З. ГорынычЪ Совещался между собой. Постановил:

вторник, 31 августа 2004

В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи

12:17 Диспут часть 1. Удар ниже пояса.
16.06.04



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации



26 марта 2004 года



Головинский районный суд Северного АО г. Москвы в составе: председательствующего федерального судьи Дубинской В .К.,



С участием: прокурора Кондратьевой Т.Н.

Адвокатов Крыловой Г.А., Леонтьева А.Е., Бернса Д.М.



При секретаре: Штек А.С.



Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-67\04 По представлению прокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве», суд





У с т а н о в и л :



Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в суд с представлением о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетели Иеговы в г. Москве». В обоснование представления прокурор ссылается на то, что в литературе, печатных изданиях, распространяемых Московской общиной, содержатся признаки разжигания религиозной розни, то есть действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; предписанные в организации требования, обязательные для выполнения ее членами, принуждают к разрушению семьи, посягают на личность, права и свободы граждан, склоняют к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, побуждают граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей; вовлекают подростков и несовершеннолетних детей в деятельность организации. Община, функционирующая в г. Москве, допускает неоднократные и грубые нарушения норм Конституции, федеральных законов Российской Федерации, осуществляет деятельность, противоречащую целям ее создания (уставным целям). В качестве конкретных проявлений, фактов нарушения закона со стороны общины, прокурор указывает на случаи разрушившихся семейных отношений, ущемление прав детей, отказы от переливания крови по религиозным мотивам, негативное влияние пребывания организации на психологическое здоровье отдельных граждан; ущемление права на частную жизнь вследствие неуместного прозелитизма; посягательство на право на оплату труда, свободный труд призывами к служению в Вефиле; пропаганду отказа от прохождения обычной и альтернативной воинской службы, отказа от чествования флага и гимна страны.

читать дальше



Продолжение в коментах
URL
Запарили на работе со своей музыкой...у меня о ней только...
Бархатно-чёрная грусть. Телевизор гремит водопадным ...
3:2 Франция впереди
третий Current music: Земфира - Р
ночью показывали "пианино", прекрасный чувствен...
В обед хожу по рынкам. Вот она семейная жизнь...

31.08.2004 в 12:21

31.08.2004 в 12:21
В своей деятельности Московская община Свидетелей Иеговы допускала посягательства на личность, права и свободы граждан.

Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В содержание частной жизни входит свобода уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов, тайна жилища.

Полагая дело организации главным, религиозная община определяет допустимое место работы и род занятий своих членов, рекомендует им выбирать работу с неполным рабочим днем, что нашло свое отражение в текстах литературы и содержится в заключении комплексной экспертизы. Сделанные выводы согласуются с показаниями свидетелей Пикулева С.Ю. об отсутствии работы у его жены, Кузнецова А.И. — по поводу работы его жены, выбравшей вид деятельности, позволяющей одновременно проповедовать; Арсенкиной В.Г.— по вопросу режима ее трудовой деятельности. Свидетель Буренков Д.Г. показал, что он и его жена приехали по призыву региональной религиозной общины на работу в Вефиль, где выполняли работу, необходимую для организации, без учета их специальности и образования.

Помимо рекомендаций по выбору работы, религиозная община определяет и режим свободного времени своих членов, запрещает им отмечать праздники и дни рождения. Реализация этого запрета, согласование своей частной жизни с мнением религиозной общины, подтвердили суду как члены организации Арсенкина В.Г., Буренков Д.Г., Слободенюк Е.Л., так и их близкие, которые вынужденно соблюдают те же запреты. Арсенкина В.Г., работая в фольклорном ансамбле, отказывается от участия в выступлениях коллектива, если это происходит в связи с общепринятыми праздниками. В частности, Грузинцева Н.В., отказавшаяся от праздников из уважения убеждений мужа, Землянская Р.А., которую муж лишил привычных знаков внимания, перестал поздравлять с какими-либо праздниками и днями рождения.

Из содержания вероучения Свидетелей Иеговы вытекает обязательная миссионерская деятельность, проповедь «от двери к двери». Реализуя собственную свободу вероисповедания, члены религиозной общины в г. Москве не интересуются мнением лиц, к которым приходят, в чью частную жизнь они вмешиваются.

Приговором Нагатинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2001 года Киселев В.Н. признан виновным в нанесении побоев Статкевич Г.Г., которая настойчиво предлагала его жене, у него в квартире литературу Свидетелей Иеговы, пыталась вторгнуться в его личную жизнь, нарушила покой его семьи (т. 14 л. д.242-244).



По заключению комплексной экспертизы организация Свидетелей Иеговы отличается от ей подобных подробной отчетностью, снятием и постановкой на учет, то есть признаками, присущими политической организации. Резкая теократическая иерархичность сообщества, его ориентация на «не-думание» отдельных членов объединения, его стремление к интеграции семей в жизнь тотально властного внесветского коллектива, а также признаки военизированной дисциплинарности быта иеговистов, регулируемого исследованными экспертами текстами, отдаляют Свидетелей Иеговы от традиционных религий (т. З л.д.14). Такую особенность организации подтверждает заключение Овсиенко Ф.Г. (т.1 л.д. 99-100). Об этом давали показания суд) религиоведы Гордиенко Н.С., Шабуров Н.В.

Одновременно с установлением иерархии, организация предлагает своим членам представлять отчеты о работе на благо организации, проповеди, время препровождения каждого должно учитывать дело служения.

Необходимость заполнять отчеты о количестве часов проповедования подтвердили суду свидетели Землянская Р.А., видевшая составление отчетов ее мужем; свидетели Журавлева Н.Ю., Слободенюк E.Л., члены организации в настоящее время, Москалев Д.В., бывший член организации, — все они отчитывались либо продолжают отчитываться перед организацией о количестве часов проповеди.

