты спорили, друг дружке в бороды повцеплялись, шапки высокие об пол бросали и словесами бранными под конец почали обзываться. Расшумелись, ужас просто! Тем криком своим разбудили ото сна послежратного мудрого Змейра. Вытянул он шею свою длинную, в горницу думную глянул, послушал по что у бояр головы растрещались и молвил князю.
-К златокузнецам тебе, княже, следоват обратитися. Всем ведомо - знатные оценщики.
Созвали по приказу князя в терем всех златокузнецов и менял денежных. Объяснил им Змейр суть дела и стали они думать. Тяжка задача была, не смогли они сразу решить и попросили десять ден сроку на раздумья. Отпустил их князь Игорько, да наказал: «Ежли через десять ден не найдете ответа, всех велю исказнить люто. Змейру на прокорм отдам». Надо сказать, опосля нашествия полвецей был у князя обычай такой заведен. Как кого надобно было смерти предать, так его Змей-ру скармливали. Княжеству польза и на кормах экономия. Рационализация называется. Восемь дней не знали златокузнецы покоя, не спали ночами, одолели их расстройства и от того беспокойство. На девятый день старый холоп златокузнеца Михала Сизоносого надоумил его идти на поклон к Змейру. Делать нечего, собрались златокузнецы и менялы денежные, скинулись кто, сколько мог, пришли на подворье Змейрово, пали ему в лапы и взмолились о милосердии. Принял их мудрый Змейр и сказал: «Соберите горсть златых монет равного веса и добавьте к ним одну большего веса. Как пойдете завтра в княжий терем, возьмите их и весы. Там берите монеты по одной и взвешивайте. Ту, что будет тяжелее, и назовите мерой князю. Когда князь спросит – Неужели цена мне одна монета? – Скажите ему – как эта монета тяжелее остальных, так и ты, князь, ценнее всех прочих людей. Как большая деньга за больший товар отдается, так и ты, княже, куда больше нас простых стоишь. Э… се злато тут оставьте!».
В назначенный день и час пришли златокузнецы и менялы денежные к князю и сделали, как Змейр велел. Понравился их ответ князю и повелел он наградить их гривнами. Ну а вечером, благодарные златокузнецы поставили Змейру большое угощение, накормили и упоили вусмерть и все славили его мудрость. Ибо славить прочие его достоинства было опасно.
-Так и сказал потом: «Вот от того, кто, сколько стоит, с того столько и спросу. Тот казнокрад высоко сидел, потому и высоко взлетел».
Рассказывает Гюргий Облезов, 51 год.
-Вот, стал быть, поспорили мы Флором Савиным, о чем-то, кажись про трахтора новые. Так, значится, разошлись, что и по матерям уже прохаживаться начали. Ан тут, стал быть, случись Драконычу проходить, посмотрел он на нас и говорит: «А ну-ка парни, яка така разница промеж кривдой и правдой?». Ну, мы, стал быть, не поняли по первости. - Какая? - спрашиваем. А он нам: «Така ж, что про меж глазами и ушами. Истинно то, что своими глазами узришь, а то, что ведаешь, стал быть, с чужих слов пока сам не узришь - кривда! Говорят же люди - верь не ушам, а глазам. Только следоват помнить, что и глазам своим не всегда можно верить. Завсегда проверять надоть!». И таку, стал быть, побасенку поведал.
Спросил как-то, князь Игорько Змейра бывает ли так, что и своим глазам нельзя верить? «Всякое бывает. Подожди малость, обязательно такое случиться» ответил тот. Вскорости так и стало. Как-то раз, старый постельничий князя Игорька устраивал ему ложе. Только все боялся он, а ну понравиться князю, вдруг да огрех какой есть, осерчает князь, не миновать беды. От ложа отлучит. Вот и прилег на ложе, испробовать. Ан так мягко устроил ложе и за день еще умаялся, что мигом заснул. В ту пору князь делами занимался допоздна, а жена его Светозарка в положенное вре-мя пошла почивать. Заходит в горницу спальную, глядь, на ложе мужчина под покрывалом спит. Кому тут еще быть, кроме князя? Только полюбовнику. Ан не будет же полюбовник при живом князе с его женой ложе делить? Легла рядом и тоже уснула.
Тем временем закончил князь дела. Отужинал и тоже пошел спать. Глядит, а рядом с его женой другой мужик спит! Ух, как вскипел князь, схватил старый топор со стены, уж и размахнулся даже. Еще миг и порубил бы на котлеты малые. Вкус-с-сные. Вдруг вспомнились ему недавние слова Змейра «И глазам не верь!». Засомневался князь, опустил топор. «Давай-ка, - думает, - спрошу теперь Змейра, как же здесь можно глазам своим не верить». Выглянул за окно, кликнул Змей-ра, да велел ему в горницу заглянуть. На ложе указал. Посмотрел Змейр, да князя в укромный угол справил. Сам же княжну в щеку лизнул. Ой, и длинный же язык был у Змейра, через всю горницу достал! Как щас помню. Разбудил княжну и спросил: «Что мол, за мужчина спит рядом с ней?».
-Кто же, кроме мужа моего любимого, может тут лежать? – рассердилась та, вовремя вспомнив давешнее свое рассуждение про полюбовника.
Тогда Змейр попросил ее выйти, мол, у него к князю важная нужда есть. Сдернул он языком покрывало с мужчины на ложе. Постельничий проснулся, вскочил в ужасе. Увидел Змейра, чуть, с перепугу, душу в Вирий не отослал. Стоит - трясется.
-Что ты тут делаешь? – Строго вопросил его дракон.
-Ох, господин дракон, сколько лет князю ложе стелю, да никак не угожу, всегда он недоволен. Ну, сегодня расстарался я и решил сам проверить: ладно ли? Прилег, да сразу сон и сморил. Как от воскурения церковнаго. Словно морок придавил, ничего не чуял, пока вы не разбудили. Будьте милостивы, простите вину мою, стар я, немощен, тяжко уже с утра до ночи трудиться. Пенсию опять же не плотют.
Тут князь из угла темного вышел, доволен, улыбается. Прощаю я тебя, - говорит – холопа своего верного. А на капризы мои не серчай. Надо ведь мне норов княжий показывать, не в делах, так хоть так. То есть покон старый.
Сказал это князь, наказал постельничему впредь быть осторожнее и отпустил.
Рассказывает председатель колхоза Евсеев Ярослав, Николов сын, 49 лет.
Значит, лет шесть назад было у нас собрание колхозного актива. Я тогда обругал одного бригадира, что тот Елушино поле только на четверть вспахал и засеял, а вместо него заброшенную пашню поднял. Она у нас, значит, под паром седьмой год стояла. Он мне в ответ говорил, что там склон у холма ручьем подмыт, может оползень быть. Я его тогда еще м…! назвал. Вот. Ну, только я ругаться закончил, как Драконыч, значит, встает и говорит на весь зал: «Не суди по засеву, суди по урожаю. Ежели запахано как надо, так чего, значит, собачиться про меж собой? Кто цели своей добился тот и умен, а кто не сумел, значит, тому и м…! быть». И что? Дня через три, значит, така гроза вдарила, думал все село снесет, зерно на корню смоет. Поехали на друго утро поля смотреть. Глядим, Елушино поле как есть, значит, оползнем накрыло. А старая пашня цела, потом на ней с гектара по двадцать два центнера сняли. Вот.
Рассказывает Артемий Носов, 34 года.
