Привет с большого бодуна!В начале1960-х годов Министерство культуры СССР произвело ревизию всех памятников В.И. Ленину, после которой в ЦК КПСС схватились за головы, - на площадях и скверах большинства населенных пунктов стояли гипсовые “инвалиды” без рук и ног, с отбитыми носами и ушами. В некоторых городах вообще не существовало памятников Ильичу, в других они были совершенно нелепы. К примеру, в одном из сибирских райцентров, где в XIX веке отбывали каторгу декабристы, некогда установили гранитный куб с барельефами их казнённых товарищей - Пестеля, Муравьёва-Апостола, Бестужева-Рюмина, Рылеева и Каховского. По указанию райкома партии на этот памятник водрузили гипсовый бюстик вождя. Композиция получилась уморительная.
После ревизии ЦК КПСС срочно издал постановление об увековечивании памяти Владимира Ильича путём создания монументальных произведений, а правительство выделило под это немалые деньги (от 50 до 200 тысяч рублей на памятник).
Обрадованные скульпторы, засучив рукава, бойко приступили к работе. Их проекты неоднократно обсуждались членами художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре Министерства культуры СССР, чьи замечания скульптор должен был учитывать.
Стенограммы заседаний совета порой читаются как юмористические рассказы. Эксперты, стараясь объяснить скульптору недостатки его работы, сгоряча выдавали настоящие "пёрлы": "У памятника, образно говоря, должен быть зад и перед..." "Башмаки не в характере Ленина и нужно дать ему больше связи с брюками..." "Автору следует поработать над глазной задачей - над выражением лица..." и т.п.
Справедливости ради надо сказать: не пройди проекты через экспертное горнило, улицы и площади наших сел и городов украсили бы весьма экзотические вожди.
читать дальшеПривет с большого бодуна
У всех скульпторов была одна задача: "архитектурно-художественными средствами раскрыть образ вождя мирового пролетариата, основателя Коммунистической партии Советского Союза". Но художники (даже самые именитые и прославленные) решали эту задачу так своеобразно, что модели то и дело приходилось возвращать на переделку.
Для Вятской Поляны (Кировская область) скульптор изобразил Ленина в накинутом пальто. Чудной у него Ильич получился: ноги страусиные, с задним местом никак не сочетаются, отчего казалось, что фигура вот-вот завалится. Пальто как накрахмаленное, при этом одна пола, если взглянуть сбоку, торчит так, как будто вождь решил сходить до ветру.
Гороховцу (Владимирская область)) по непонятной причине выделили на памятник всего 15 тысяч рублей. Как ни пересчитывали местные власти, денег хватало только на постамент и голову Ильича. Согласно требованиям заказчика голова должна быть “возвышенной, стройной и одухотворенной”. Столичные эксперты, увидев первую модель, ахнули! Владимир Ильич смахивал на уголовника, а его набрякшие веки и опухшее лицо наводили на мысль, что вождь несколько дней пил пил не просыхая. Один из экспертов так и прозвал это творение - “Привет с большого бодуна”. Автор придал Ленину "тверезый" вид, но тут комиссии появились новые претензии: “С фаса голова очень длинная, это не в натуре Ленина. Шея у вас вошла в постамент, есть в этом какая-то надгробность. Ваш памятник - развенчание вождя трудового народа. И чего шея у него голая? Вы бы его приодели, ну воротничок сделайте, галстучек...”
В мордовском городке Ковылкино руководство пожелало установить Ильича с протянутой вдаль рукой. Дескать, вот этой дорогой шагайте, дорогие товарищи ковылкинцы! Эксперты сочли памятник оригинальны: “Тут имеется ощущение живого, ходящего человека”. Но были у памятника и серьёзные недостатки. - Живот у Владимира Ильича выдавался прерёд как у беременной женщины. Опустит скульптор руку Ильича - нет живота, поднимет - снова Ульянов-Ленин на сносях. Только мастер избавил монумент от живота, как заказчики пожелали увидеть Ленина в головном уборе. "Где вы видели Ленина в кепке-аэродроме? Почему он у вас похож на грузина, торгующего на рынке мандаринами?" - с тоской вопрошали члены художественно-экспертного совета. Скульптора так затюкали важностью этой детали образа вождя, что ему пришлось отправиться в музей и изучить настоящую ленинскую кепку во всех проекциях.
Как свидетельствуют стенограммы заседаний, с головными уборами и одеждой всегда случались казусы. В Бийске, например, шапка оказалась не по Сеньке. Шею Ленину сделали тоненькую, голову маленькую, а на неё напялили развесистый махала. Не справился автор монумента и с "кудрявостью" воротника. А карман пальто оттопыривался так, будто Владимир Ильич засунул туда булыжник - оружие пролетариата.
Для Воркуты, где зимой минус сорок, Ленина нарядили в легкое распахнутое пальтишко, лацкан которого украшал бантик, а кепку сунули ему в руку. Хорошо хоть не успели изваять в граните - памятник планировался высотой десять метров, и в пасмурную погоду голову Ильича было бы не увидать. Представляете, Ленин, вкопанный в вечную мерзлоту, в распахнутом пальтишке и без головы...
Кнут и пряник.