Степень загруженности делами организации ее членов описала в своих показаниях Арсенкина В. Г., относительно себя и дочери, выделяющей время для посещения собрания и проповеди при домашнем обучении по состоянию здоровья; Джафаров Х.М. — по поводу своей жены, отсутствующей дома для участия в проповеди либо религиозных мероприятиях, Землянская Р.А., муж которой не в состоянии по возрасту и силам сочетать работу на организацию с делами семьи.



В соответствии со ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание составляет равное право и обязанность родителей.

Деятельность Московской религиозной общины сопряжена с нарушением этого права и приводит к тому, что к участию в проповеди, других религиозных делах привлекаются несовершеннолетние, в том числе малолетние дети, без согласия второго родителя, не члена общины.

Свидетели Журавлев Ю.А., Пикулев С.Ю. , Кузнецов А.И. показали, что их жены продолжали водить детей на проповеди и собрания, несмотря на их категорические возражения, от участия в воспитании собственных детей и решении такого вопроса как выбор вероучения для детей они были отстранены.

Беляков В.Г. обращался в орган опеки и попечительства с требованием запретить жене использовать его сына Белякова Алешу в организации Свидетели Иеговы (т. 13 л.д. 25).

Свидетели Вишнева H.Г. и Федорова Т.Н. показали, что их невестка и дочь (во втором случае) водили и продолжают водить детей в организацию Свидетелей Иеговы вопреки мнению отцов их внуков. Возникающие разногласия между родителями по вопросу воспитания детей,

Увязанные с их участием в религиозной общине Свидетелей Иеговы, в ряде случаев стали предметом судебных разбирательств и последующих исков о передаче детей на воспитание другому родителю. Подобный иск заявлял в Черемушкинском районном суде г. Москвы Кузнецов А.И. в отношении двоих сыновей. В настоящее время в производстве Нагатинского районного суда г. Москвы находится дело по требованию Пикулева С.Ю. об ограничении жены в родительских правах.

Суд расценивает активное участие в рассмотрении этих дел адвокатов, тесно сотрудничающих с организацией Свидетели Иеговы, в поддержку родителя-члена организации против второго родителя как проявление заинтересованности в исходе дела самой организации и вмешательство в семейные, личные дела своих членов. В материалах дела имеется подобное обращение религиозного собрания по делу Кузнецовых (т. 13 л.д. 68).



URL

31.08.2004 в 12:23

31.08.2004 в 12:23
Международными и российскими нормами права предусматривается реализация принципа свободы совести, выбора религии для детей с учетом их собственного мнения и интересов. Конвенция о правах ребенка предлагает государствам действовать, учитывая важность традиций, культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Государства-участники обеспечивают здоровое развитие ребенка, признается право ребенка на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (ст.ст-6,14 ч. 3, 31 ч. 1).

Вопреки этому гарантированному праву члены религиозной общины Свидетели Иеговы г. Москвы привлекали своих детей к участию в деятельности этой организации считаясь с мнением, состоянием здоровья, интересами развития личности их детей.

Свидетель Вишнева Н.Г. показала, что ее невестка Татьяна является членом религиозной общины г. Москвы, привлекает к участию в проповедовании своих детей, одному из которых 5, а другому 10 лет. Младший ребенок, придя с проповеди, от усталости лег прямо на пол, старший рассказал бабушке, что в помещениях от духоты у него закружилась голова и его стошнило. Старший ребенок, отзанимавшись в школе, выполняет уроки, и торопится на проповеди. Времени сходить на выставку или в музей у матери нет. Дети из рассуждений матери впитывают отрицание государственного, служб в армии, неприязни к православным. Старший мальчик и без того ослаблен, у него проблемы с позвоночником, малокровие, астматические явления (т.11 л.д. 33-53).



Свидетель Федорова Т.Н. показала, что членом религиозной общины Свидетели Иеговы стала ее дочь Юля примерно в 1997 году, оставшись одна с двумя детьми после первого неудачного брака и гибели второго мужа. В то время детям было 2 и 4 года. Под видом прогулок она стала брать их с собой на проповеди. Мальчик, ходивший в детский сад, хотел участвовать в праздниках, выступать, танцевать. Мать не разрешала ему этого из-за запрета организации, в день праздников его просто не водили в детский сад. Такой же запрет был наложен и на посещения праздников младшего ребенка, девочки, тоже вопреки ее желанию и активности. Посещение собраний продолжается, для детей сопровождается битьем и наказаниями голодом. Действует почасовой график, жесткая отчетность, к этому привлекается и Алеша, который тоже составляет свои отчеты. 27 декабря 2001 года Алеша хотел сходить в школу за дневником и на утренник, отказываясь идти на книгоизучение в организацию. Мать волоком затащила ребенка в свою комнату, и оттуда доносились крики и вопли мальчика. Принуждение детей идти на мероприятия религиозной организации случалось и до этого. В январе 2002 года она с мужем обращались в органы опеки для принятия мер по защите детей от воли матери. После этого дочь уехала и некоторое время проживала с детьми в другой квартире. От постоянных и частых мероприятий для религиозной организации мальчик очень устал, жаловался на это, говорил, что в организации все требуют и требуют. Летом во время отдыха дочь возила детей на книгоизучение из Апрелевки в другой населенный пункт, тратила на это по 5 часов, включая 4 часа дороги. Дети приезжали абсолютно измотаны: На отдыхе на Юге было то же время препровождение, проповеди, собрания. Ежедневно Алеша уходит в школу в 8 часов, с небольшим перерывом работает до 9 часов вечера. Из за наказаний, отсутствия времени мать детям не готовит, кормит их кашками без масла и сахара. Для детей основным питанием стало то, что дают в школе, (т. 11 л.д. 214-234)

В характеристике Белякова Алеши отмечается, что ребенок стал замкнутым, не принимает участия в праздничных мероприятиях (т. 13 л.д. 31).