-Когда мне было шестнадцать, пристал ко мне младший брат с вопросами: сколько воды в море, много ли травы вырастает на поле, да сколько звезд на небе. Уж я так и сяк ему говорил, что не знаю, ан пристал и все тут. Скажи и скажи. А мне уж не в терпеж. Выгнал я его из нужника, оправился, потом к старику Драконычу отвел. Пущай его убалтывает недоросля. Пересказал ему де-ло, попросил брата вразумить. Драконыч же в ответ, мол, приходите завтра, будет вам сказ.
Отправился как-то князь Игорько на охоту и Змейр с ним. Князь по земле скачет, стрелы каленые мечет, Змейр по над облаком летит, зверей на князя выгоняет. Только вот беда, запнулся борзый конь князя. Не удержался князь в седле, так птицей-утицей через коня и полетел. Ежли б не шелом его харалужный, не ходить бы более князю по земле. Только, крепко ударилси князь об древо, вмиг звезды небесные увидал, а все или нет счесть не успел. Обеспамятовал совсем. Тут его Змейр с землицы подхватил и борзым скоком в Грязань унес, где слюною целебной лоб князю помацал, чем его в чуйство и привел. Игорько же, как очнулся, так сразу Змейра вопросил: «сколько звезд на небе?». Змейр же ему ответствовал так: «Труден твой вопрос княже, сразу и не сочтешь, надобно ночкой потрудиться, небо звездное посмотреть. Завтра скажу. Пока же лежи, отдыхай. Любознатный ты мой».
На другой день, взял Змейр у кирилика в церкви лист пергамена, оный же лист дружиннику княжьему велел издырявить шильем так, чтобы никак сосчитать дырки нельзя было. Затем взял лист тот дырявый и князю отнес. «Смотри, - говорит, - сколько здесь дыр - столь же звезд на небе, изволь сам счесть».
-Понял малыш? Тут считай, не считай, все одно не пересчитаешь. Непременно собьешься.
Рассказывает Ольха Марьина 83 года.
-Как хоронили от мужа мово, прости Г-ди его душу, кирилик наш, после отпевания проповедь почал. Баял о том кому в вирий суждено вознестись, а кому по грехам своим к ящеру в пасть. Мол только праведнику, да молебнику истовому вирий сужден. Чернодушникам же, в церковь не ходящим - путь дорога прямо в ящеру. Драконыч тоже там был. Как кирилик от проповедь сказал, так и он свое слово ввернул. Что уж там, такой человек был. Не мог без этого. Прости его Г-ди м…! грешного. А сказал он, что пустые словеса это все. Что ежели люди о покойном с добром поминают, дела его хвалят, так ему дорога в вирий, а ежели помянуть без ругани не могут, тогда, почитай, попал он в пасть ящерову. А молебник человек или нет, то не важно. Про мужа мово еще сказал, что про него только хорошее может помянуть. Пущай тот и не особливо в церковь ходил.
Рассказывает сельский учитель Владимир Юрьев, 41 год.
-В травень шестьдесят второго шел я из школы домой. Раскланялся по дороге с председателем и решил в магазин к купчихе Тамаре Федоровной зайти, чтобы муки гречишной купить. Жена моя собиралась блины испечь. Как в магазин пришел, увидал там Драконыча, Тамара Федоровна с ним о каких-то ценах советовалась. Драконыч надо признать отличный хозяйственник был. Хотя и жил на одну пенсию, двор его всегда лучше всех соседских был. Я с ними поздоровался вежественно, купил, чего потребно было, с Тамарой Федоровной о ценах на соль поговорил и только со-брался уходить, как Драконыч мне вопрос такой задал: «Вы Владимир Олексич, человек ученый, еометрию знаете. Вот смотрите, - говорит, - черта, можете вы ее сделать меньше, не стирая и не зачеркивая?». Признаться, каверза эта меня сильно озадачила. Полчаса и так и сяк прикидывал. Никак эту загадку решить не мог. Так и сказал ему, что не можно не зачеркивая черту укоротить. А Драконыч тут же мне верное решение показал. Как он мне ответ показал, ох, и стыдно мне стало, что такую простую загадку не отгадал. Всего то надо рядом еще черту провести, более длинную.
Рассказывает урядник Буремир Рысин, 40 лет.
-Мы с Драконычем дружны были. В гости друг к другу ходили, вместе на праздниках гуляли. Вместе гна… варенье варили. Когда играли свадьбу Артемки Носова, были там среди прочих явств яблоки печеные в меду. До того вкусные, что я штук восемь умял и все нахваливал. Рядом со мной Драконыч сидел и все поддакивал. Дескать, вкусные очень, знатные яблоки. Гуляли весь день до полуночи. Драконыч тогда ко всем приставал, все требовал сказать, что все видят, а месяц не видит? Я тогда тверез был аки стеклышко. Как же, мне положено завсегда тверезым быть. Должность такая. Все точно помню. На утро после гулянки свадебной, ох и плохо мне было. Видать с тех яблок живот скрутило. Как я на них ругался тогда. Тут рядом случилось Драконычу быть. Ему тоже было плохо. Но яблок он не ел так, видать просто перебрал малость. И то сказать, это ведро первача на двоих, кажись, лишним было. Ну, страдаем, мы вместе и он мне насчет яблок опять поддаки-вает. Дурной мол фрухт, живот от них пучит. Удивился я – Почему, – спрашиваю, – вчера ты их хвалил, а сегодня хаешь? Он же мне так сказал: «Дружу-то я с тобой, а не с яблоками». Чего месяц не видит? Так это ж просто темнота. Мне Драконыч через пару недель по пьянке сознался.
Рассказывает кирилик храма Гюргия Великомученника, Победу приносящего батя Дремуний.
-В одной проповеди повторил я слова прсв. Амвония Мироточивого, что несть для Б-га непосильной задачи, все он может. Драконыч, безбожник клятый, тут как тут. Чуть не на весь храм закричал, м…!, что есть де такое дело, какое Г-дь не может сотворить. Что с него возьмешь, на старости лет последнего ума лишился. Воистину говорят, хочет Г-дь кого покарать, лишает разума.
Задал как-то князь Игорько думе боярской задачу. Мол, молжет ли он тако сделать, чего Г-дь не может? Никто из бояр ему ответить не смог. Все подумали: «Ежли сказать, что может - потребует сказать, что. Ежли сказать, что не может – осерчает. Как ни скажи все плохо». Сидят, молчат. Тогда велел князь кликнуть Змейра. Да только улетел тогда Змейр по делам своим с драконихами знакомыми. Пришлось Игорьку ждать. Седьмицы полторы спустя, вернулся Змейр довольный, сытый. Чешуя начищенная блестит, когти сверкают, сам весь светиться. Ребрами. Устамши сильно. Вот как добрые жены, мужа свово обиходили. Это у драконов в обычае. Живут порознь многие лета, видеть друг дружку не могут, потом за ради детей сходятся и в эту пору жены мужа всячески ублажают, а тот их. Тоже по всякому. Дык вот, прилетает Змейр на княжий двор, падает без сил, только уснуть восхотел, как Игорько к нему прибегает, за хвост теребит, вместе с думой своей пристает. Скажи, мол, может он, князь, тако сделать, чего Г-дь не может. Как ни устал Змейр, ан князю вежественно внял, сказал, что может князь тако сделать, и только тогда голову под крыло спрятал. Еще пуще закручинился князь Игорько, места себе не находит. Змейра теперь не добудишься исшо седьмицы две, а знать охота прям счас. Однако ж, превозмог себя. Велел холопам доложить тотчас, как Змейр пробудиться и пошел по делам княжим. Долго ль спал Змейр беспробудно, то не ведаю, только пробудился он, когда князь и думать забыл про вопрос давешний. Проснулся, трех коров съел, тута князю о его пробуждении сказали. Тут князю про задачу от его и на-помнили. Холопья, что б их, научи служить, так лоб расшибут! Чужой. Игорько сразу же подхватился, к Змейру во двор выбежал, вопрос свой опять задал. Змейр ему и говорит: «Чего тут думать? Весь мир создан Б-м, перед ним все равны, ему все нужны, для каждого дело есть. Потому не может он никого из своих владений изгнать. Но, ты князь, если прогневаешься, то запросто из княжества свово можешь выгнать любого».
