Битва на реке Кегола
Все помнят Ледовое побоище 1242 года, когда тевтоны получили отпор от русских под руководством молодого князя Александра Ярославича (1220-1263). Однако были в те давние зимние времена сражения и более ожесточенные, и более кровопролитные, о которых учебники почему-то сообщают скороговоркой.
Почти весь XIII век ознаменовался натиском Запада на Прибалтику и земли Господина Великого Новгорода. Целенаправленная, упорная, получившая благословение Папы римского экспансия немецких, шведских, датских феодалов была направлена на захват земель пруссов, куршей, литвы, ятвягов, эстов (чуди по-русски), славян, карелов. Основываются опорные пункты (Рига, например), образуются военно-религиозные ордены, коренное население обращается почти в рабство, мечом и крестом внедряется католичество, захватываются выгодные торговые пути. И весь XIII век почти единственной реально противостоящей натиску силой были дружины русских князей и народное ополчение. Среди тех, кто давал отпор, летописи называют и тверские силы.
Теперь же Эстония, Литва и Латвия забыли, что когда-то новгородские и другие русские княжества помогли им выстоять и сохранить свою самобытность.
читать дальше… В 1267 году новгородцы с Довмонтом и псковичами ходили на Литву и много повоевали; в 1275 году русские князья ходили на Литву вместе с татарами и возвратились с большою добычею. В 1268 году новгородцы собрались было опять на Литву, но на дороге раздумали и пошли за Нарову к Раковору (Везенберг), много земли попустошили, но города не взяли и, потерявши 7 человек, возвратились домой; но скоро потом решились предпринять поход поважнее и, подумавши с посадником своим Михаилом, послали за князем Димитрием Александровичем, сыном Невского, звать его из Переяславля с полками; послали и к великому князю Ярославу, и тот прислал сыновей своих с войском, Тогда новгородцы сыскали мастеров, умеющих делать стенобитные орудия, и начали чинить пороки на владычнем дворе. Немцы-рижане, феллинцы, юрьевцы, услыхавши о таких сборах, отправили в Новгород послов, которые объявили гражданам: «Нам с вами мир, переведывайтесь с датчанами-колыванцами (ревельцами) и раковорцами (везенбергцами), а мы к ним не пристаем, на чем и крест целуем»; и точно — поцеловали крест; новгородцы, однако, этим не удовольствовались, послали в Ливонию привести к кресту всех пискупов и божиих дворян (рыцарей), и те все присягнули, что не будут помогать датчанам. Обезопасив себя таким образом со стороны немцев, новгородцы выступили в поход под предводительством семи князей, в числе которых был и Довмонт с псковичами.
В январе месяце вошли они в Немецкую землю и начали опустошать ее, по обычаю; в одном месте русские нашли огромную непроходимую пещеру, куда спряталось множество чуди; три дня стояли полки перед пещерою и никак не могли добраться до чуди; наконец один из мастеров, который был при машинах, догадался пустить в нее воду: этим средством чудь принуждена была покинуть свое убежище и была перебита. От пещеры русские пошли дальше к Раковору, но когда достигли реки Кеголы 18 февраля, то вдруг увидали перед собою полки немецкие, которые стояли как лес дремучий, потому что собралась вся земля немецкая, обманувши новгородцев ложною клятвою. Русские, однако, не испугались, пошли к немцам за реку и начали ставить полки: псковичи стали по правую руку; князь Димитрий Александрович с переяславцами и с сыном великого князя Святославом стали по правую же руку повыше; по левую стал другой сын великого князя, Михаил, с тверичами, а новгородцы стали в лице железному полку против великой свиньи и в таком порядке схватились с немцами.
«И поидоша полци противу себе, и таке сступишася, и бысть бои велик». То есть противники пошли навстречу полками, и начался бой.
Было побоище страшное, говорит летописец, какого не видали ни отцы, ни деды; русские сломили немцев и гнали их семь верст вплоть до города Раковора; но дорого стоила им эта победа: посадник с тринадцатью знаменитейшими гражданами полегли на месте, много пало и других добрых бояр, а черных людей без числа: иные пропали без вести, и в том числе тысяцкий Кондрат. Сколько пало неприятелей, видно из того, что конница русская не могла пробиться по их трупам; но у них оставались еще свежие полки, которые во время бегства остальных успели врезаться свиньею в обоз новгородский; князь Димитрий хотел немедленно напасть на них, но другие князья его удержали. «Время уже к ночи, — говорили они, — в темноте смешаемся и будем бить своих». Таким образом, оба войска остановились друг против друга, ожидая рассвета, чтоб начать снова битву; но когда рассвело, то немецких полков уже не было более видно: они бежали в ночь. Новгородцы стояли три дня на костях (на поле битвы), на четвертый тронулись, везя с собою избиенных братий, честно отдавших живот свой, по выражению летописца. Но Довмонт с псковичами хотели воспользоваться победою, опустошили Ливонию до самого моря и, возвратившись, наполнили землю свою множеством полона. Латины (немцы), собравши остаток сил, спешили отомстить псковичам: пришли тайно на границу, сожгли несколько псковских сел и ушли назад, не имея возможности предпринять что-нибудь важное; их было только 800 человек; но Довмонт погнался за ними с 60 человек дружины и разбил.
использованы материалы: «История России с древнейших времен» Сергей Михайлович Соловьев
18.02.2012 в 15:42
К тому же, и с датой автор сильно поторопился. 18 февраля - эт датировка по старому стилю. По современному календарю годовщина битвы приходится на 25 февраля.
18.02.2012 в 15:45
Нолик потерялся.
18.02.2012 в 15:47
Отнюдь)) Это я вам как Довмонт говорю ^^ Для Пскова того времени - вполне адекватная оценка численности княжеской дружины. Но там и ливонцы-то редко приходили намного более крупными силами.
18.02.2012 в 19:46
Мне кажется, что я всё же немного правее.
18.02.2012 в 20:13
И через несколько дней собрались оставшиеся в живых поганые латиняне и пришли тайно, и взяли несколько псковских сел по окраинам, и быстро возвратились вспять. Боголюбивый же князь Довмонт не потерпел обиды земле и дому Святой Троицы от нападения поганых немцев, выехав в погоню с малою дружиною в пяти насадах с шестьюдесятью воинами-псковичами, Божьею силою восемьсот немцев победил на реке Мироповне, и два их насада скрылись на островах.
lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4974
Других источников, тем паче с цифрами, описывающих бой на Мироповне, насколько я знаю, не существует. Хроника Вартберга, на комментарий из которой вы ссылаетесь, об этом инциденте вообще ничего не знает. Так что, если здесь где и присутствуют лишние нули, так это там, где говорится о восьмистах немцев.
18.02.2012 в 20:51
18.02.2012 в 21:05
Да нет, почему пропаганду и клевету? Просто, если я не ошибаюсь, 60 псковичей превратились в 600 у кого-то из историков XIX века. Может, и у того же Соловьева. Это надо листать классиков, смотреть у них упоминание данного боя и сравнивать описание. Но факт в том, что имело место банальное домысливание за источник. Мол, историку виднее. А в те времена в моде была гигантомания. Для наших же мест на самом-то деле 800 ливонцев - это не мелкий набег, закончившийся сожжением пары сел, а масштабное вторжение. Ну, а 600 псковичей - это едва ли не все мужское население города того времени в возрасте от 14 до 60 лет.