В характеристике на Огневу Вику констатируется, что девочка не посещает основные праздники, замкнута, часто играет одна (т.14 л.д.227).

По результатам рассмотрения обращения семьи Федоровых орган опеки и попечительства принял решение указать матери на недопустимость посещения детьми собраний Свидетелей Иеговы (т. 13 л.д. 34-35).

В 2004 году органами опеки и попечительства муниципалитета района «Ясенево» Москвы представлены документы, по которым они полагают, что ситуация в семье улучшилась.

Суд критически оценивает новые документы, представленные муниципалитетом, и приходит к выводу о том, что привлечение детей к деятельности религиозной организации имеет место без учета собственного мнения несовершеннолетних и их интересов. Изменение мнения органа опеки и попечительства последовало сразу после обращения Беляковой Ю.В. в суд с заявлением об отмене их предшествующего решения, запретившего вовлечение детей в религиозную организацию. При этом в характеристике на Огневу Вику отмечается, что она замкнута, событиями из своей личной жизни не делится, подруг не имеет. В характеристике на Белякова Алешу отражено, что его отличает очень хороший аппетит, он никогда не отказывается от еды в школе, в еде непривередлив, ест все подряд. Особенности детей, описанные в характеристиках, косвенно подтверждают заявления Федоровых о продолжающемся принуждении детей к участию в религиозной организации. Органами внутренних дел, чья справка использовалась муниципалитетом для принятия решения, вопреки очевидному и известному, констатируется как установленный факт, что Белякова Ю.В. членом организации Свидетели Иеговы не является. Выводам муниципалитета о положительных изменениях и ситуации в семье кроме того, противоречат показания свидетеля Трофимовой Л.И., которая сообщила, что в этой семье на протяжении и последнего времени, 2003-2004 годов, постоянно происходят ссоры, от которых страдают дети, ей самой пришлось успокаивать Алешу, ребенок сильно плакал, уговоры матери на него не действовали. При этом она видела, что у мальчика вся спина красная, мать ребенка сказала, что они просто «толкались».(т.22 л.д. 40-44)



Свидетель Журавлев Ю.А. показал, что его жена стала членом организации Свидетели Иеговы после их развода, в то время младший ребенок был в 4-5 классе. Жена насильно водила его на собрания, «в душные сборища», он плакал, отказывался идти. Ребенка обманывали, грозили не пустить к папе, если он не пойдет. Сын жаловался, что его бьют, заставляют читать эти книжки. В результате таких действий сын ушел и от организации, и от матери. (т.10 л.д. 348-349).



Свидетель Кузнецов А.И. показал, что его жена вступила в организацию, когда старшему сыну было 11 лет, младшему 3 года. Дети участвовали в религиозных собраниях, там люди молились, плакали, также плакал и старший сын. Через полтора года их участия в религиозной общине он не узнал детей, в их глазах появился испуг, на его расспросы они сказали, что он не знает, что их всех ожидает — конец света, Армагеддон. Эти разговоры произвели сильное впечатление на младшего ребенка, во время экскурсии с классом он отказался идти на Останкинскую башню, потому что это близко к небу. Под влиянием разговоров про смерть младший в таком раннем возрасте начал говорить про смерть, с плачем расспрашивал его, убивал ли он людей в Афганистане. Он бывал на религиозных собраниях общины, там же находились его дети, атмосфера в зале была такая, что дети плакали. Жена постоянно водила детей с собой по разным местам, чужим квартирам, возле метро, проповедовала, по три раза в неделю, по несколько часов. Зимой дети замерзали, (т. 11 л.д. 95-100). '



URL

31.08.2004 в 12:25

31.08.2004 в 12:25
Свидетель Москалев Д.В. показал, что на собрания общины ходят с маленькими детьми, которым там находиться не интересно, они предпочитали бегать, играть, в крайнем случае, держали журнал. Был случай, когда убежали двое двенадцатилетних детей, которым была невмоготу такая жизнь в постоянной строгости, где постоянно требуется присутствовать на собраниях, что-то читать, проповедовать, изучать (т. 11 л.д. 85-86).

Показаниям частных лиц о негативном влиянии на семейные отношения деятельности Московской общины корреспондируют показания специалистов в области воспитания, психологии, психики детей.

Свидетель Метлик И.В., занимающийся вопросами влияния религии на формирование мировоззрения детей, педагогикой, показал, что организация не занимается приобщением детей к государственности, ценностью рассматривается дело организации жизненные цели направлены на служение именно ей, проповедование, распространение этого учения. Организация ориентирует детей не участвовать в получении дополнительного образования, несущего в себе воспитательную нагрузку, поскольку такое воспитание расходится с идеями и взглядами самой организации. В ходе исследования обнаружили негативное отношение к дополнительной программе, которая развивает детей, приобщает к культуре. Организация вырабатывает резко негативное отношение ко всему социуму, обществу вне данного объединения. Учения организации препятствуют формированию у молодежи чувства патриотизма, любви к Родине(т. 12 л.д. 1-30).

Свидетель Полищук Ю.А„ психиатр, показал, что буквальное следование принципам Библии, практикуемое в деятельности Свидетелей Иеговы ограничивает возможности самостоятельного мышления человека, заставляет его отказываться от многих богатств и впечатлений, способствующих обогащению личности. Это задержит психическое развитие личности. В результате деятельности этой религиозной организации формируется одномерная личность, не получается гармонического, всестороннего развития интеллекта, общей личности, духовности в целом. Российское общество заинтересовано в том, чтобы ее молодежь шла традиционными путями, была социально активной, а не асоциальной, (т. 12 л.д. 109-126).