Рассказывает Василина Анисина, 26 лет.
-Драконыч великий забавник был. Только покажи молодку румяную, не занятую, той же час к ней с забавами приставать начнет. Откуда только силы брал? Все мужики ему завидовали. Напьются, бывало, и начинают секрет пытать. О чем это я? А. Так вот, пришел он как-то зимой к сеструхе моей старшей на именины. Чаи погонять*. Да что там, любил он это дело. Как, бывало, зальет в самовар ведро первача, так не оторвешь. О чем это я? А. Так вот, пришел, а сеструха его спрашивает: «как там, на улице? Каков морозец?». «Дык, только в две пригоршни» - отозвался Драконыч. «Как так?» - не поняла я. А он мне на оконце показывает. Гляжу, там батька Дремуний идет. Согнулси весь, нахохлился как петух ночью, руки под мышки засунул, ладони в горсти стис-нул. Как мы смеялись потом. Когда чаев нагонялись.
________________
*«Чаи погонять» - выпивать. Устойчивое идиоматическое выражение.
Рассказывает механик МТС* Яр Ильин, 63 года.
-Когда замятня в 17-м на Руси была, шастали всякие лихие люди по селам, растудыть. Где подрабатывали, где тащили, где грабили. Иной раз и Синие придут, аль заместо них Розовые. А, растудыть! Разницы про меж них никакой не было! Ни промеж лихих людей, ни промеж голубчиков с розанами. Все грабили. К нам на село тоже приходили. Вот так было. Аккурат на Савкин день после вечерни приехали такие вот на подводе. Лихие. Человек семь. Со штуцерами. Растудыть их туды-сюды! Как бы от Синих за фуражом. Хотя какие тут Синие. Розаны их тогда за сорок верст отогнали. Надрали им зады, свободолюбивым. И правильно, неча нам тута свободы свои не-потребные разводить! Приехали и к старосте во двор. Гони им староста фураж, растудыть! Ну, вестимо, крик, гам, в воздух палят. Люд собирается. Я тоже туды прибег. Стою среди людей, глазею во все очи. Что мне пацану, тогда много ль надо было? Глазею и вижу как Драконыч по крыше старостиного коровника бегет с кулеметом. Старостин сын его на сеновале держал, со Старой войны привез. Только к нему патронов не было. На других лихих извели. Растудыть их растак! Вона Драконыч Синих ентих и надул. С пистоли пальнул и кулемет навел, как будто из него стрельнул. Так их всех в землицу носами от и уткнул. Растудыть. Мужик он не промах был. Никогда не терялси.
________________
*«МТС» - машинно-трахторная станция.
Жил в Грязани искусный кузнец. Однажды приказал ему князь Игорько сплести кольчугу. Сделал ее кузнец и принес князю. Велел князь надеть ее на чурбак и как взмахнет мечом богатырским! Как ударит по чурбаку! Кольчужка на двое и распалась. Осерчал князь. Сказал грозно: «Сделай другу кольчугу, но берегись. Ежли опять така ж дурна будет, сам знаешь, как я таперя виновных казню». Делать нечего. Пригорюнился кузнец, да пошел домой, слезами горькими путь-дорогу орошая. Кузня же его была за градом, на реке, что б пожар не учинить. Там же князь повелел для Змейра терем поставить. Чтоб грязан смрадом ядовитым, послежратным не травить. Шел тако кузнец мимо терема Змейрова и думает: «Дай, зайду, испрошу совета, как князю угодить». Рассказал кузнец Змейру свое горе и спросил, почем такое горе избыть можно. Ой, дорого! Да делать нечего.
Научил его Змейр как сделать надо и пошел по делам своим. Может к князю, может к княжне. Он до княжны большой охотник был. Общался, значит. Кузнец же отправился делать новую кольчугу. Как сделал ее, так тут же надел и пошел к князю. У князя же сказал, что пусть рубят кольчугу на нем. Иначе ее, мол, и проверить нельзя. Князь прикинул, что так оно действительно лучше и соизволил согласиться. Умен был, понимал выгоду. Соизволил и велел гридню* кузнеца мечом вда-рить. Тот же, как заорет по кабаньему, как скорчит рожу отвратительную, как пустит ветры от ужаса, так гридень от отвращения и отпрянул. Смекнул кузнец, что его взяла и говорит, теперь уже человечьим голосом: «Видишь князь, не деревянный чурбак будет кольчугу мою носить. Кто ее наденет, тот и сам находчивый будет. Сможет он не подпустить к себе ворога, а ежли и подпустит, то припугнет так, что тот отскочит. Вот кольчуга моя цела и останется.
_________________
*«Гридень» - полноправный дружинник.
Рассказывает егерь Яросвет Ведмедев, 38 лет.
-Хотите верьте, хотите нет, а было так. В тридцати пяти верстах отсель есть в Долгорубной дубраве поляна. Семь лет назад я там браконьера выслеживал. Оленей царских стрелял гад. Уж как изворачивался, как хитрил, года три я за ним гонялся. Наконец выследил до дубравы самой. Ну думаю: «не долго осталось тебе оленей губить, окажешь сопротивление при задержании, никуда не денешься, как ты след свой не петляй». Выхожу на эту поляну, гляжу – валяется миленок, почти в центре. Рядом с оленем. Олень поеден, а у того брюхо вспорото, сам весь изорван, кровищи озеро! Решил, было, по началу, что волки его порвали. Потом его ружжо углядел и следы вокруг. Тогда и поседел. Но из ружжа он пальнуть успел. До того как ружжо его пополам перекусили. Гильзы пустые, под деревьями нашел. Две штуки. Браконьер, видать, в кустах хоронился, потом по этому, которое оленя ело, с обоих стволов пальнул. По следам видать попал ему в лапу заднюю. Тут браконьеру конец и пришел. К вечеру все вокруг облазил, протокол составил, а як же, у нас все строго, как надобно. Браконьера прикопал, затем в село поворотил, уряднику полицейскому бумагу на подпись подать. В село лишь на другой день к ужину добрался. Иду к уряднику, глядь, старик Драконыч от него с батогом ковыляет, хромый сильно. Сказал, дескать, ногу об сучок наколол. Я б и не вспомнил, про то, дык, аккурат позавчера бабы в драконычевом доме прибирались, перед сожжением, ну и нашли в столе его пулю охотничью. Смятую - из мяса ее достали. И отметина на ейном донце была такая же, что у пуль в патронташе того браконьера.
