В мире ослепленных тьмой может солнцем показаться пламя от свечи
11.10.2013 в 16:44
Пишет
Susanin:
Православные и Церковь на закате Российской Империи
Василий Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862
читать дальшеНа фоне современных обвинений в кровожадности, ненависти и уничтожении Большевиками Православной Церкви в первой половине 20-го столетия сформировался академический интерес к тому, чтобы узнать, как складывались отношения между крестьянами и Духовенством при Царской России. Без Большевиков, но при правлении богоизбранного Царя-Батюшки. Обратимся к документах эпохи и вот какая летопись получается...
Василий Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862
Сказки про то, как «жидобольшевики» люто ненавидели Православную церковь, а потому всех священников по три раза расстреляли (если сопоставить называемое число расстрелянных с числом священников) получили широкое хождение еще в 90-е ХХ века. И до сих пор их активно продвигают не только различные сообщества «им. Хрустящей Французской Булки», но и сами священнослужители, активно развешивая по храмам иконы со сценами зверств красноармейцев.
Между тем, исторические документы свидетельствуют, что за долго до Октябрьской революции православные мужики сами перешли от анекдотов и сказок про «долгогривых» к значительно более радикальным методам. Например...
«Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живется. Священнику не хотят совершенно платить за требы, оскорбляют его всячески. Тут приходится закрывать церковь и причт переводить в другой приход, потому что крестьяне решительно отказались содержать свой притч; есть еще прискорбные факты – это случаи убийств, сожжения священников, случаи различных грубых издевательств над ними»
-- Христианин, 1907
Из-за чего же «прежде смиренно покорные крестьяне» докатились до того, что стали священнослужителей на вилы поднимать, да живьем жечь? Для ответа на этот вопрос вновь стоит обратиться к документам той поры. Причины там называются вполне конкретно, например:
«За последнее время отношения причта с крестьянами сильно обострились на почве высоких поборов при совершении разного рода треб и таинств; так, например, были случаи, когда за недоплату нескольких копеек покойник оставался не погребенным около суток после того, как был перенесен в церковь. Но что более всего озлобило крестьян – это такса, установленная нынешним постом за исповедь по 12 копеек с души, были случаи, когда крестьянин, не доплативший 3 - 4 коп., не допускался до исповеди и тут же на глазах других отсылался священником обратно.»
-- Из донесения скопинского исправника Рязанской губернии за 1907
Или вот ещё от коллектива единомышленников, цитата:
«Священники только и живут поборами, берут… яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, и деньгами: умер – деньги, родился – деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с притчом) земли»
-- Аграрное движение, 1909
Самое, что примечательное — никаких Большевиков. Процесс взаимоотношения Царского духовенства и народа был эволюционный, переросший со временем, и не без причины, в реакционный — «довели до белого коленя», как говорится в народе. После пережитых потрясений РПЦ смогла более-менее прийти в себя только к 1943 году и не без помощи государства.
POSTSCRIPTUM.1. Многие интересуются источником цитат и их достоверностью. Это важный и необходимый интерес. Так вот, документальные материалы цитируются по статье:
«ОТНОШЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ СОСЛОВИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НАЧАЛО ХХ В.)» // Лариса Анатольевна Андреева, Екатерина Сергеевна Элбакян./ Социс, Номер: 10 Год: 2011 Страницы: 69-80
POSTSCRIPTUM.2. Деятельность РПЦ и других конфессий в последующие годы Советской власти рассмотрим уже на примере интересного документального кино о «месте религии, различных её конфессий в СССР и США», который я порекомендую к просмотру в следующей записи.
©http://akochetov.livejournal.com/1095.html URL записи
@темы:
религия,
Заметки