Свидетель Кондратьев Ф.В. психиатр показал, что когда дитя формируется в изоляции от общества, не отмечает праздники, он становится изгоем в социальной среде, нет нормативной социализации личности, и это формирует факторы риска. Можно сказать, что без общества не может формироваться нормальная личность. Тем более, ч им говорят, что в государстве все плохо, кругом Дьяволы, Сатана. Это психотравмирующий ребенка фактор. Априорно можно сказать, что это путь развития личности неполноценной социализации, (т. 12 л.д. 44).

Московской общиной Свидетели Иеговы допускается нарушение права граждан свободу совести, свободу выбора религии и вероисповедания.

Свидетель Москалев Д.В. показал, каким образом организация вовлекает в свои ряды новых членов, не раскрывая им до вступления запреты и ограничения, налагаемые общиной. Он также пояснил, что в организации используются рекомендуемые методы проникновения в квартиры, навязывания им своих взглядов, советы по психологическому воздействию на людей в целях вовлечения новых адептов.

Специалисты в области психологии и психиатрии Метлик И.В., Полищук Ю.И. Кондратьев Ф.В. показали, что используемые организацией методы вовлечения новых членов связаны с воздействием на сознание людей, фактическим принуждением их к выбору рекомендуемой религии.

По заключению филолого-психолингвистической экспертизы организация использует в своей деятельности психологические методы контроля над сознанием, сущность которых заключается в задании определенных норм поведения, мышления, эмоционального отношения и поучения информации. В судебном заседании эксперт Алексеев К.И. подтвердил сделанные выводы и разъяснил отражение этого метода в текстах литературы, включая обязательные рекомендации и установки организации Свидетелей Иеговы.

Подробный анализ применения этого метода в организации изложил суду психолог Куликов Л.В. (т.22 л.д. 160-194)

Ответчики в своих возражениях ссылались на заключение психиатра Кагана Л.Е., констатировавшего отсутствие связи между пребыванием в организации и состоянием психологического здоровья граждан. Каган Л.Е. в настоящее время постоянно проживает в США, пояснения по его заключению дала суду психолог Виноградова Т. В., поддержавшая сделанные выводы.

Суд считает сделанное заключение односторонним. Исследованию подверглись лица выборочно, по спискам, представленным организацией, только члены религиозной общины, мнение их близких никем не запрашивалось и не учитывалось. Взаимосвязь между длительностью пребывания в общине и состоянием психики, психологии определялась на основе данных, сообщенных самими испытуемыми о времени вступления в организацию. Каган Л.Е. полагает, что им исследовано состояние людей в динамике на протяжении определенного периода времени, хотя, в действительности, он изучал разных людей с предполагаемым разным стажем членства в общине. С учетом изложенного, суд оценивает представленное заключение критически, как недостаточно обоснованное и противоречащее другим, объективным обстоятельствам по делу.

Согласно ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд.

Религиозная община, вмешиваясь в частную жизнь своих членов, рекомендует им ради дела служения выбирать работу не по профессии, но с достаточным количеством времени. Во всех собраниях Москвы распространяются анкеты для добровольного служения в Вефиле, центре, где работают члены организации без какого-либо вознаграждения за свой труд.

Свидетель Буренков Д.Г. показал, что крестился и вступил в московскую общину Свидетели Иеговы в 1994 году. Через полгода в собрании предложили поехать на строительство нового филиала в поселок Солнечное. В сентябре 1995 года он поехал на это строительство. Там, имея диплом инженера, работал бетонщиком, штукатуром. Заработка во время этой работы не имел, получал там месячное пособие. (т.11 л.д. 282-311).

Свидетель Калин В.М.. руководитель Управленческого Центра, сам проживает и работает в Вефиле в Санкт-Петербурге, показал, что в Вефиле работает примерно 350 человек. Они обеспечиваются жильем, питанием, получают деньги на транспортные) карманные расходы, достаточно скромную сумму, примерно 870 рублей, в зависимости от места нахождения собрания, куда ездят на встречи. Рабочий день продолжается 8 часов. Эта работа не является работой по трудовому соглашению, это вид служения (т. 11 л.д. 16-34).



В своих возражениях на представление ответчик ссылался на то, что имеет место добровольный отказ каждого из членов организации от определенного, ранее существовавшего образа жизни; что родители имеют право определять религию для своих детей. Члены организации написали многочисленные обращения в суд и прокуратуру о сохранении за ними права верить и посещать общину, возражают против требования прокурора о ликвидации московской общины.

Суд считает, что многочисленные обращения членов организации в защиту деятельности московской общины свидетельствуют не о добровольном волеизъявлении конкретных людей, а об оказании давления организации на своих членов исходя их обязательных указаний руководящих органов московской общины.

Свидетели Журавлева Н.Ю., Ханин А.А. (т.11 л.д. 236-253) пояснили суду, каким образом готовились эти обращения, что их текст давался в собраниях, имеется также бюллетень «Наше царственное служение», в котором рекомендуется выступить с подобным обращением в органы государственной власти. Указанные доказательства подтверждают, что обращения, подписанные гражданами, в действительности, выражают мнение религиозной общины и направлены на защиту интересов организации хотя бы ущерб интересам отдельных людей.



Суд пришел к выводу, что Московская община Свидетелей Иеговы склоняет своих членов к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи людям, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии. В частности, члены религиозной общины под воздействием организации отказываются от переливания крови и ее компонентов в любых, самых тяжелых и опасных для жизни состояниях. Согласно заключению комплексной экспертизы Свидетели Иеговы вводят ограничения на допустимые виды медицинской помощи, запрет на переливание крови (т. З л.д. 12-13).

