Интереснейший материал накопал тов. TrashTank
Материал обширный потому выложу только часть
Остальное по ссылкам.
Штрафбаты. Какие они были.
Часть 1
Часть 2
Приложения
1.
2.
Еще раз о штрафбатах – мифы и реальность
У штрафников один закон, один конец –
Коли-руби фашистского бродягу!
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь «За отвагу»…
Считает враг – морально мы слабы.
За ним и лес и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы –
В прорыв идут штрафные батальоны!
В.С. Высоцкий
Что знает простой обыватель о штрафных подразделениях РККА, исходя только из увиденного через зомбоящик???
- Сталин умышленно создал штрафные батальоны, чтобы загнать туда побольше солдат и использовать их в самых кровавых операциях на фронте…
- Ни в одной «цивилизованной» стране такого не было, ибо только советская власть могла быть заинтересована в том, чтобы уничтожить как можно больше своих подданных…
- В них направлялись все без исключения военнослужащие, вышедшие из окружения и дезертиры (до этого их поголовно расстреливали), солдаты и командиры, получившие дисциплинарные взыскания, а также заключенные обоих полов, посылаемые в строевые части непосредственно из мест заключения…
- Командовали всем этим воинством разжалованные или осужденные офицеры…
- За каждым таким батальоном стоял заградотряд НКВД с пулеметами, безжалостно расстреливающий всех, кто выходил из боя…
- Попадание в штрафные подразделения было равносильно смертному приговору, поскольку выбыть оттуда можно было только убитым или раненным…
- Семьи погибших штрафников оставались без средств к существованию…
- Штрафные части вели активные боевые действия и в обороне и в наступлении и при прочесывании местности…
- Все документы о штрафбатах засекречены, доступ к ним имеют только главпуровские историки и кремлевские пропагандисты, пользующиеся особой милостью Лубянки…
И что можно сказать по этому поводу, если копнуть чуть-чуть поглубже?
1. Кто первый начал?
читать дальшеУже в самом начале войны, столкнувшись с яростным сопротивлением наших дедов и прадедов, солдаты вермахта всё чаще стали вести себя неадекватно данной присяге и уставам. Победным фанфарам многочисленных «котлов» предшествовали ожесточенные бои по прорыву упорной обороны кадровых частей Красной Армии, через которую надо было пробиться, чтобы забросить в далекий рейд по русским тылам свои моторизованные части. Храбрость советских солдат буквально потрясла фашистских захватчиков. До этого, ведя боевые действия в Европе, и подчинив её себе почти полностью, они привыкли воевать совершенно иным образом. В своих письмах домой, они частенько сравнивали войну в Европе с «весёлой прогулкой». В России же этой «прогулке» сразу и навсегда пришёл конец. В немецкой армии значительно участились случаи трусости, неподчинения приказам, дезертирства и т.п. Хотя моральный облик «арийского воина» как таковой слабо волновал гитлеровских военачальников – мартовская директива Кейтеля «Об особой подсудности в районе действий плана Барбаросса» фактически узаконила грабежи, убийства и надругательства над мирным населением Советского Союза – воинскую дисциплину еще никто не отменял.
В начале июля 1941 года, во время грандиозной битвы за Смоленск, в вермахте начинают широко применяться штрафные подразделения. Об этом подробно рассказывается в «Военном дневнике» начальника генерального штаба сухопутных войск (Oberkommando Heer или ОКН) Германии генерала Франца Гальдера.
Вот запись от 9 июля 1941 года. Докладывает начальник организационного отдела ОКН генерал-майор Вальтер Буле: «Организация «штрафных батальонов» оказалась хорошей идеей»… И здесь же примечание немецкого издательства: «В «штрафных батальонах» солдаты, осуждённые военно-полевым судом, могли реабилитироваться». Судя по наличию примечания, ранее в дневниках Гальдера такого словосочетания не встречалось.
