"Сферический насильник в вакууме" или "история про полуэльфа-паладина"Решила записать одну давнюю историю про то, как выглядит цикл насилия, - благо, иллюстрация, как говорят в определённых кругах, сама приползла. Приползла давненько, уже больше полугода, если не года назад. Иллюстрирует она несколько вещей:
почему самоидентификация "паладин" штука подозрительная, почему косятся на "белоплащников" и почему предпочитаемое обращение "леди" или "прекрасная дама" тоже может быть своего рода маркером как работает вход в цикл насилия, почему он выглядит привлекательным, какие контрольные маркеры. Ситуация в то же время уникальна тем, что у моего визави я была вне доступа, то есть была практически анонимна, он не мог мне причинить реального вреда физически в силу нахождения в разных странах, но в то же время ситуация разыгрывалась как по нотам, поскольку наши персонажи были у друг друга лицом к лицу. Это реально сферический насильник в вакууме, выразивший всю полноту своих проявлений на протяжении примерно восьми часов онлайнового общения.
Я тут по большей части обращаюсь к женщинам - всё-таки sexual predator, большая часть из нас сталкивается с этой хренью именно в таком контексте - но мужчина тоже может запросто в такую ситуацию влететь, просто с другими рюшечками. Хотя, в общем, может и с этими же влететь, без проблем. Мир достаточно разнообразен.
очень длинноЯ периодически играю в онлайновку: называется она "Властелин Колец-онлайн", там я общаюсь с разными людьми и поддерживаю уровень живого английского языка, поскольку народ в ней попадается более грамотный, чем в местных разговорных клубах. А поскольку для поддержания уровня языка нужны разные люди, я периодически суюсь в ролевое взаимодействие с незнакомым народом. Мой основной персонаж - эльфийка, путешественница, класс - Loremaster, т.е. нечто типа списанное с Элронда, но на самом деле - с Гэндальфа, Радагаста и Сарумана, только труба пониже, а дым пожиже. У лормастера при себе есть спутники-звери.
И вот как-то раз разговорились мы с одним незнакомым молодым человеком за его персонажа. Он сказал, что попытался портировать концепт ДнДшных паладинов, которых очень любит, на ВК и создать трагического, но светлого персонажа. Поскольку я большой любитель ДнДшных концептов, я сказала: "Ой! А покажи!" Он задумался и сказал: "Отлично, я тут как раз возвращаюсь из Ангмара".
И вот мы условились встретиться на перевале близ Эстельдина. А отсюда - дорогие читатели, следите за руками. Простите, местами будет ирония и большие буквы для того, чтобы выделить отдельные моменты, иначе об этом просто невозможно говорить. Цитаты всё-таки не точные, давно было, но за точность общего посыла - ручаюсь.
Моё альтер-эго спокойно себе путешествует с ручным вороном, когда внезапно на дороге появляется Он. Это существо настолько тяжело ранено, что еле идёт, не разбирая дороги, кровища так и хлещет, простите, трагически капает с насквозь пропитанных бинтов, но оно упорно продолжает плестись, ведомое своей, одному ему ведомой целью (стиль изложения у визави был примерно такой, простите за иронию).
Внимание, маркер: демонстративная слабость и побитость жизнью - как у нищенки на паперти, что-то в таком духе.
Увидев раненого на дороге, пусть и близко от поселения, мой персонаж делает то, что положено любому нормальному эльфу, - окликает визави и предлагает свою помощь.
Визави вымучивает усталую улыбку и начинает делать что? Правильно, уважаемые читатели! Он начинает соблюдать НОРМЫ ГАЛАНТНОГО ЭТИКЕТА, точнее -- то, что за таковые принимает. Он подбирается, игнорируя раны, отвешивает земной поклон и говорит: "Госпожа моя, как можете Вы такая маленькая хрупкая слабая в одиночку путешествовать по столь опасным землям? Позвольте, я вас провожу, ибо негоже рыцарю оставлять даму в беде!"
Напоминаю: перевал, полное отсутствие врагов, спокойный вечер.
"Эээ, я пришла тебе предложить помощь, а не просить о ней. Ты еле держишься на ногах, ты в таком состоянии никого и ничего не защитишь".