Этот вывод подтвержден при исследовании текстов заключением психолого-лингвистической экспертизы, в котором отмечается, что организация категорически запрещает своим членам переливание крови и ее компонентов. Организация никогда не оставляет на усмотрение своих членов принятие решения о переливании крови в каждом конкретном случае. Организация настаивает на обязательном исполнении запрета на кровь даже перед лицом смерти (т. 1б л.д.287).

В материалах дела находится документ, именуемый «Никакой крови», распространяемый в религиозной общине для членов организации. Удостоверение личности Журавлевой Натальи, исследованное в судебном заседании, в котором констатируется, что в силу своих убеждений семья Свидетелей Иеговы отказывается от переливания крови. (т.1 л. д. 147). Журавлев Ю.А., отец Журавлевой Н. и она сама, Журавлева Н.Ю., подтвердили наличие такого документа, пояснили его смысл и значение в качестве обязательного для исполнения в соответствии с вероучением общины (т.10 л.д. 308-313, T.I 1 л.д. 150-173). Медицинское распоряжение, иное наименование того же документа, предоставляет право уполномоченным членам организации выбирать способ лечения вместо самого гражданина, если он будет без сознания, что прямо противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и является ущемлением законного права самого гражданина.



URL

31.08.2004 в 12:26

31.08.2004 в 12:26
Свидетели, допрошенные судом по ходатайству ответчика, Грузинцева Н. В., Джафаров Х.М., Беженарь Г.В., чьи близкие являются членами религиозной общины, показали, что их жены, муж, дочь имеют такие карточки и отказываются от переливания крови по соображениям своих религиозных убеждений (т.11 л.д. 181,211, 195-196).

Свидетель Арсенкина В.Г., член организации, сообщила суду, что в декабре 1999 года перенесла операцию по удалению почки, с самого начала отказалась от переливания крови, имеет личный медицинский документ с отказом от переливания крови, полученный в религиозной организации (т.11 л.д. 239).

Позицию организации в вопросе переливания крови объективно подтверждает факт существования Комитета по связям с больницами. О деятельности данного Комитета суду дал показания свидетель Проценко Д.Д. руководитель Комитета и член организации Свидетели Иеговы с 1993 года. Целью работы Комитета является предоставление врачам информации о возможности оказания медицинской помощи без переливания крови. Свидетель также подтвердил, что ему приходилось навещать верующих в больницах в период их лечения для поддержания морального состояния (т. 12 л.д. 189-202).

Свидетель Москалев Д.В. показал, что в их общине Рештаненко Людмиле потребовалась операция с возможным переливанием крови. В конкретной больнице делать бескровную операцию отказались, возможности перевезти ее в другую больницу не было. На протяжении всего периода времени возле этой женщины находились соверующие, стараясь подкрепить ее в позиции отказа от переливания крови, что свидетельствует об оказании психологического воздействия на члена организации (т. 11 л.д. 74)

Свидетель Омельяненко Н.М., врач-гематолог, показала, что в больнице № 40 г. Москвы, где она работает заведующей отделением, в 1996 году проходил лечение Семитко Павел, 18 лет. Состояние больного было крайне тяжелым, требовалось переливание компонентов крови. Больной, ссылаясь на свои религиозные убеждения, категорически отказывался от переливания крови. Со слов врача ей известно, что на отказе от переливания крови, несмотря на тяжесть состояния, настаивали посещавшие больницу соверующие, утверждавшие, что они привезут заменители из Санкт-Петербурга. В дальнейшем врачи вынуждены были перелить больному кровь во время сна, спасая его от смерти. В другом случае больная отказалась от лечения, при этом попросила поговорить на данную тему с ее братом по организации. Этот человек отказался обсуждать вопрос целесообразности медицинской помощи, улыбнулся и молча ушел, больная Молчанова Ю.Ф. лишилась возможности получить лечение и шанса хотя бы ненадолго продлить свою жизнь, (т. 12 л.д. 77-92). Указанные факты подтверждаются записями в медицинской карте больной, где зафиксировало, что больная отказалась от переливания крови по религиозным соображениям (т. 1 л.д.41).

Показания свидетеля подтверждаются также записями в медицинской карте больного Семитко П.В., обозревавшейся судом. В документе отражено, что больной отказывается от переливания крови по религиозным соображениям и что такое переливание ему требуется по жизненным показаниям. Савостин С.И. проходил лечение в одной из клиник Москвы, нуждался в переливании крови, отказался от этой процедуры по религиозным соображениям, что подтверждается записями в медицинской карте. Отказ и религиозные мотивы такого решения изложил в отдельном заявлении, переданном при поступлении в больницу. Указанные медицинские документы исследованы судом.

Миногина Л.Я. страдала онкологическим заболеванием, нуждалась в проведении операции, к материалам медицинской карты приобщено медицинское распоряжение об отказе от переливания крови по религиозным соображениям с освобождением врачей от ответственности за последствия такого отказа, лечение прервано, больная выписана из больницы.

Рыбченкова Е.В. поступила в больницу для родовспоможения, выразила согласие на операцию кесарева сечения, однако от переливания крови отказалась по религиозным соображениям, что зафиксировано в медицинском документе. В карте имеются отметки о крайне тяжелом состоянии больной с повторяющимся отказом от гемотрансфузии (переливания крови). Одновременно об отказе от переливания крови жене заявил муж пациентки, согласившийся на любой исход, вплоть до смертельного.