А вот за 1 августа того же года. Генерал для особых поручений Эрих Мюллер: «Штрафной батальон до настоящего времени имел 25 процентов потерь, в качестве пополнения поступило 170 человек. Особый полевой батальон (батальон, укомплектованный штрафниками) был использован на Западе для работ по разминированию. Для разминирования района прошедших боёв используются 450 человек».
Запись за 25 сентября 1941 года. Накануне 16-я немецкая армия, наступавшая в районе Ладожского озера, потерпела неудачу, в результате чего 8-я танковая дивизия была отброшена. «Фюрер принимает решение срочно стянуть туда войска, откуда только можно, в том числе и штрафной батальон»
В РККА штрафные подразделения были созданы в соответствии с приказом НКО № 227 от 28 июля 1942 года, более известным как «Ни шагу назад!» (см. Приложение №1).
То есть, у нас штрафбаты появились на год позже! Первый такой батальон появился на Сталинградском фронте 22 августа 1942, за день до того, как немецкие войска вышли к Волге.
2. Создание штрафных частей РККА
читать дальшеШтрафные батальоны формировались в пределах фронта в количестве от одного до трёх, по 800 человек в каждом. В них направлялись разжалованные в рядовые средние и старшие командиры, и политработники всех родов войск, нарушившие воинскую дисциплину, а также проявившие трусость и неустойчивость во время боевых действий. Их было приказано ставить на наиболее трудные участки фронта, чтобы дать им возможность кровью искупить свои преступления против Родины. Штрафбаты находились в ведении военных советов фронтов и придавались стрелковым дивизиям, на участок которых они ставились, распоряжением военного совета.
Например, известна история военного летчика, который был отправлен в штрафбат за то, что застрелил свою жену, уличив её в супружеской неверности. Через месяц он вернулся, имея на груди орден Красной Звезды, и был восстановлен в прежнем звании и должности. О своём пребывании в штрафбате вспоминал подполковник медицинской службы, попавший туда за аборты, которые в то суровое, но праведное время были запрещены.
Наряду со штрафбатами создавались также и штрафные роты (см. Приложение №2), куда направлялись рядовые бойцы и младшие командиры всех родов войск. Они находились в ведении военных советов армий и придавались полкам (дивизиям, бригадам), на участок которых ставились, распоряжением военного совета армии.
Таким образом, можно понять, что смешивание комсостава и рядовых бойцов в штрафных подразделениях не допускалось.Начиная с 28 июля 1942 года и до окончания войны, всего было создано 65 штрафных батальонов и 1065 штрафных рот (по уточненным данным – 29 штурмовых и 68 штрафных батальонов, 1102 штрафных рот и 6 отдельных взводов).
Есть и другое мнение. Вышеприведенные цифры получены путем подсчета по Перечню №33 стрелковых частей и подразделений (отдельных батальонов, рот, отрядов) действующей армии, составленному Генеральным штабом в начале 60-х годов прошлого века (см. Приложение №17). Но работники Генштаба, составляя Перечень, больше заботились о том, чтобы документом было удобно пользоваться в военкоматах, в архиве. Одна и та же штрафная часть может упоминаться в нем и дважды, и трижды. Кроме того, необходимо обращать внимание на годы их существования. Если в конце строки стоит, скажем, «1943 г.», это вовсе не значит, что данный батальон или рота существовали весь 1943 год. Например, 1 й и 2 й штрафные батальоны, сформированные к 25 августа 1943 года из бывших военнопленных, уже спустя два месяца были расформированы, а их личный состав восстановлен в правах.
Путем изучения фондов штрафных частей, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, независимым историками удалось сократить эти цифры почти в два раза. Например, Андрей Мороз утверждает: в годы Великой Отечественной войны на разных ее этапах было сформировано 38 отдельных штрафных батальонов и 516 отдельных штрафных рот.
Однако это не означает именно такого количества одновременно существовавших штрафных подразделений на протяжении всего указанного времени. Среднемесячное количество штрафбатов в указанный период времени колебалось от 8 до 11, среднемесячное количество штрафников в них – 225 человек. Среднемесячное количество штрафных рот в указанный период времени – 243, а среднемесячное количество штрафников в них – 102 человека. Среднемесячная численность штрафников во всех штрафных частях действующей армии в указанный период времени – 27 326 человек, что при среднемесячной численности самой действующей армии в 6,55 млн. человек, составляет всего 0,417% от указанной её численности.