"НЕТ! Я должен защищать и спасать, иначе какой же я рыцарь, госпожа, позвольте мне служить вам!"
Внимание, маркер: нет, каков подлец каково благородство, а? У самого нет ничего, но отдаст всё первой попавшейся женщине. Жизни не пожалеет, положит. Только дайте шанс. Врагов дайте!
На этом мне становятся отчётливо видны маркеры (два таких маркера - уже достаточно, чтобы в жизни из ситуации валить, не оглядываясь), но поскольку ситуация для меня-реальной более чем безопасна, я решаю разыграть ситуацию и посмотреть, как пойдёт. Разыгрываю её тем классическим образом, на который надеются все те, кто применяют эту тактику: сочувствую ему. Как делает нормальный человек с первичной "да-позицией".
"Ну хорошо, служи мне", мало ли какие причуды могут быть у тяжело раненого человека, принимаем его правила игры. "Первый приказ: сейчас мы с тобой спустимся в долину и обработаем твои раны. Моё путешествие откладывается, там посмотрим".
Визави вяло протестует, мол, негоже на него, недостойного, тратить моё бесценное время. Мой персонаж его игнорирует и тащит в долину за медицинской помощью.
Внимание, маркер: образцовые идеализации просто. Я-ничтожество, ты - ВСЯМОЯЖИЗНЬСВЕРХЦЕННОСТЬСРАЗУИНАВСЕГДА. И зацените - первая выгода в его сторону от меня, первый контроль: мои планы отменяются, так как его проблемы - более серьёзны. К тому же это ещё одна наживка для меня - возможность почувствовать себя Спасительницей. Не знаю, кто как, но я на такое какое-то время велась.
Обрабатывая раны, моя эльфийка обнаруживает, что они не так серьёзны, как казалось вначале (описание его, тем и интересней). Он сообщает, что так как ему от природы его эльфийская половина даровала прекрасную регенерацию и устойчивость к ядам, то он может позволить себе защищать других, не жалея живота.
Внимание, маркер: проблемы в таких случаях всегда меньше, чем кажутся изначально. Человек, разводящий вас на жалость, всегда это осознаёт. Он просто выставляет свои проблемы в максимально жутком свете.
На этом моя эльфийка слегка офигевает: "Простите, что, эльфийская половина?" Я в чате, партнёру по игре: "Ты в курсе, сколько их вообще было, полуэльфов-то? По пальцам одной руки пересчитать!" "Да, в курсе, но хотел сыграть именно это".
Внимание, маркер: желание быть чем-то уникальным само по себе - не маркер, но в сумме со всеми остальными признаками - дополнительно тревожный звоночек: за самоуничижением обязательно скрывается НУ Я ЖЕ ТАКОЙ ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ. Вопрос в том, что должны этому прекрасному все окружающие.
Эльфийка моя расспрашивает визави, как он дошёл до жизни такой. И выслушивает трагическую историю о том, как одну эльфийку украл и изнасиловал вождь племени, но она не только выжила, но и родила вождю сына, а потом, выполнив свою функцию рождения и воспитания, была зверски убита у сына на глазах, и всё ради того, чтобы воспитать из сына настоящего вождя, безжалостного и бесчувственного. С тех пор мать-эльфийка для него Светлый Образ, буквально Мадонна, идеал всего Доброго и Хорошего, которому он старается следовать всегда и везде.
Внимание, маркер: не читавшему Толкиена может быть непонятен этот конкретный пример, посему раскрою: ситуация, описанная выше, технически невозможна - эльф, подвергающийся такой степени насилия, просто оставляет своё тело, и насильник получает хладный труп. Так и в жизни: вам расскажут фантастическую историю о плохой жизни, которая виновата в состоянии вашего визави. Он не виноват - жизнь такая. К тому же - снова идеализации, Светлый Образ Настоящего [в данном случае - Женщины, с особым приветом именно сексуальным насильникам, но может быть и что угодно ещё]. С этим образом будут сравнены все, включая вас, и вы - живая женщина, живой человек - никогда в него не попадёте. А поскольку мир чёрно-белый, то... Но об этом сейчас будет наглядно.