Заказы на ленинские памятники часто распределялись по великому блату. А блатную публику - гениев со связями в верхах - критиковать надо было осторожно. Тут эксперты применяли политику крута и пряника.
Вот как осуждалась модель памятника одного из блатных "гениев", предназначенной для Новгородской области: “У Ленина есть неустойчивость в ногах. Нужно сколотить торс и привязать его к тазу, а лоб вообще завален. Он страшно широк в плечах, какой-то шкаф со спины, и ручищи у него огромные. Это что - Геракл или чемпион мира по поднятию тяжестей? Но в то же время чувствуется старательное отношение к модели. Автор далеко продвинулся вперед. Ленин тут оптимистичен, он располагает к себе, близок и понятен народу...”
Один из "блатных" скульпторов оказался редким шустряком и "рационализатором". К моменту получения заказа у него в мастерской стояла готовая модель памятника Максиму Горькому. Так вот он Горького... переделал в Ленина! Как этот гидрид прошёл через художественно-экспертный совет, уму не постижимо. После отливки "шедевр" был установлен в небольшом городке Абинске (Краснодарский край).
Что до рядовых скульпторов, то отдельные эксперты предпочитали их сначала похвалить, а потом уже покритиковать: “Фигура, выполненная для Холмогор Архангельской области, производит очень хорошее впечатление, и я хочу поздравить автора с творческой удачей. Им создан добротный образ Ленина. Радостно смотреть на этот портрет, на характерную ленинскую фигуру, в ней чувствуешь мысль. Предлагаю работу принять и отметить ее высокое качество. Но есть несколько пожеланий. Кисть руки должна быть крупнее, а пальцы - сдержаннее, прибавить плечевую часть у локтя. Левая рука слишком согнута, тут будет собираться вода, снег, воробьи будут гадить. Распрямите руку, и вся недолга! А вторая рука висит, как парализованная. Предлагаю добавить ей жизни. И ягодицы, ягодицы непременно верните на место...”
Ильич на курьих ножках
Порой на проектирование памятников уходили годы. В Георгиевске Ставропольского края к 200-летию города собирались воздвигнуть монумент “по просьбам трудящихся”. Первый проект эксперты раздолбали в пух и прах: “Выражение лица у Ленина злобное, он смотрит набычившись. А взмах его правой руки просто угрожающий. В фигуре слишком большое движение. Ленин был динамичным, но как мыслитель. Вы кого ваяли? Основателя первого в мире социалистического государства или бегуна на длинные дистанции? Есть конкретное требование - весь памятник и каждая деталь его должны что-то говорить человеку. О чем могут говорить уши-лепестки и ноги-бревна? Голова, врезавшаяся в грудную клетку? В общем, над проектом надо работать. Да постамент прибавьте, а то у Ленина пятки повисли в воздухе...”
Но больше всего эксперты намучились с восьмиметровым монументом для подмосковной Коломны. При первом рассмотрении эксперты отметили, что у Ленина огромная грудь и мощные бедра: "Гренадер какой-то, а не вождь мирового пролетариата!" В следующий раз эксперты нашли множество недостатков: “Фигура производит впечатление недоделанной сзади. Что мы имеем? Голова не попадает в ключицу, шея тонковата, грудная клетка выпирает, а таз влипает в грудную клетку. Воротничок на шею не ложится - шея сама по себе, воротничок сам по себе. И потом, почему так страшно много пальцев? Они короткие, тяжелые и не собраны в руки. И снова замечания по ногам. Это не ноги, а не связанные между собой элементы. Беспокоят ноги. Даже тревожат. Особенно левая. Такое впечатление, что Ильич стоит на одной ноге, как избушка на курьих ножках. Ноги надо усилить”.
После переделок лучше не стало. “Руки Ленину укоротить! - решительно советовали эксперты. - Плохо посажены глаза в череп. Они мелковатые и пустые. Уши неправильные с той и другой стороны. А у Ленина все красиво даже по маске посмертной. И еще, очень надута грудь, поднята под кадык. Постарайтесь в хорошем настроении учесть все замечания. Вот, например, башмаки, которые прежде всего будут видны. Сделайте так, чтобы это были не ортопедические культи”.
На следующем заседании скульптор не выдержал и начал огрызаться: “В соответствии с замечаниями Совета я обул Ленина, поднял ему плечи и прибавил живот. Левая рука выходила вперед, сейчас она пошла назад. Уши были на разном расстоянии. Я открыл Ильичу глаза и подровнял ему уши...” Короче, восемь лет ушло на этот монумент. А скульптор был, между прочим, талантливый.
Ленин на потоке
Каких только Ильичей не ваяли! В армяке, в тулупе, в косоворотке... Один вышагивал, вытянув шею, как гусак, другой напоминал слепого, пытавшегося перейти через дорогу. Несколько сотен моделей прошло через Комиссию, и все приходилось дорабатывать.
Зато когда все-таки принимали проект, перед скульптором открывалась широкая дорога и платили хорошо. Допустим, надо установить памятники в трех городах. Скульптор делает модель, по ней отливают трех Ильичей, и за каждого он получает денежку. В 80-е годы,
Таисия Белоусова
когда заказы стали приходить из социалистических и развивающихся стран, Лениных начали печь как пирожки, по старым моделям.