Кроме того, в книге Л. Вяткина упоминается, что на Калининском фронте в течение нескольких месяцев 1942 года действовал уникальный штрафной авиаполк из 64 осужденных трибуналами летчиков-истребителей. Летчиков-штрафников засекретили, одели как простых красноармейцев, и присвоили всем без исключения звание «рядовой»… За малейшую попытку неповиновения могли расстреливать на месте. Но командир эскадрильи, легендарный (во всех смыслах) летчик Иван Евграфович Федоров, берег свой состав и не воспользовался таким правом ни разу.
Полк участвовал в воздушном прикрытии «незнаменитой» Ржевско-Сычевской операции. Штрафники за время боев в воздухе сбили около 400 самолетов, не считая сожженных на земле, но эти победы им не засчитывали. Сбитые штрафниками самолеты в штабе «раскладывали» по другим полкам. Существование этого полка не афишировалось, а вскоре он был расформирован за убылью личного состава. Кто-то не вернулся из сложного полета (штрафникам всегда поручали самые опасные задания), кто-то, отслужив положенный срок или получив легкое ранение, вернулся в свой полк, кто-то был демобилизован по состоянию здоровья или попал в плен, упав на вражеской территории.
Официальная историография данный художественный вымысел никак не подтверждает. По словам Героев Советского Союза генерал-лейтенанта Микояна и летчика-испытателя Щербакова, подобных достижений даже лучшие истребительные авиаполки добивались за 3-4 года тяжелейших сражений и ценой огромных потерь. В архивах не обнаружено ни одного приказа, ни одного боевого донесения о действиях такого авиаотряда. Зато имеются документы о том, что осужденных трибуналами летчиков отправляли на «исправление» в стрелковые части Сталинградского (впоследствии Донского) фронта. Провинившиеся флотские командиры также не избегали подобной участи. Их, как и их «собратьев» из авиации, тоже направляли в сухопутные штрафные части.
Согласно архивным отчётно-статистическим документам, численность ежегодно направляемых в штрафные роты и батальоны составила:
1942 год — 24 993 человек
1943 год — 177 694 человек
1944 год — 143 457 человек
1945 год — 81 766 человек.
Итак, за всю войну в штрафные части было направлено 427 910 человек. С другой стороны, через советские вооружённые силы за время войны прошли 34 476,7 тыс. человек. Получается, что доля военнослужащих, побывавших в штрафных ротах и батальонах, составляет около 1,24% (примерно один из восьмидесяти двух бойцов побывал в штрафных частях). Причем, неоднократно осуждаемый на отбытие срока наказания в штрафной роте боец мог быть несколько раз учтен как штрафник и только один раз – как красноармеец.
3. Как насчет доблестных зэков?
читать дальше
Никаких «воров в законе», а тем более репрессированных по «расстрельной» статье 58 (измена Родине), которых якобы прямо из лагеря отправили в штрафные роты, там ВООБЩЕ не должно было быть. По ходатайству руководства НКВД СССР Президиум Верховного Совета СССР дважды – 12 июля и 24 ноября 1941 года – принимал указы об амнистии и освобождении заключенных ГУЛАГа, которые сразу же организованными командами направлялись из мест заключения в места формирования новых воинских частей. Только по этим двум указам для комплектования подразделений РККА было передано 420 тысяч амнистированных граждан СССР. А 12 августа 1941 было объявлено об освобождении всех военнослужащих дисциплинарных батальонов, «за исключением тех из них, которые будут признаны военными советами неблагонадежными и вредными для фронта» фронта (см. Приложение №9).
Всего же за годы войны в ряды вооруженных сил было направлено 975 тысяч амнистированных и освобожденных из заключения граждан СССР.