В материалах дела имеется письмо Департамента здравоохранения г. Москвы перечисляется ряд случаев отказа от переливания крови членов организации по религиозным мотивам, что привело к серьезным последствиям, ухудшению состояния здоровья, увеличению сроков лечения, усугублению течения заболевания, невозможности оказать предложенную медицинскую помощь, (т. 1 л.д. 44). От переливания крови, в частности, отказалась Карпухина В.А., что подтверждено выпиской из истории болезни (т.2 л.д.313); Хорошаев М.Я. (т.2 л.д. 308-310). В НИИ педиатрии РАМН проходила лечение новорожденная Суворова Софья, поступившая в крайне тяжелом состоянии. Мать девочки категорически отказалась от переливания крови ребенку по религиозным соображениям, далее при жизненной необходимости такой процедуры. В медицинских документах четко указано, что необходимость переливания крови была вызвана жизненными показаниями, переливание крови могло хотя бы на короткое время стабилизировать состояние ребенка (т. 13 л.д. 13 8-142)



В числе письменных доказательств суду представлены разъяснения известного специалиста в области гематологии Воробьева А.И., который констатирует наличие некоторых заболеваний, когда переливание крови и ее компонентов является необходимым, (т.2 л.д. 2 87-28 8).

Свидетели Таричко Ю.В. и Слепушкин В.Д., хирурги, специалисты в области бескровной хирургии, подтвердили, что отказ от переливания крови на сегодня рассматривается как перспективное направления развития медицинской науки. Однако в настоящее время полностью отказаться от переливания крови невозможно, (т. 12 л.д. 178-188).

Доводы ответчика о том, что отказ от одного вида помощи нельзя рассматривать в качестве отказа от любой медицинской помощи, суд находит неубедительными, поскольку отказ от переливания крови может привести к смертельному исходу, когда другой способ лечения окажется невозможным. Учитывая, что установление факта причинения вреда здоровью даже одному человеку является доказанным нарушением закона, деятельность московской общины Свидетели Иеговы не может быть продолжена.



Суд установил, что религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы наносит ущерб здоровью граждан, что выражается как в склонении к отказу от переливания крови, так и в отрицательном влиянии их деятельности на состояние психики и психологическое здоровье своих последователей.



Резкие и негативные изменения личности своих близких после вступления в организацию описали суду свидетели Землянская Р.А., Вишнева Н.Г., Федорова Т.Н., Кузнецов А.И., Жаворонкова А.А., Пикулев С,Ю.

Свидетель Кузнецов А.И., наблюдавший реакцию людей на происходящее в собрании общины, отмечал, что многие плакали.

Допрошенные судом свидетели, лично наблюдавшие деятельность организации, отмечают отрицательную эмоциональную реакцию людей, пребывающих в собрании на проводимое религиозное мероприятие.

Свидетель Москалев Д.В. показал, что члены его собрания жаловались на колоссальную моральную усталость, что он вынужден был их успокаивать и утешать.

По заключению психиатра Кондратьева Ф. В. в учении и деятельности Свидетелей Иеговы содержатся факторы, которые могут приводить к невротизации и депрессивным состояниям (T.1 л.д. 143)

Полищук Ю.И., допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что пребывание в религиозной организации отрицательно сказывается на состоянии здоровья людей, страдающих расстройством психики. Он дал рекомендацию об изоляции от общины Иванова Алексея (T.1 л.д. 42).

Возражения ответчиков, основанные на мнении Российского общества психиатров, показаниях психиатра Гофмана А.Г. (т.22 л.д. 143-159), суд находит неубедительными. Выводы общества психиатров делались по итогам доклада Полищука Ю.И. без собственного изучения этого вопроса, носили рекомендательный характер. Кроме того, в науке может существовать несколько точек зрения, появление новых взглядов есть способ развития научной мысли; приведенная позиция Полищука Ю.И. корреспондирует фактическим обстоятельствам и другим доказательствам по делу. Гофман А.Г. по существу согласился с позицией Кондратьева Ф.В., признав возможность развития указанных его коллегой последствий, то есть отрицательного влияния организации на здоровье граждан.



Утверждения прокурора о том, что московская община Свидетелей Иеговы совершает действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, разжигает религиозную, социальную, национальную рознь, связанную с насилием или призывами к насилию, суд считает подтвержденными частично.









URL

31.08.2004 в 12:32

31.08.2004 в 12:32
По заключению религиоведов Овсиенко Ф.Г., Галицкой И.А„ членов экспертной комиссии, составивших комплексное заключение, литература, распространяемая религиозной общиной г. Москвы, содержит взгляды и идеи, подрывающие уважение к другим религиям.

Наличие в литературе критических высказываний в адрес других конфессий подтвердили и другие религиоведы, в частности Гордиенко Н.С., Шабуров Н.В:, специалисты Института религии и права (т.1 л.д. 110-127, т. 14 л.д. 104-112), Иваненко С. И (т.3 л.д. 38-39).

В результате анализа содержания и понимания текстов психолингвист и лингвисты пришли к выводу о том, что в представленной на экспертизу литературе деятельность существующих религиозных организаций оценивается отрицательно. По большей части отрицательная оценка выражена корректно. Организация предписывает своим членам единственную норму поведения — не участвовать в их деятельности, но не определяет для своих членов нормативные отрицательные эмоции и негативные поведенческие установки в отношении религиозных объединений или отдельных лиц как их представителей (т. 16 л.д. 289).

В то же время суд не установил доказательств, подтверждающих факты каких-либо конфликтов на религиозной почве, спровоцированных членами религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ и традиционно сложившимся многоконфессиональным укладом в России гарантируется право человека выбирать, исповедовать выбранную им религию, убеждать окружающих в правильности своей веры, свободно выражать свое мнение по поводу других религиозных предпочтений.