Моя эльфийка спрашивает: "Как же тебе удалось остаться светлым и добрым", хотя даже персонажу уже видно, что это какие-то нездравые свет и доброта, "в такой-то ситуации?"
И тут начинается самое интересное. Следите за руками ещё внимательней.
"О, пойми", с циничной улыбкой отвечает мой визави. "Я долго преодолевал себя. Я ведь был идеальным сыном моего отца - жестоким, кровожадным зверем на цепи. Я был отнюдь не ангел. Я убивал и насиловал, и ни в грош не ставил жизнь. Один только Светлый Образ спас меня и позволил со временем выбраться из этой ямы, стать таким, каким я есть сейчас. И всё же тёмное прошлое иногда не даёт мне покоя..."
Внимание, МАРКЕР!!! Вот это - самый важный маркер. Как в рассказе женщины, пережившей Холокост: "...если вам говорят, что вас убьют, - в это надо верить". Это не шутка. Если человек спокойно рассказывает о том, что он делал, - и даже если показательно сокрушается на этот счёт - именно это он и будет делать, если вы будете рядом с этим человеком. Именно с вами. Вам ВСЕГДА сообщат о своих планах относительно вас. Более того, добавлю: ваш визави сделает всё, чтобы вам казалось -- от вас что-то зависит. Вы своими проявлениями волшебным образом будете контролировать его поведение, а если контроль сорвётся -- ну так кто виноват? Вы же могли всё исправить, сделать из человека -- ангела!
"Каким же образом твоё прошлое не даёт тебе покоя?" -- спрашивает моя эльфийка.
"Есть роковое вещество", отвечает он, "алкоголь. Стоит мне выпить хоть каплю, и снова во мне просыпается ОН. Я зверею, убиваю, насилую... потом пытаюсь всё исправить, всё искупить, но не всё поломанное можно починить".
Внимание, маркер: и вот опять! Я не отвечаю, это всё ОНО. Субстанция, вещество, обстоятельство. Оно снимает с меня цепи рассудка, а вместе с ними - ответственность.
На этом я-игрок понимаю, что развилка дальнейших событий такова: или мы продолжаем игру, и он каким-то образом случайно выпивает, и последствия падают на меня типа-внезапно, или я его провоцирую. Выбираю второе, чтобы сохранять больше контроля над ситуацией.
"Как это возможно? Ты можешь показать?"
"О нет, о прекрасная дама, вы будете в опасности! Я не смею..."
"У меня есть ручной медведь, в случае чего - он меня защитит".
Внимание: уважаемые читатели! Don't try this at home! Отсюда в реальной жизни началась бы ситуация конкретной, физической угрозы благополучию и жизни. Если у вас нет ручного медведя нет совершенно стопроцентной уверенности в том, что вы СМОЖЕТЕ дать отпор в такой ситуации (а лучше - что у вас есть подстраховка: вполне возможно, ваш противник будет не один) - НЕ ЛЕЗЬТЕ СЮДА. Это ОПАСНО. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК. Вашему противнику этого от вас и надо. От вас ждут, что вы наступите на триггер случайно либо намеренно. Не делайте этого, просто уберите визави из круга общения, если для того вообще есть возможность.
У меня в игре был полный контроль над ситуацией: в случае чего я просто зову технического наблюдателя, ГМ-а, и сообщаю о харрасменте (кстати, противникам исков о харрасменте - они нужны вот за этим, а не за каждый косой взгляд). А вот в жизни такого контроля не было бы.
Наши персонажи уславливаются о том, что эксперимент лучше провести за пределами города, чтобы не пострадал случайно кто-либо ещё. Моя персонажка спрашивает, где бы взять алкоголь, - у неё с собой нет, он ей не нужен. На что мой визави сам достаёт флягу с крепким спиртным напитком. Типа с собой возит.
Внимание, маркер: тут просто слов нет, насколько показательно. Носить с собой в принципе заменяемую субстанцию, которая типа "делает из носителя то, чем он не хочет быть никогда", - такая красота, что даже комментировать не хочется. Вот нужно человеку, чтобы возможность превратиться в "ненавидимое" всегда была на расстоянии вытянутой руки. Очень удобно.