Когда наш коллектив занимался созданием этого сборника народного фольклора Грязанской волости перед нами, как и во всяком подобном издании встал вопрос об истоках. Истоках такого самобытного культурного наследия, чудом уцелевшего в бурных волнах современности. Практически сразу же мы нашли в Грязанском летописном своде, дошедшем в списке XIV в. на вот эту запись:
В лето 6539 мая осьмого дни прилетеша на сокирноу гору змеi поганъ и зробилъ соби нороу на главе ея а на седьмицоу от того дни придоша полове во землю грязанскоу числомъ мнози тьма и еще тринадесять сотенъ да бысть по сему стонъ горекъ и плачъ по земле грязанскоi и разоръ великъ конязь же Игорько княжъ Мстиша сынъ не заратися с оны в кромлехе гря-занскомъ заперси и братиям своеям конязямъ таверескоу да соуздальскоу грамоты слезные разослати повеле бо несть было силы в земле грязанскоi ворога одолети а на осьмнадцатыi день приидоша полове подъ тынъ грязаныскыi и поставили станъ а посадъ пожгли паки поiдяху градъ на копье брати конязъ же с дружиною и моужами и холопьми и всем людомъ воiнскому делоу пособнымъ взошелъ на тынъ бабы же и младени и отрозе и старци оукрылись во храмъ Оуспениа Б-ци молити Г-да и Б-терь объ избавлении душъ их услыша тако моление горестноя обратилъ Г-дь взоры своеа к грязани скорбноi и ниспослалъ чудо врозоумилъ он змеа с сокирноi горы деяниимъ благостнымъ и заратися змеi с полове жаромъ чаднымъ пожогъ каломъ смраднымъ конямъ вонымъ ноздри потравилъ и поялъ мнози и мнози оубилъ тому аз Нифонт келарь храма Успениа Б-ци сам послоухъ и водокъ былъ и весь людъ грязаанскыi и всеа земля грязанскаа по сию пору.
Данный отрывок широко известен в отечественной палеографии, так как с одной стороны позволяет достаточно уверенно датировать свод второй половиной XI в., а с другой здесь автор свода прямо указывает себя. Явление для нашего раннего летописания весьма редкое. Однако до сих пор у наших историков не нашлось ни одного объективного объяснения по поводу содержания этой, столь странной записи. Открытие целого пласта народных преданий, про это и последующие события, вызвало в нашей исторической науке настоящий шок. Цикл, повествующий о Змейре Йормунгардсоне и грязанском князе Игорько Мстиславиче, позволил по-новому оценить целый ряд, вызы-вавших доселе недоумение, записей в Грязанском летописном своде. Безусловно, устное предание не в состоянии достоверно передать события столь давних времен, но у нас нет сомнений, что оно может указать пытливому исследователю верное направление поисков.
Так же мы хотим отметить, что Плесковским отделением института археологических изысканий буквально за неделю до выхода в свет нашего издания начаты раскопки на месте предполагаемого проживания Змейра Йормунгардсона и там уже найдены заваленные в поздние времена пустоты искусственного происхождения. Надеемся, что новые открытия смогут перевернуть некоторые наши представления о раннесредневековой истории Грязанского княжества.
-Сенсация! Сенсация! Сенсация! В Плесковской губернии…
-Читайте все! В Руси…
-Удивительнейшее открытие!
-Грязанская волость….
-Чрезвычайная знатопытная дума выехала на….
-Сейчас Его Высочество Генеральный Стольник всеа Руси...
-Обращение Генерального Стольника ко всему миру и народу Руси…
-Новая сенсация!…
-Объект с Сокирной горы…
-В результате воздействия мощными средствами поражения…
-Имел на борту сильное вооружение…
-Идиоты! Учишь их, учишь… Микрометеорит из античастиц от малокалиберной ионной пушки не отличить! М…! А плазменный резак аварийной системы консервационного окапывания от коллапсарного генератора…
При создании этого рассказа автор использовал народные байки и сказания, бытующие на его родине. Так же автор с большим удивлением обнаружил, что некоторые известные ему сюжеты имеют место в устном народном творчестве народа Индии! и у некоторых народов Средней Азии.
Возможно это связано с тем, что родная станица автора находилась в местах, где происходило взамопроникновение культур и бла, бла, бла.... и все такое, ну это мы пропустим... это тоже... Итак, да Здраствует дружба народов! Ура Мне! Великому и Скромному. Дракону короче.
All rights reserved copyrigth Drakon Van
Легенды Грязанской земли.
Никто из окрестных мальчишек не знал, сколько лет старику Драконычу. Знали только, что живет он здесь еще с тех пор, когда их юные родители рвали штаны и подолы на сером от гнили заборе его маленького участка с несколькими корявыми яблоньками и парой одичавших груш. Также все знали по печальным воспоминаниям собственной шкуры, что старик для своего возраста необычайно шустер и силен. Во всяком случае, через двухметровый забор он однажды сумел пе-ремахнуть ловчее самого Васьки Стрижа, хоть и жалился потом на прострел и колотье в боку. Васька тогда был так ошарашен, что безропотно позволил надавать себе подзатыльников по мягкой части и даже, дополнительно получив потом, ремнем от родителей долго продолжал ходить с слегка обалдевшим видом. А вот почему старика прозвали Драконычем, ведали даже самые мелкие представители уличного общества. Во-первых, за вздорный и склочный стариковский характер. Во-вторых, был старик знатным резчиком, да резал только всяких вычурных семарглов, берегинь, леших, особливо же крылатых змеев. А еще старик любил рассказывать сказки. Про былинных богатырей, про страшных тугаринов и рыделей черного креста и про величественных драконов. Когда старик умащивался летним вечерком на завалинке, вокруг него тут же собирался полукруг слушателей всех возрастов и начинал внимать. Сказителем Драконыч был знатным. Персонажи древних сказаний оживали в его речи, настолько правдоподобно, что выглядели в сознании слушателей подобно картинкам на экране кинотеатра, их души полнились звуками битв, звоном и песнями хмельных пиров, железным рокотом неведомых птиц, задорным посвистом ветра. Особенно здорово у него получалось изображать драконов, которые кочевали у него от сумрачных легенд к детским сказкам, с непостижимой ловкостью меняя свои образы и характеры. Да что там! К нему даже из области ученые приезжали. Долго слушали, писали на магнитофонные ленты, ахали и изумлялись какой-то обширности материала. Обещали даже по радио передать. И верно недели через две все село часа два стояло под репродуктором у здания совхозной администрации, слушая специальную передачу об устном народном творчестве жителей Грязанской волости. Старику Драконычу там посвятили целых полтора часа, поминутно называя то золотым самородком народного творчества, то хранителем старинного фольклора всерусийсково масштаба.
Три года тому назад к нему приехал один из многочисленных правнуков и увез к себе в Плесков. Кажется, у старика было что-то с желудком и ему надо было делать операцию. Совсем не давно до села дошел слух, что старик Драконыч умер. Ему тогда должно было быть больше ста лет. Односельчане погоревали и в память о нем решили издать книгу, где переданы его излюбленные были и кое-какие воспоминания односельчан о его жизни.
Как подружились князь Игорько и Змейр Йормунгардсон.
