12.03.2010 в 12:13
URL комментария
После Дня
zastirez1
May 11th, 2009
Ровно четыре года назад эта моя колонка была опубликована на первой полосе "Городских Курантов". С тех пор вопрос еще заострился.
Шестидесятый День Победы миновал, и приходится сказать несколько важных слов, так сказать, «после бала»…
Хотя как раз первое, на что невольно обратил внимание в череде торжественных мероприятий, – как много было сказано формально важных слов! Официальные лица на всех уровнях произносили Бог знает кем сочиненные речи, на все четыре лада повторяя тысячу и один раз говоренное. О том, «какой важный вклад внесли наши дорогие ветераны войны и труженики тыла в достижение победы над фашистской чумой». О том, что «память о защитниках Родины навеки останется в наших сердцах». О том, что «Победа эта – ваша и наша, и никому ее у нас не отнять».
Но лично я уверен, я точно знаю, что НЕофициальными лицами в праздничные дни произносились и совсем другие слова – исполненные горечи и боли. Точно знаю, что пережившим войну старикам, большинству которых за 80, до ярости обидно за то, что несравнимо лучше, чем им, живется сегодня их ровесникам за границей. Не только из числа соратников по антигитлеровской коалиции, но и в странах, проигравших Вторую мировую – в Японии, Италии Германии!
Точно знаю, что представители более молодых поколений, знающие о войне только по книгам и кинофильмам, прекрасно видят и понимают, как наше нынешнее правительство цепляется за идейные ценности времен Великой Отечественной, поскольку ни на какие действительно новые и смелые решения в области идеологии не способно. Цепляется неуклюже – изо всех сил пытаясь и рыбку съесть и… сами знаете, что.
И вот ведь какое дело. Весь исторический опыт показывает: разговоры и лозунги о «вечной памяти» – всего лишь заклинания, которые действуют только в течение строго отмеренного срока. «Вечная всенародная» память о славных событиях, подобных Великой Отечественной войне, живет примерно сто лет, не дольше. Как только мы переваливаем вековой рубеж, «вечная» память естественным образом выдыхается и остывает в изваяниях и на страницах учебника истории. За примерами далеко ходить не надо. Ответьте на один из простых вопросов. Что для вас значит Отечественная война 1812 года? Какого числа русские войска, разгромившие наполеоновское нашествие, вошли в Париж? А русско-японская война начала прошлого века? Что знаете о ней? А сколько помните песен времен Первой мировой? Не сомневаюсь, что-то знаете, что-то помните. И все-таки, признайтесь, не Бог весть что. Крейсер «Варяг» в вашей памяти, может, и всплывет, а канонерка «Кореец» давно и безвозвратно легла на дно... И сегодня, когда память о последней, и самой страшной, войне уже выходит в тираж, уже перепевается пошловато-сладкими голосами томных эстрадных звезд, пора задуматься: с чем мы будем жить, когда наступивший век перевалит за половину? Ради чего мы будем жить? Кому – подражать? Кому – молиться?