Кроме того, в соответствии с приказом № 004/0073/006 от 26 января 1944 года, в штрафные части направлялись также и осужденные судебными органами лица. Вся тонкость этого приказа состояла в том, что в приговоре суда прямо указывалось, что отбытие наказания в тюремных условиях заменяется направлением в штрафные части, где в случае доблестного поведения во время боев с осужденного полностью снималась судимость. Однако этот приказ не распространялся на лиц, осужденных за измену Родине, бандитизм, разбой, грабежи, воров-рецидивистов, а также уже имевших судимости за перечисленные преступления и неоднократно дезертировавших из Красной Армии (см. Приложение №4). Также следует иметь в виду, что при комплектовании новых воинских частей с использованием амнистированных или осужденных не допускалось их количественное преобладание в одном подразделении, так как это могло привести к падению в нем уровня дисциплины.
Военнослужащие штрафных частей подразделялись на постоянный и переменный состав. Первый комплектовался «из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников», т.е. кадровых военнослужащих. Взводные – лейтенанты и старшие лейтенанты, ротами командовали капитаны и майоры, комбатом был подполковник или полковник.
В газетных и журнальных статьях, посвященных штрафным подразделениям, почти ничего не говорилось об их командном составе. А они, эти командиры штрафных взводов и рот, побывали вместе со штрафниками в окопах, в атаках, в ледяной воде форсируемых рек. И ранили их и убивали вместе. Редкие из командиров оставались невредимыми. Штрафники – бывшие офицеры, вероятно, вправе были считать себя смертниками. Но после ранения они полностью восстанавливались в правах и званиях офицерского состава.
Кадровые же офицеры – командиры взводов и рот штрафников после ранений могли перейти в другие, не штрафные части. Но многие, как и комвзвода 8 ошб старший лейтенант А. Пыльцын, несмотря на это право, возвращались из госпиталей к штрафникам и не по одному разу, зная, что им снова придется делить со штрафниками нелегкую их судьбу, которая могла привести к гибели. Вот их действительно можно было назвать «смертниками», если не сказать — «камикадзе».
Видимо, в этом проявлялись и единство, и дружба офицерская, несмотря на различие в положении и правах этих разных категорий советских офицеров - и штрафников, и их командиров. Поистине надо было глубоко уважать своих подчиненных, волею судьбы оказавшихся в штрафбате, чтобы разделять вместе с ними все опасности их нелегкой службы. И, наверное, именно поэтому и у штрафников, и у их командиров было такое боевое единодушие.
К постоянному составу штрафных частей относились – командование батальона, офицеры штаба и управления, командиры и политработники рот и взводов, старшины, писари и санинструкторы рот и взводов. Для постоянного состава предусматривались дополнительные меры поощрения – как награждения, так и вещевого довольствия. Уменьшался срок выслуги лет: месяц службы в штрафбате считался за шесть! Переменный состав, то есть собственно штрафники, были рядовыми вне зависимости от прежнего звания, но могли быть назначены на должности младшего командного состава. Для них предусматривались как меры частичного поражения в правах военнослужащего, так и меры тщательного поощрения, в том числе и по денежному довольствию, досрочному освобождению и награждению.
Таким образом, ни бывший майор, ни тем более привезенный из зоны «пахан», занимать командные должности в роте или батальоне не должны были в принципе. На деле всё обстояло несколько иначе. В действующую армию нередко попадали различные антисоциальные элементы, получая возможность дезертировать и снова совершать преступления. Об этом было прямо сказано в приказе НКО № 323 от 16 октября 1942 года: «Осужденные попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений. Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а, прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость. Таким образом, судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям, куда эти люди прибывают» (см. Приложение №3). Порядок в этой сфере был наведен как раз вышеупомянутым приказом от 26 января 1944 года, исключавшим некоторые категории осужденных из тех, кто достоин права искупить свою вину в бою и с оружием в руках заработать снятие судимости.
Штрафбат как он был или о чем нам врут последние лет дцать
Интереснейший материал накопал тов. TrashTank
Материал обширный потому выложу только часть
Остальное по ссылкам.