читать дальше
Жил некогда в Грязанской земле славный князь Игорько. Хоробрым, справедливым и милостивым прослыл он средь людей. Цвела земля Грязанская при нем словно сад ягодный. Ан однаж-ды пришла беда и к нему. Явились из степей знойных, да краев дальних злые половеци, и было их много тысяч. Бился князь Игорько с ними отважно, да больно сильны оказались вороги, пришлось ему в кремль Грязанский укрыться и там оборону держать. Но так могучи были тогда половеци, что и там никак нельзя было удержаться. А жил тогда в его землях один могучий дракон по имени Змейр Йормунгардсон, родом из страны варязей. Особо не зверствовал, брал с крестьян лишь малый налог потребный на пропитание и с князем не ссорился. Он не считал людей чем-то достойным внимания. Князь же в свой черед делал вид, что никакого дракона на его землях нет. Так и жили, «позабыв» друг о друге. Вот тогда, как прижали Игорька в кремле, и вспомнил он про дракона этого. Мол, ежели кто сможет помочь, так только он. Как настала ночь, выбрался князь тайным ходом из Грязани и потек к Сокирной горе, где жил тот дракон. Всю ночь несся быстрее ветра, двух коней запалил, сам едва жив, к пещере драконьей приспел, с просьбою. Змейр же этому столь изумилси, что даже изволил выслушать Игорька, лишь коня съел. А выслушав, призадумалси. Уж что он там себе надумал, то не ведомо никому, но согласился просьбу князеву исполнить. Только и потребовал, что стадо коровье и свиное и гусей сотни две.
Сильно помог Змейр князю, разгромил половецей и надолго отбил у них всякую охоту соваться в землю Грязанскую. Вот с тех пор и повелась у них дружба. Змейр Грязань от врагов боронит, князю мудрые советы подает, а князь его кормит, поит да привечает.
Рассказывает Марфушка Потова, 38 лет.
-Помню как-то раз, услышали наши мужики по тарелке говорильной, де одного казнокрадца на крюк повесили. Я тогда маленькой была, годов девяти. А вечор у них с батькой моим спор зашел, по правде ли за казнокрадство на крюк? Одни говорили, что по правде, другие, что за это всегда только за Рудняный Хребет ссылали, значит не по правде. До сумерек сидели, рядили. Потом старик Драконыч пришел, его мамка на чай зазвала. Обсказали ему батька с мужиками дело, да и спросили, как он от думает? А Драконыч эдак усмехнулся в ус, чаю стакан степенно выпил и рассказал.
Цена князя.
Говорят однажды, думал князь с боярами своими о делах разных, княжеских. А когда устал, то пошел обедать. Эх! Какой знатный обед был у князя Игорька! Три дни можно только его и описывать, однако ж оставим слюноистечение на потом. Вот на том обеде один боярин и сказал князю. - Довелось мне сегодня услышать на улице такой разговор: «Ты никчема, ни на что не способен!». Ему же отвечали: «Хозяин, не умеешь ты оценивать человека. Вот подумай – и поймешь, как я тебе полезен». Услышав это, призадумался я. В самом деле, какова истинная цена человеку?
Понурил князь голову в тяжелом раздумье, долго думал, но не сумел найти ответа. Тогда решил Игорько задать этот вопрос думе боярской. Там де люди опытные, всякое видавшие, найдут ответ. Так и сделал. Да прибавил от себя: «како, мол, измерить цену ему, князю?». Так ведь и бояре не ведали ответа, не было среди них столь знающего мужа. Долго судили да рядили они, всякие способы перебирали, до хрипоты спорили, друг дружке в бороды повцеплялись, шапки высокие об пол бросали и словесами бранными под конец почали обзываться. Расшумелись, ужас просто! Тем криком своим разбудили ото сна послежратного мудрого Змейра. Вытянул он шею свою длинную, в горницу думную глянул, послушал по что у бояр головы растрещались и молвил князю.
-К златокузнецам тебе, княже, следоват обратитися. Всем ведомо - знатные оценщики.
Созвали по приказу князя в терем всех златокузнецов и менял денежных. Объяснил им Змейр суть дела и стали они думать. Тяжка задача была, не смогли они сразу решить и попросили десять ден сроку на раздумья. Отпустил их князь Игорько, да наказал: «Ежли через десять ден не найдете ответа, всех велю исказнить люто. Змейру на прокорм отдам». Надо сказать, опосля нашествия полвецей был у князя обычай такой заведен. Как кого надобно было смерти предать, так его Змей-ру скармливали. Княжеству польза и на кормах экономия. Рационализация называется. Восемь дней не знали златокузнецы покоя, не спали ночами, одолели их расстройства и от того беспокойство. На девятый день старый холоп златокузнеца Михала Сизоносого надоумил его идти на поклон к Змейру. Делать нечего, собрались златокузнецы и менялы денежные, скинулись кто, сколько мог, пришли на подворье Змейрово, пали ему в лапы и взмолились о милосердии. Принял их мудрый Змейр и сказал: «Соберите горсть златых монет равного веса и добавьте к ним одну большего веса. Как пойдете завтра в княжий терем, возьмите их и весы. Там берите монеты по одной и взвешивайте. Ту, что будет тяжелее, и назовите мерой князю. Когда князь спросит – Неужели цена мне одна монета? – Скажите ему – как эта монета тяжелее остальных, так и ты, князь, ценнее всех прочих людей. Как большая деньга за больший товар отдается, так и ты, княже, куда больше нас простых стоишь. Э… се злато тут оставьте!».
В назначенный день и час пришли златокузнецы и менялы денежные к князю и сделали, как Змейр велел. Понравился их ответ князю и повелел он наградить их гривнами. Ну а вечером, благодарные златокузнецы поставили Змейру большое угощение, накормили и упоили вусмерть и все славили его мудрость. Ибо славить прочие его достоинства было опасно.
-Так и сказал потом: «Вот от того, кто, сколько стоит, с того столько и спросу. Тот казнокрад высоко сидел, потому и высоко взлетел».
Рассказывает Гюргий Облезов, 51 год.
-Вот, стал быть, поспорили мы Флором Савиным, о чем-то, кажись про трахтора новые. Так, значится, разошлись, что и по матерям уже прохаживаться начали. Ан тут, стал быть, случись Драконычу проходить, посмотрел он на нас и говорит: «А ну-ка парни, яка така разница промеж кривдой и правдой?». Ну, мы, стал быть, не поняли по первости. - Какая? - спрашиваем. А он нам: «Така ж, что про меж глазами и ушами. Истинно то, что своими глазами узришь, а то, что ведаешь, стал быть, с чужих слов пока сам не узришь - кривда! Говорят же люди - верь не ушам, а глазам. Только следоват помнить, что и глазам своим не всегда можно верить. Завсегда проверять надоть!». И таку, стал быть, побасенку поведал.
Как князь чуть жену не убил.
Спросил как-то, князь Игорько Змейра бывает ли так, что и своим глазам нельзя верить? «Всякое бывает. Подожди малость, обязательно такое случиться» ответил тот. Вскорости так и стало. Как-то раз, старый постельничий князя Игорька устраивал ему ложе. Только все боялся он, а ну понравиться князю, вдруг да огрех какой есть, осерчает князь, не миновать беды. От ложа отлучит. Вот и прилег на ложе, испробовать. Ан так мягко устроил ложе и за день еще умаялся, что мигом заснул. В ту пору князь делами занимался допоздна, а жена его Светозарка в положенное вре-мя пошла почивать. Заходит в горницу спальную, глядь, на ложе мужчина под покрывалом спит. Кому тут еще быть, кроме князя? Только полюбовнику. Ан не будет же полюбовник при живом князе с его женой ложе делить? Легла рядом и тоже уснула.