Суд находит недоказанным наличие в деятельности религиозной общины в г. Москве признаков экстремистской деятельности в форме разжигания религиозной розни с призывами к насильственным действиям.



В деятельности Московской организации Свидетелей Иеговы имеется нарушение Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», а именно вовлечение в организацию малолетних детей.

В ходе рассмотрения дела судом установлены факты привлечения к деятельности организации несовершеннолетних и малолетних детей, что рассматривается в качестве посягательства на право детей на свободу совести, равно как и на право обоих родителей участвовать в воспитании ребенка со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Такие факты установлены в семьях из показаний свидетелей Вишневой Н.Г., Кузнецова А.И. и других, что является посягательством на права детей на свободу совести, право обоих родителей участвовать в воспитании ребенка со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

В поданном представлении одним из признаков принуждения к разрушению семьи указан сбор пожертвований. В тексте заявления и объяснениях прокурор утверждает, что регулярные пожертвования верующих на содержание деятельности организации приводят к ухудшению финансового положения семьи; организацией определяется, что для покрытия имеющихся расходов используются пожертвования верующих в виде денежных сумм, недвижимости, страховки, завещаний.

Допрошенные судом свидетели не подтвердили, что пожертвования их близких в религиозную организацию повлияло на финансовое положение их семей. Представители ответчиков отрицали получение организацией недвижимости, другого дорогостоящего имущества.

Поэтому приведенный довод суд оценивает как недоказанный и не усматривая нарушения прав граждан в сборе пожертвований членов организации в пользу общины.



Московская организация Свидетели Иеговы посредством своей деятельности, включающей распространение литературы, побуждает граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей (к отказу от службы в армии и от альтернативной службы), формирует неуважительное отношение к государственным символам — флагу и гимну, запрещает своим приверженцам отмечать государственные праздники. Факты перечисленных действий подтвердили суду многочисленных свидетели, как члены организации, так и их близкие.

Так, Свидетель Вишнева Н.Г. показала, что ее невестка обучает детей отрицанию всего государственного, национального, внушает им неуважительное отношение к государственным символам, флагу страны.

В характеристиках на детей Беляковой Ю.В. отражено, что дети не принимают участия в торжествах по случаю государственных праздников.

Свидетель Соснин В.П., у которого на фронтах Великой Отечественной войны погиб отец, исходя из убеждений, внушаемых организацией, не считает, что День Победы и окончание войны с фашистской Германией принес что-то хорошее в его жизнь, этот день он не отмечает. (т.11 л.д. 317-319).

Экспертами, проводившими исследования по гражданскому и уголовному делу, Овсиенко Ф.Г., комиссией, составившей комплексное заключение, психолого-лингвистической экспертизой отмечаются все перечисленные особенности организации Свидетелей Иеговы в полном соответствии с фактами из обстоятельств личной жизни, сообщенных в свидетельских показаниях.



В судебном заседании ответчики утверждали, что прокурор поставил под сомнение правильность их вероучения, предложив суду рассмотреть богословский спор. Вместе с тем такое требование при разрешении спора прокурором не заявлялось, поэтому судом данный вопрос не обсуждался. Суд не проверял легитимность вероучения Свидетелей Иеговы, не проводил его сравнение с другими вероисповеданиями, включая исторически преобладающее на территории страны.

Ответчиком указывалось на противоречия решений государства позиции прокурора, а именно: разрешение к ввозу на территорию Российской Федерации распространяемой религиозной общиной литературы; решение о регистрации Управленческого Центра религиозной общины Свидетели Иеговы.

Государственная религиоведческая экспертиза исследовала только общедоступную литературу, как это указано в самом заключении (т. З л.д. 163-166). В то же время религиозная община использует в своей деятельности и распространяет внутренние документы. Бюллетени Наше царственное служение, книгу «Внимайте себе и всему стаду», другие издания, которые содержат обязательные для членов организации установки, разъясняют и дополняют общедоступную литературу и приводят к выявленным негативным последствиям, в частности к отказу от переливания крови, вовлечению в организацию малолетних, ущемлению прав родителей и детей и другим фактическим событиям, изложенным в решении суда.

В заключении особо отмечается, что государство имеет право контролировать деятельность религиозной организации и при выявлении нарушений закона решать вопрос об ее ликвидации.

Представители ответчика ссылались на решение Европейского Суда по правам человека по делу Коккинакиса, в котором указано, что Свидетели Иеговы пользуются статусом «известной религии».

По мнению ответчика, требование о ликвидации религиозной общины есть вмешательство в принцип свободы совести, ущемление прав членов общины и всей религиозной организации.

Суд считает, что само по себе решение Европейского Суда не освобождает Московскую организацию Свидетелей Иеговы от ответственности перед законом за нарушения, которые они допускают в своей фактической деятельности. Предметом настоящего рассмотрения суда являлась деятельность конкретной религиозной общины г. Москвы, а не содержание религии Свидетелей Иеговы в целом.



По мнению ответчика, требование о ликвидации религиозной общины есть вмешательство в принцип свободы совести, ущемление прав членов общины и всей религиозной организации.

В соответствии со ст.ст.7,17,8 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие, признаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Каждому гарантируется свободы совести, свобода вероисповедания.

Реализуя заложенные принципы, государство зарегистрировало религиозную общину Свидетели Иеговы г. Москвы в 1993 году. Однако международными нормами права, признается право государства проверять, не наносит ли вред обществу деятельность зарегистрированного движения (организации), на что неоднократно указывал в своих решениях Европейский Суд по правам человека. В соответствии с ч .2 ст. 9 Конвенции свобода исповедовать свою религию подлежит ограничениям, которые необходимы в демократическом обществе. Поэтому в полном соответствии с изложенными принципами и в целях реализации, охраны прав и свобод человека Федеральным законом установлены подобные ограничения, заложена возможность прекратить деятельность религиозной организации при неоднократно и грубом нарушении Конституции РФ и иных федеральных законов. При рассмотрении настоящего дела установлено, что религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы допускает подобные нарушения.