Штрафбаты. Какие они были.
Часть 1
Часть 2
Приложения
1.
2.
Еще раз о штрафбатах – мифы и реальность
У штрафников один закон, один конец –
Коли-руби фашистского бродягу!
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь «За отвагу»…
Считает враг – морально мы слабы.
За ним и лес и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы –
В прорыв идут штрафные батальоны!
В.С. Высоцкий
Что знает простой обыватель о штрафных подразделениях РККА, исходя только из увиденного через зомбоящик???
- Сталин умышленно создал штрафные батальоны, чтобы загнать туда побольше солдат и использовать их в самых кровавых операциях на фронте…
- Ни в одной «цивилизованной» стране такого не было, ибо только советская власть могла быть заинтересована в том, чтобы уничтожить как можно больше своих подданных…
- В них направлялись все без исключения военнослужащие, вышедшие из окружения и дезертиры (до этого их поголовно расстреливали), солдаты и командиры, получившие дисциплинарные взыскания, а также заключенные обоих полов, посылаемые в строевые части непосредственно из мест заключения…
- Командовали всем этим воинством разжалованные или осужденные офицеры…
- За каждым таким батальоном стоял заградотряд НКВД с пулеметами, безжалостно расстреливающий всех, кто выходил из боя…
- Попадание в штрафные подразделения было равносильно смертному приговору, поскольку выбыть оттуда можно было только убитым или раненным…
- Семьи погибших штрафников оставались без средств к существованию…
- Штрафные части вели активные боевые действия и в обороне и в наступлении и при прочесывании местности…
- Все документы о штрафбатах засекречены, доступ к ним имеют только главпуровские историки и кремлевские пропагандисты, пользующиеся особой милостью Лубянки…
И что можно сказать по этому поводу, если копнуть чуть-чуть поглубже?
1. Кто первый начал?
читать дальше
2. Создание штрафных частей РККА
читать дальше
3. Как насчет доблестных зэков?
читать дальше
Материал обширный потому выложу только часть
Остальное по ссылкам.
Штрафбаты. Какие они были.
Часть 1
Часть 2
Приложения
1.
2.
Еще раз о штрафбатах – мифы и реальность
У штрафников один закон, один конец –
Коли-руби фашистского бродягу!
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь «За отвагу»…
Считает враг – морально мы слабы.
За ним и лес и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы –
В прорыв идут штрафные батальоны!
В.С. Высоцкий
Что знает простой обыватель о штрафных подразделениях РККА, исходя только из увиденного через зомбоящик???
- Сталин умышленно создал штрафные батальоны, чтобы загнать туда побольше солдат и использовать их в самых кровавых операциях на фронте…
- Ни в одной «цивилизованной» стране такого не было, ибо только советская власть могла быть заинтересована в том, чтобы уничтожить как можно больше своих подданных…
- В них направлялись все без исключения военнослужащие, вышедшие из окружения и дезертиры (до этого их поголовно расстреливали), солдаты и командиры, получившие дисциплинарные взыскания, а также заключенные обоих полов, посылаемые в строевые части непосредственно из мест заключения…
- Командовали всем этим воинством разжалованные или осужденные офицеры…
- За каждым таким батальоном стоял заградотряд НКВД с пулеметами, безжалостно расстреливающий всех, кто выходил из боя…
- Попадание в штрафные подразделения было равносильно смертному приговору, поскольку выбыть оттуда можно было только убитым или раненным…
- Семьи погибших штрафников оставались без средств к существованию…
- Штрафные части вели активные боевые действия и в обороне и в наступлении и при прочесывании местности…
- Все документы о штрафбатах засекречены, доступ к ним имеют только главпуровские историки и кремлевские пропагандисты, пользующиеся особой милостью Лубянки…
И что можно сказать по этому поводу, если копнуть чуть-чуть поглубже?
1. Кто первый начал?
читать дальше
2. Создание штрафных частей РККА
читать дальше
3. Как насчет доблестных зэков?
читать дальше