Тем временем закончил князь дела. Отужинал и тоже пошел спать. Глядит, а рядом с его женой другой мужик спит! Ух, как вскипел князь, схватил старый топор со стены, уж и размахнулся даже. Еще миг и порубил бы на котлеты малые. Вкус-с-сные. Вдруг вспомнились ему недавние слова Змейра «И глазам не верь!». Засомневался князь, опустил топор. «Давай-ка, - думает, - спрошу теперь Змейра, как же здесь можно глазам своим не верить». Выглянул за окно, кликнул Змей-ра, да велел ему в горницу заглянуть. На ложе указал. Посмотрел Змейр, да князя в укромный угол справил. Сам же княжну в щеку лизнул. Ой, и длинный же язык был у Змейра, через всю горницу достал! Как щас помню. Разбудил княжну и спросил: «Что мол, за мужчина спит рядом с ней?».
-Кто же, кроме мужа моего любимого, может тут лежать? – рассердилась та, вовремя вспомнив давешнее свое рассуждение про полюбовника.
Тогда Змейр попросил ее выйти, мол, у него к князю важная нужда есть. Сдернул он языком покрывало с мужчины на ложе. Постельничий проснулся, вскочил в ужасе. Увидел Змейра, чуть, с перепугу, душу в Вирий не отослал. Стоит - трясется.
-Что ты тут делаешь? – Строго вопросил его дракон.
-Ох, господин дракон, сколько лет князю ложе стелю, да никак не угожу, всегда он недоволен. Ну, сегодня расстарался я и решил сам проверить: ладно ли? Прилег, да сразу сон и сморил. Как от воскурения церковнаго. Словно морок придавил, ничего не чуял, пока вы не разбудили. Будьте милостивы, простите вину мою, стар я, немощен, тяжко уже с утра до ночи трудиться. Пенсию опять же не плотют.
Тут князь из угла темного вышел, доволен, улыбается. Прощаю я тебя, - говорит – холопа своего верного. А на капризы мои не серчай. Надо ведь мне норов княжий показывать, не в делах, так хоть так. То есть покон старый.
Сказал это князь, наказал постельничему впредь быть осторожнее и отпустил.
Рассказывает председатель колхоза Евсеев Ярослав, Николов сын, 49 лет.
Значит, лет шесть назад было у нас собрание колхозного актива. Я тогда обругал одного бригадира, что тот Елушино поле только на четверть вспахал и засеял, а вместо него заброшенную пашню поднял. Она у нас, значит, под паром седьмой год стояла. Он мне в ответ говорил, что там склон у холма ручьем подмыт, может оползень быть. Я его тогда еще м…! назвал. Вот. Ну, только я ругаться закончил, как Драконыч, значит, встает и говорит на весь зал: «Не суди по засеву, суди по урожаю. Ежели запахано как надо, так чего, значит, собачиться про меж собой? Кто цели своей добился тот и умен, а кто не сумел, значит, тому и м…! быть». И что? Дня через три, значит, така гроза вдарила, думал все село снесет, зерно на корню смоет. Поехали на друго утро поля смотреть. Глядим, Елушино поле как есть, значит, оползнем накрыло. А старая пашня цела, потом на ней с гектара по двадцать два центнера сняли. Вот.
Рассказывает Артемий Носов, 34 года.
-Когда мне было шестнадцать, пристал ко мне младший брат с вопросами: сколько воды в море, много ли травы вырастает на поле, да сколько звезд на небе. Уж я так и сяк ему говорил, что не знаю, ан пристал и все тут. Скажи и скажи. А мне уж не в терпеж. Выгнал я его из нужника, оправился, потом к старику Драконычу отвел. Пущай его убалтывает недоросля. Пересказал ему де-ло, попросил брата вразумить. Драконыч же в ответ, мол, приходите завтра, будет вам сказ.
Скажи – сколько?
Отправился как-то князь Игорько на охоту и Змейр с ним. Князь по земле скачет, стрелы каленые мечет, Змейр по над облаком летит, зверей на князя выгоняет. Только вот беда, запнулся борзый конь князя. Не удержался князь в седле, так птицей-утицей через коня и полетел. Ежли б не шелом его харалужный, не ходить бы более князю по земле. Только, крепко ударилси князь об древо, вмиг звезды небесные увидал, а все или нет счесть не успел. Обеспамятовал совсем. Тут его Змейр с землицы подхватил и борзым скоком в Грязань унес, где слюною целебной лоб князю помацал, чем его в чуйство и привел. Игорько же, как очнулся, так сразу Змейра вопросил: «сколько звезд на небе?». Змейр же ему ответствовал так: «Труден твой вопрос княже, сразу и не сочтешь, надобно ночкой потрудиться, небо звездное посмотреть. Завтра скажу. Пока же лежи, отдыхай. Любознатный ты мой».
На другой день, взял Змейр у кирилика в церкви лист пергамена, оный же лист дружиннику княжьему велел издырявить шильем так, чтобы никак сосчитать дырки нельзя было. Затем взял лист тот дырявый и князю отнес. «Смотри, - говорит, - сколько здесь дыр - столь же звезд на небе, изволь сам счесть».
-Понял малыш? Тут считай, не считай, все одно не пересчитаешь. Непременно собьешься.
Рассказывает Ольха Марьина 83 года.
-Как хоронили от мужа мово, прости Г-ди его душу, кирилик наш, после отпевания проповедь почал. Баял о том кому в вирий суждено вознестись, а кому по грехам своим к ящеру в пасть. Мол только праведнику, да молебнику истовому вирий сужден. Чернодушникам же, в церковь не ходящим - путь дорога прямо в ящеру. Драконыч тоже там был. Как кирилик от проповедь сказал, так и он свое слово ввернул. Что уж там, такой человек был. Не мог без этого. Прости его Г-ди м…! грешного. А сказал он, что пустые словеса это все. Что ежели люди о покойном с добром поминают, дела его хвалят, так ему дорога в вирий, а ежели помянуть без ругани не могут, тогда, почитай, попал он в пасть ящерову. А молебник человек или нет, то не важно. Про мужа мово еще сказал, что про него только хорошее может помянуть. Пущай тот и не особливо в церковь ходил.
Рассказывает сельский учитель Владимир Юрьев, 41 год.
-В травень шестьдесят второго шел я из школы домой. Раскланялся по дороге с председателем и решил в магазин к купчихе Тамаре Федоровной зайти, чтобы муки гречишной купить. Жена моя собиралась блины испечь. Как в магазин пришел, увидал там Драконыча, Тамара Федоровна с ним о каких-то ценах советовалась. Драконыч надо признать отличный хозяйственник был. Хотя и жил на одну пенсию, двор его всегда лучше всех соседских был. Я с ними поздоровался вежественно, купил, чего потребно было, с Тамарой Федоровной о ценах на соль поговорил и только со-брался уходить, как Драконыч мне вопрос такой задал: «Вы Владимир Олексич, человек ученый, еометрию знаете. Вот смотрите, - говорит, - черта, можете вы ее сделать меньше, не стирая и не зачеркивая?». Признаться, каверза эта меня сильно озадачила. Полчаса и так и сяк прикидывал. Никак эту загадку решить не мог. Так и сказал ему, что не можно не зачеркивая черту укоротить. А Драконыч тут же мне верное решение показал. Как он мне ответ показал, ох, и стыдно мне стало, что такую простую загадку не отгадал. Всего то надо рядом еще черту провести, более длинную.
Рассказывает урядник Буремир Рысин, 40 лет.