URL

31.08.2004 в 12:34

31.08.2004 в 12:34
Таким образом, вмешательство в свободу вероисповедания, в деятельность религиозной организации со стороны государства является оправданным и, как основанное на законе, преследующим правомерную цель. Всеобщей Декларацией прав человека. Международными пактами об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, Европейской Конвенцией о правах человека предусмотрена невозможность злоупотребления правом, использования предоставленных прав в ущерб другим лицам, установлены определенные обязанности человека перед обществом. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Осуществление прав и свобод одним человеком, группой лиц не должно нарушать права и свободы других лиц. Как следует из доводов представления и имеющихся доказательств, религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы допускает нарушения прав и свобод граждан, ее деятельность приводит к разрушению семей, связана с посягательством на основные права и свободы граждан, сопряжена с призывами к отказу от исполнения обязанностей перед обществом. Поэтому обсуждаемое вмешательство, как направленное на защиту прав и интересов граждан, общества в целом, следует оценивать как необходимое в демократическом обществе. Учитывая, что общиной нарушались конституционные права и свободы граждан, предлагаемое ограничение ее права, прекращение деятельности религиозной общины является оправданным и соразмерным конституционно значимым целям.

Представленные доказательства подтверждают, что религиозная община Свидетели Иеговы г. Москвы допускала грубые и неоднократные нарушения прав и свобод граждан, что является основанием для ликвидации и запрета деятельности этой организации в силу ст. 14 Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».

При вынесении решения суд рассматривает вопрос о взыскании понесенных судебных расходов. По делу проводилось две экспертизы. Члены экспертной комиссии комплексного исследования Леонтьев Д.А., Иваненко С.И., Белянин В.П., Громыко М.М., Небольсин С. А. представили справки о стоимости проделанной каждым из них работы в сумме 19377 рублей 50 копеек. Исходя из объема порученной и реально выполненной работы, суд считает необходимым взыскать в пользу каждого из экспертов по 16 тысяч рублей. Проведение филолого-психолингвистической экспертизы оплачивалось из средств федерального бюджета двум экспертам в сумме 102 тысяч рублей, экспертом Алексеевым К.И. представлено заявление о стоимости работы в сумме 22 тысяч 400 рублей, с чем суд соглашается. Все понесенные судебные расходы подлежат взысканию проигравшей стороны, то есть с религиозной общины Свидетели Иеговы г. Москва.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ. суд

Р е ш и л:

Представление прокурора Северного административного округа г. Москвы удовлетворить.

Ликвидировать религиозную организацию «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве» как юридическое лицо, запретить ее деятельность в г. Москве.

Взыскать с религиозной организации «Религиозная община Свидетелей Иeговы в г. Москве» в пользу экспертов Леонтьева Дмитрия Алексевича, Иваненко Сергея Игоревича, Белянина Валерия Павловича, Громыко Марины Михайловны, Небольсина Сергея Андреевича вознаграждение за проведенную экспертизу в сумме 16 тысяч рублей в пользу каждого, в пользу Алексеева Константина Игоревича — вознаграждение за проведенную экспертизу в сумме 22 тысяч 400 рублей.

Взыскать с религиозной организации «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве» в доход государства судебные издержки в сумме 102 тысяч рублей. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

URL

01.09.2004 в 21:12

01.09.2004 в 21:12
Drakon, скажи на милость, чем тебя так зацепили иеговисты? Я, правда, протокол заседания суда не осилил, зело велик, однако подозреваю, что за сектой вскрыли немало грязи. Ужели только этим?
URL

02.09.2004 в 11:11

02.09.2004 в 11:11
У-у-у-у-у...

Нет. Не только.

Мне жаль людей ставших жертвами тоталитарных сект. Я эту тему изучаю уже года два. На предмет поиска методик борьбы и вытаскивания людей из этого дерьма. Впрочем мои побудительные мотивы отличны от декларируемых РПЦ.



Раз иеговистов признали по суду опасной сектой, с запретом деятельности - значит делаются соответствующие выводы и принимаются надлежащие меры.

URL

02.09.2004 в 18:25

02.09.2004 в 18:25
Нет, это уже клиника! Я опять не туда нажал... Это я интересовался твоим отношением к иеговистам. Какими же ты пользуешься методами при исцелении людей от этой заразы, если не секрет, конечно. Могёшь ответить в привате, ежели что-то у тебя там не чисто...
URL

03.09.2004 в 11:31

03.09.2004 в 11:31
Почему не чисто? - Все по честному. Тут вот среди моих ПЧ есть один... с ним четкая договоренность - вести дисскуссию на принципах академического спора. Мой первый ход ты видишь. Никого гриндерами не бьем и с братьями бритоголовыми на погромы молельных домов не ходим.

Ждем ответа оппонента.
URL

04.09.2004 в 23:24

04.09.2004 в 23:24
Drakon, ПЧ - это Постоянный Читатель, правильно я понимаю? Академические споры... Зер гут. А что декларирует РПЦ по поводу этой секты и какие меры она принимает для помощи попавшим туда людям? Извини за дотошность, просто я мало что знаю по этому поводу, а тема крайне интересна и актуальна.
URL

05.09.2004 в 11:59

05.09.2004 в 11:59
Яндекс - поиск - "тоталитарные секты"...
URL

05.09.2004 в 20:38

05.09.2004 в 20:38
ОК, посмотрим...
URL