Уходим за пределы города, моя персонажка зовёт медведя, и ждёт обещанного цирка трансформации. Товарищ берёт флягу, подносит к губам (описание ЕГО, не моё), буквально касается напитком губ - и тут его лицо меняется, искажается, он ухмыляется, одним глотком выдувает остальную флягу. И обращает взгляд на меня.
Внимание, маркер: всем видно, что никакого влияния алкоголя здесь нет и быть не может? Что отпускает контроль он ДО того, как принимает хоть сколь-нибудь значимую дозу? Так вот, в жизни ровно так же. Со всеми "не виноватая я, оно само".
Дальше начинается тупое: "О, баба, раз баба - ложись, раздвигай ноги, а то убью и изнасилую, можно не в таком порядке".
Моя персонажка спускает на него медведя, но - а вот тут внимание, тоже показательно, - он игнорирует моё описание, зато описывает, как он успешно хватает мою персонажку за руки (что, вообще-то, сильный моветон в полутекстовых играх - НЕЛЬЗЯ описывать успешность воздействия на другого персонажа без согласия игрока, решают либо дайсы, либо сам игрок -- поймали его или нет; именно для того, чтобы одни не отыгрывали фантазии власти на других). И, опять же напрочь игнорируя медведя (то есть какой-либо мой контроль над ситуацией), типа сваливается на колени в истерику: "Нет, нет, я не должен таким быть!"
Внимание, маркер, и даже не один: тут их просто россыпь. Это и "теперь я неправильный - мне можно ВСЁ", и мгновенный перевод меня в класс объектов, и какое-либо игнорирование моего влияния на процесс игры, и контроль над моими действиями, и типа самостоятельная остановка от больших ужасов. Игнор влияния - специфика среды, как он бессилен реально причинить мне вред, так и я бессильна дать ему отпор. Если бы он не свернулся сам, пришлось бы звать ГМ-ов. Но это очень показательно: меня с его точки зрения в ситуации вообще уже не существует.
Самое важное, что тут видно: а) я тут выступаю в роли столба, об который можно поиграть. Мои качества вообще никому не интересны, он бесится сам и останавливается сам. В то же время, у меня (в идеале) должна быть некая иллюзия контроля и моего провала этого контроля - типа ты позволила ему выпить, ты сама виновата, теперь терпи; б) насколько сильно и жёстко отпускается контроль. Я СРАЗУ объект, со мной можно делать всё, что угодно. Как только вас так классифицировали, знайте: до переключения фазы с вами может случиться всё, что может случиться с объектом. В этот момент вы в опасности, возможно, в смертельной.
Дальше следует монолог: "Мне очень жаль, я не хотел, я нанёс вам, о прекрасная дама, оскорбление, которое смывается только кровью, теперь моя жизнь - в ваших руках, если хотите, чтобы я умер, - скажите, и я умру".
Внимание, маркер: о, эта сладкая наживка - иллюзия контроля. Тут мне говорят: "Всё в твоей власти, казни или милуй". Это так приятно - на это и ведутся те, кто остаются в цикле насилия. На самом же деле ни о каком контроле речи не идёт.
Логичным продолжением эксперимента было бы ответить: "Да, умри". Но я решила проверить другую гипотезу, в чём-то более интересную - тут-то с реакцией всё понятно: переключение обратно, и теперь уже "всерьёз". Поэтому моя персонажка отвечает так: "Да вы, батенька, искажены... Я, конечно, не Элронд Полуэльф, но у меня есть чем тебе помочь". Типа продолжаем игру в Спасителя, типа он успешно перекинул мне мячик.
В идеальном, с его точки зрения, варианте ситуация дальше развивается по спирали: я его спасаю, он срывается, извиняется, лечит мои раны, мы счастливы, он срывается снова, и так по кругу до чьей-нибудь смерти (желательно - моего персонажа).
Но дальше мы возвращаемся к костру, и моя персонажка спрашивает его про алкоголь: "Ты говорил, у тебя устойчивость к ядам, так? Так вот: алкоголь - всего лишь яд, почему ты ему подвержен?" "Не знаю", говорит он, "вот такой я урод, убейте меня". "Убивать не буду, но скажу другое; я Знающая - и в числе прочего точно знаю: ты выпил недостаточно, чтобы спиртное как-либо физически повлияло на твоё поведение. Такое количество алкоголя ничего не может сделать с мужчиной твоего телосложения. Что ты скажешь на это?" "Я не знаю, о прекрасная дама, наверное, я недостойный урод".