-Мы с Драконычем дружны были. В гости друг к другу ходили, вместе на праздниках гуляли. Вместе гна… варенье варили. Когда играли свадьбу Артемки Носова, были там среди прочих явств яблоки печеные в меду. До того вкусные, что я штук восемь умял и все нахваливал. Рядом со мной Драконыч сидел и все поддакивал. Дескать, вкусные очень, знатные яблоки. Гуляли весь день до полуночи. Драконыч тогда ко всем приставал, все требовал сказать, что все видят, а месяц не видит? Я тогда тверез был аки стеклышко. Как же, мне положено завсегда тверезым быть. Должность такая. Все точно помню. На утро после гулянки свадебной, ох и плохо мне было. Видать с тех яблок живот скрутило. Как я на них ругался тогда. Тут рядом случилось Драконычу быть. Ему тоже было плохо. Но яблок он не ел так, видать просто перебрал малость. И то сказать, это ведро первача на двоих, кажись, лишним было. Ну, страдаем, мы вместе и он мне насчет яблок опять поддаки-вает. Дурной мол фрухт, живот от них пучит. Удивился я – Почему, – спрашиваю, – вчера ты их хвалил, а сегодня хаешь? Он же мне так сказал: «Дружу-то я с тобой, а не с яблоками». Чего месяц не видит? Так это ж просто темнота. Мне Драконыч через пару недель по пьянке сознался.
Рассказывает кирилик храма Гюргия Великомученника, Победу приносящего батя Дремуний.
-В одной проповеди повторил я слова прсв. Амвония Мироточивого, что несть для Б-га непосильной задачи, все он может. Драконыч, безбожник клятый, тут как тут. Чуть не на весь храм закричал, м…!, что есть де такое дело, какое Г-дь не может сотворить. Что с него возьмешь, на старости лет последнего ума лишился. Воистину говорят, хочет Г-дь кого покарать, лишает разума.
Чего князь может, а Г-дь нет.
Задал как-то князь Игорько думе боярской задачу. Мол, молжет ли он тако сделать, чего Г-дь не может? Никто из бояр ему ответить не смог. Все подумали: «Ежли сказать, что может - потребует сказать, что. Ежли сказать, что не может – осерчает. Как ни скажи все плохо». Сидят, молчат. Тогда велел князь кликнуть Змейра. Да только улетел тогда Змейр по делам своим с драконихами знакомыми. Пришлось Игорьку ждать. Седьмицы полторы спустя, вернулся Змейр довольный, сытый. Чешуя начищенная блестит, когти сверкают, сам весь светиться. Ребрами. Устамши сильно. Вот как добрые жены, мужа свово обиходили. Это у драконов в обычае. Живут порознь многие лета, видеть друг дружку не могут, потом за ради детей сходятся и в эту пору жены мужа всячески ублажают, а тот их. Тоже по всякому. Дык вот, прилетает Змейр на княжий двор, падает без сил, только уснуть восхотел, как Игорько к нему прибегает, за хвост теребит, вместе с думой своей пристает. Скажи, мол, может он, князь, тако сделать, чего Г-дь не может. Как ни устал Змейр, ан князю вежественно внял, сказал, что может князь тако сделать, и только тогда голову под крыло спрятал. Еще пуще закручинился князь Игорько, места себе не находит. Змейра теперь не добудишься исшо седьмицы две, а знать охота прям счас. Однако ж, превозмог себя. Велел холопам доложить тотчас, как Змейр пробудиться и пошел по делам княжим. Долго ль спал Змейр беспробудно, то не ведаю, только пробудился он, когда князь и думать забыл про вопрос давешний. Проснулся, трех коров съел, тута князю о его пробуждении сказали. Тут князю про задачу от его и на-помнили. Холопья, что б их, научи служить, так лоб расшибут! Чужой. Игорько сразу же подхватился, к Змейру во двор выбежал, вопрос свой опять задал. Змейр ему и говорит: «Чего тут думать? Весь мир создан Б-м, перед ним все равны, ему все нужны, для каждого дело есть. Потому не может он никого из своих владений изгнать. Но, ты князь, если прогневаешься, то запросто из княжества свово можешь выгнать любого».
Рассказывает Василина Анисина, 26 лет.
-Драконыч великий забавник был. Только покажи молодку румяную, не занятую, той же час к ней с забавами приставать начнет. Откуда только силы брал? Все мужики ему завидовали. Напьются, бывало, и начинают секрет пытать. О чем это я? А. Так вот, пришел он как-то зимой к сеструхе моей старшей на именины. Чаи погонять*. Да что там, любил он это дело. Как, бывало, зальет в самовар ведро первача, так не оторвешь. О чем это я? А. Так вот, пришел, а сеструха его спрашивает: «как там, на улице? Каков морозец?». «Дык, только в две пригоршни» - отозвался Драконыч. «Как так?» - не поняла я. А он мне на оконце показывает. Гляжу, там батька Дремуний идет. Согнулси весь, нахохлился как петух ночью, руки под мышки засунул, ладони в горсти стис-нул. Как мы смеялись потом. Когда чаев нагонялись.
________________
*«Чаи погонять» - выпивать. Устойчивое идиоматическое выражение.
Рассказывает механик МТС* Яр Ильин, 63 года.
-Когда замятня в 17-м на Руси была, шастали всякие лихие люди по селам, растудыть. Где подрабатывали, где тащили, где грабили. Иной раз и Синие придут, аль заместо них Розовые. А, растудыть! Разницы про меж них никакой не было! Ни промеж лихих людей, ни промеж голубчиков с розанами. Все грабили. К нам на село тоже приходили. Вот так было. Аккурат на Савкин день после вечерни приехали такие вот на подводе. Лихие. Человек семь. Со штуцерами. Растудыть их туды-сюды! Как бы от Синих за фуражом. Хотя какие тут Синие. Розаны их тогда за сорок верст отогнали. Надрали им зады, свободолюбивым. И правильно, неча нам тута свободы свои не-потребные разводить! Приехали и к старосте во двор. Гони им староста фураж, растудыть! Ну, вестимо, крик, гам, в воздух палят. Люд собирается. Я тоже туды прибег. Стою среди людей, глазею во все очи. Что мне пацану, тогда много ль надо было? Глазею и вижу как Драконыч по крыше старостиного коровника бегет с кулеметом. Старостин сын его на сеновале держал, со Старой войны привез. Только к нему патронов не было. На других лихих извели. Растудыть их растак! Вона Драконыч Синих ентих и надул. С пистоли пальнул и кулемет навел, как будто из него стрельнул. Так их всех в землицу носами от и уткнул. Растудыть. Мужик он не промах был. Никогда не терялси.
________________
*«МТС» - машинно-трахторная станция.
Как надо находчивым быть.
Жил в Грязани искусный кузнец. Однажды приказал ему князь Игорько сплести кольчугу. Сделал ее кузнец и принес князю. Велел князь надеть ее на чурбак и как взмахнет мечом богатырским! Как ударит по чурбаку! Кольчужка на двое и распалась. Осерчал князь. Сказал грозно: «Сделай другу кольчугу, но берегись. Ежли опять така ж дурна будет, сам знаешь, как я таперя виновных казню». Делать нечего. Пригорюнился кузнец, да пошел домой, слезами горькими путь-дорогу орошая. Кузня же его была за градом, на реке, что б пожар не учинить. Там же князь повелел для Змейра терем поставить. Чтоб грязан смрадом ядовитым, послежратным не травить. Шел тако кузнец мимо терема Змейрова и думает: «Дай, зайду, испрошу совета, как князю угодить». Рассказал кузнец Змейру свое горе и спросил, почем такое горе избыть можно. Ой, дорого! Да делать нечего.
Научил его Змейр как сделать надо и пошел по делам своим. Может к князю, может к княжне. Он до княжны большой охотник был. Общался, значит. Кузнец же отправился делать новую кольчугу. Как сделал ее, так тут же надел и пошел к князю. У князя же сказал, что пусть рубят кольчугу на нем. Иначе ее, мол, и проверить нельзя. Князь прикинул, что так оно действительно лучше и соизволил согласиться. Умен был, понимал выгоду. Соизволил и велел гридню* кузнеца мечом вда-рить. Тот же, как заорет по кабаньему, как скорчит рожу отвратительную, как пустит ветры от ужаса, так гридень от отвращения и отпрянул. Смекнул кузнец, что его взяла и говорит, теперь уже человечьим голосом: «Видишь князь, не деревянный чурбак будет кольчугу мою носить. Кто ее наденет, тот и сам находчивый будет. Сможет он не подпустить к себе ворога, а ежли и подпустит, то припугнет так, что тот отскочит. Вот кольчуга моя цела и останется.
_________________
*«Гридень» - полноправный дружинник.
Рассказывает егерь Яросвет Ведмедев, 38 лет.
-Хотите верьте, хотите нет, а было так. В тридцати пяти верстах отсель есть в Долгорубной дубраве поляна. Семь лет назад я там браконьера выслеживал. Оленей царских стрелял гад. Уж как изворачивался, как хитрил, года три я за ним гонялся. Наконец выследил до дубравы самой. Ну думаю: «не долго осталось тебе оленей губить, окажешь сопротивление при задержании, никуда не денешься, как ты след свой не петляй». Выхожу на эту поляну, гляжу – валяется миленок, почти в центре. Рядом с оленем. Олень поеден, а у того брюхо вспорото, сам весь изорван, кровищи озеро! Решил, было, по началу, что волки его порвали. Потом его ружжо углядел и следы вокруг. Тогда и поседел. Но из ружжа он пальнуть успел. До того как ружжо его пополам перекусили. Гильзы пустые, под деревьями нашел. Две штуки. Браконьер, видать, в кустах хоронился, потом по этому, которое оленя ело, с обоих стволов пальнул. По следам видать попал ему в лапу заднюю. Тут браконьеру конец и пришел. К вечеру все вокруг облазил, протокол составил, а як же, у нас все строго, как надобно. Браконьера прикопал, затем в село поворотил, уряднику полицейскому бумагу на подпись подать. В село лишь на другой день к ужину добрался. Иду к уряднику, глядь, старик Драконыч от него с батогом ковыляет, хромый сильно. Сказал, дескать, ногу об сучок наколол. Я б и не вспомнил, про то, дык, аккурат позавчера бабы в драконычевом доме прибирались, перед сожжением, ну и нашли в столе его пулю охотничью. Смятую - из мяса ее достали. И отметина на ейном донце была такая же, что у пуль в патронташе того браконьера.
Послесловие ответственного редактора.
Когда наш коллектив занимался созданием этого сборника народного фольклора Грязанской волости перед нами, как и во всяком подобном издании встал вопрос об истоках. Истоках такого самобытного культурного наследия, чудом уцелевшего в бурных волнах современности. Практически сразу же мы нашли в Грязанском летописном своде, дошедшем в списке XIV в. на вот эту запись:
В лето 6539 мая осьмого дни прилетеша на сокирноу гору змеi поганъ и зробилъ соби нороу на главе ея а на седьмицоу от того дни придоша полове во землю грязанскоу числомъ мнози тьма и еще тринадесять сотенъ да бысть по сему стонъ горекъ и плачъ по земле грязанскоi и разоръ великъ конязь же Игорько княжъ Мстиша сынъ не заратися с оны в кромлехе гря-занскомъ заперси и братиям своеям конязямъ таверескоу да соуздальскоу грамоты слезные разослати повеле бо несть было силы в земле грязанскоi ворога одолети а на осьмнадцатыi день приидоша полове подъ тынъ грязаныскыi и поставили станъ а посадъ пожгли паки поiдяху градъ на копье брати конязъ же с дружиною и моужами и холопьми и всем людомъ воiнскому делоу пособнымъ взошелъ на тынъ бабы же и младени и отрозе и старци оукрылись во храмъ Оуспениа Б-ци молити Г-да и Б-терь объ избавлении душъ их услыша тако моление горестноя обратилъ Г-дь взоры своеа к грязани скорбноi и ниспослалъ чудо врозоумилъ он змеа с сокирноi горы деяниимъ благостнымъ и заратися змеi с полове жаромъ чаднымъ пожогъ каломъ смраднымъ конямъ вонымъ ноздри потравилъ и поялъ мнози и мнози оубилъ тому аз Нифонт келарь храма Успениа Б-ци сам послоухъ и водокъ былъ и весь людъ грязаанскыi и всеа земля грязанскаа по сию пору.
ГЛС л.л. 16 список XIV в.
Данный отрывок широко известен в отечественной палеографии, так как с одной стороны позволяет достаточно уверенно датировать свод второй половиной XI в., а с другой здесь автор свода прямо указывает себя. Явление для нашего раннего летописания весьма редкое. Однако до сих пор у наших историков не нашлось ни одного объективного объяснения по поводу содержания этой, столь странной записи. Открытие целого пласта народных преданий, про это и последующие события, вызвало в нашей исторической науке настоящий шок. Цикл, повествующий о Змейре Йормунгардсоне и грязанском князе Игорько Мстиславиче, позволил по-новому оценить целый ряд, вызы-вавших доселе недоумение, записей в Грязанском летописном своде. Безусловно, устное предание не в состоянии достоверно передать события столь давних времен, но у нас нет сомнений, что оно может указать пытливому исследователю верное направление поисков.
Так же мы хотим отметить, что Плесковским отделением института археологических изысканий буквально за неделю до выхода в свет нашего издания начаты раскопки на месте предполагаемого проживания Змейра Йормунгардсона и там уже найдены заваленные в поздние времена пустоты искусственного происхождения. Надеемся, что новые открытия смогут перевернуть некоторые наши представления о раннесредневековой истории Грязанского княжества.
Член-корреспондент Мысковасской Знатопытной палаты Секирный Зм. П.
-Сенсация! Сенсация! Сенсация! В Плесковской губернии…
-Читайте все! В Руси…
-Удивительнейшее открытие!
-Грязанская волость….
-Чрезвычайная знатопытная дума выехала на….
-Сейчас Его Высочество Генеральный Стольник всеа Руси...
-Обращение Генерального Стольника ко всему миру и народу Руси…
-Новая сенсация!…
-Объект с Сокирной горы…
-В результате воздействия мощными средствами поражения…
-Имел на борту сильное вооружение…
-Идиоты! Учишь их, учишь… Микрометеорит из античастиц от малокалиберной ионной пушки не отличить! М…! А плазменный резак аварийной системы консервационного окапывания от коллапсарного генератора…
Послесловие автора.
При создании этого рассказа автор использовал народные байки и сказания, бытующие на его родине. Так же автор с большим удивлением обнаружил, что некоторые известные ему сюжеты имеют место в устном народном творчестве народа Индии! и у некоторых народов Средней Азии.
Возможно это связано с тем, что родная станица автора находилась в местах, где происходило взамопроникновение культур и бла, бла, бла.... и все такое, ну это мы пропустим... это тоже... Итак, да Здраствует дружба народов! Ура Мне! Великому и Скромному. Дракону короче.
@темы: рассказы, Литературное, Творчество, фантастика