Дальше начинается длинный сеанс, где я пытаюсь его плавно подвести к мысли, что он САМ отпускает контроль, и, главное, к вопросу о том, зачем он это делает. Упирается это всё в глухую стенку "не знаю". Говорю ему об ответственности, о том, что только он сам может с этим что-то сделать: не носить с собой алкоголь, не вестись на давление, не давать себе срываться с цепи, а найти источник искажения и его убрать. Мне кивают, меня благодарят, мне обещают подумать. На обещание моей персонажки, что общаться они будут крайне периодически, только и исключительно для проверки прогресса в нелёгком деле самоконтроля, говорят: "Да, конечно, сделаю всё, как ты скажешь".
Внимание, маркер: ага, щаз. Снова "конфетный период", те же яйца, что и в самом начале. Не верьте, ничего тут сделано не будет, как будет видно потом.
Тем временем расспрашиваю игрока в следующем ключе: "Ух ты, как у тебя получилось сыграть цикл насилия. Без подготовки нереально, наверное. Ты специальную литературу читал? Или в жизни видел?" На чём человек очень быстро сворачивается.
На следующий день после игры я получаю письмо следующего содержания: "Привет. Ты извини, но, наверное, дальше я игру продолжать не хочу. Ты хороший игрок, но мне не нравится линия, куда выворачивает игра. И персонажка у тебя какая-то злая [выделение моё. - Рассказчик]".
Персонажка у меня какая-то злая. Да, именно это вам и скажут, если вы поведёте себя нестандартным образом. Именно это вам и скажут, если вы развернётесь и уйдёте из ситуации. "Ты злая". Или, если вас поддержали при уходе: "Ты жертва. Злой - вот ОН/ОНА, я тебя от него спасу". Или "ты дура, не понимающая своего счастья". Все слышали, не раз и не два. Не ведитесь. Недовольные просто клацают зубами, волк останется голодный.
Здесь от полноценной атаки лично на меня спасло одно: то, что я в офф-чате постоянно подчёркивала -- это игра. Иначе бы всё это полетело не в адрес персонажа, а в мой лично. А так -- зацепиться было не за что.
Внимание, маркер: Человек просто понял, что здесь ему не светит. И технично ушёл из ситуации, напоследок обвинив меня, где смог.
Вот так-то. Рюшечки могут меняться, а вот общий паттерн поведения - именно такой. Я его и в жизни навидалась, но в жизни такой химически чистой ситуации не получишь. Нужны специальные лабораторные условия, которые мне вдруг случайно организовались.Выводы:
- если ваша стратегия поведения похожа на вышеописанную стратегию насильника - не делайте так. Вы причиняете много вреда себе и окружающим, даже если вам кажется, что всё хорошо. Рано или поздно вы, не кто-нибудь, будете за это отвечать;
- если вы столкнулись с чем-то таким по сумме признаков - будьте готовы к тому, что вторая фаза неизбежно начнётся, и действуйте по ситуации: будьте готовы давать отпор или бежать;
- если вы искренне ратуете о своих близких, а вас иногда принимают за ЭТО, -- поймите и простите ближних своих, вот эту хрень игнорировать выходит слишком дорого по всем показателям. Ну и заодно посмотрите, не принадлежите ли вы к пункту первому. Так, чисто случайно.
28.04.2013 в 13:29
ИУ меня в игре был полный контроль над ситуацией: в случае чего я просто зову технического наблюдателя, ГМ-а, и сообщаю о харрасменте
после чего ГМ (если дело происходит на русском сервере) дико ржот, крутит пальцем у виска и советует "дивным" не заигрываться настолько в игре, где никогда не было подобного функционала.
ситуация, описанная выше, технически невозможна - эльф, подвергающийся такой степени насилия, просто оставляет своё тело, и насильник получает хладный труп.
Ничего подобного. Труп может случиться, но не 100%. 100% не родится отпрыск-это да. Опять же возвращаемся к отыгрышу на основе вала современной литературы, где полуэльфов как грибов.
28.04.2013 в 14:54