Освещение в СМИ дела "людоедов" как пример опасных инсинуаций
4 Фев, 2009 at 10:33 PM
Тема убийства, произошедшего в Московском районе, широко муссируется в средствах массовой информации. При этом не всегда представители СМИ проявляют необходимые в подобных случаях компетентность и ответственность.
В исходящих от правоохранительных органов сообщениях на данный момент идет речь о бытовом характере преступления. Однако, стремление подчеркнуть сенсационный характер информации, преподнести аудитории упрощенную, но максимально яркую версию события, приводит к искажению информации и подтасовке фактов, и способно привести к далеко идущим социальным последствиям. Самый простой пример таких последствий – ситуация, когда благодаря активности СМИ факт существования правоэкстремистских группировок оброс множеством мифов и был растиражирован. В СМИ массовость и характер активности наци-скинов были сильно преувеличены. В результате в начале 2000-х годов произошло резкое увеличение численности последователей неонацистской идеологии.
Убийство петербургской школьницы не могло не вызвать широкого резонанса. Появление информации о том, что убийцы причисляют себя к неформальному молодежному объединению «Готы» дал представителям средств массовой информации достаточно широкий простор для инсинуаций и домыслов. Для большей части аудитории массовых СМИ неформальные молодежные объединения - это непонятное и изначально негативно оцениваемое социальное явление.
Осведомленность населения об НМО крайне низка. Поэтому даже самые смелые предположения, высказанные в прессе относительно влияния субкультуры готов на личность ее адептов и вероятность преступлений, обусловленных этим влиянием, воспринимаются абсолютно некритично. Тот факт, что по данным ряда исследований субкультура готов в СПб не является агрессивной и что практика убийств с целью каннибализма в данной среде является столь же экзотичной, как и в остальном обществе, попросту игнорируется. (Готы. Анализ субкультуры и движения в Санкт-Петербурге. Август 2005 года. Авторский коллектив: Гущин В.А., Черепенчук И.С., Лустберг А.Э., Курза Л.П.
www.gothsgoths.narod.ru/sub/sub2_1.html Описание субкультуры эмо Авторский коллектив: Гущин В.А., Черепенчук И.С., Лустберг А.Э. Степанян А.Р.:
www.gothsgoths.narod.ru/nef/nef2.html)
читать дальшеУ СМИ появляется возможность подать деяние, совершенное предположительно представителями некоторой социальной общности, в качестве общепринятой для этой общности практики. Крайне негативные черты, которые были обнаружены у двух представителей сообщества, переносятся, экстраполируются на всех его членов.
Из этих предпосылок следует, что среди петербуржцев живет, и каждый день ходит по тем же улицам, что и мы, не одна тысяча людей, способных и готовых убить, а после – съесть своего ближнего. Сенсационный, алармистский характер таких умозаключений вполне соответствуют эмоциональному формату, в котором работают многие современные СМИ.
В ситуации, когда аудитория ждет подробностей, а информация, исходящая из официальных источников, скудна, в ряде СМИ начинают появляться предположения, носящие полуфантастический, скандальный характер. Примером тому может служить сюжет программы «Вести» (www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2009/news_detail.asp...): «Официальных комментариев следствия пока нет. Однако на месте происшествия наши журналисты нашли странную конструкцию с детской игрушкой, и на дереве неподалеку - вырезанный ножом крест. Местные жители подтвердили, что несколько раз видели подозрительных молодых людей – они собирались на пустыре. Мы будем следить за расследованием этого чудовищного преступления». Странная конструкция из детской игрушки – это игрушка, «сидящая» на пне от дерева. Крест, о котором говорится в сообщении – это отнюдь не перевернутый крест дьяволопоклонников и даже не христианский крест. Это маленький (примерно 6-7 сантиметров) диагональный крест, не имеющий никакого отношения ни к религиозной, ни к субкультурной атрибутике. Однако стремление сообщить зрителю как можно больше сенсационных подробностей приводит к появлению в СМИ материалов, в которых устанавливается причинно-следственная связь между не связанными явлениями и обстоятельствами.
Еще одним примером может служить статья под заголовком «Питерские людоеды исполнили ролевую игру» (svpressa.ru/issue/news.php?id=3862). В данном материале проводится аналогия между преступлением в Петербурге и преступлением в Волгограде, которое предположительно было совершено представителями другого НМО, и между субкультурами разных НМО. Из таких журналистских материалов следует, что не только готы, но и вообще представители любых субкультур, в том числе наименее социально опасных, оказываются потенциальными убийцами и истязателями.
Следующий пример - выпуск программы «Экстренный вызов» на 5-м канале, вышедший в эфир 3 февраля. Сюжет назывался «Молодые приверженцы субкультуры готов убили и съели свою подругу». В прямом эфире ведущий (Александр Анучкин) и двое экспертов обсуждали резонансное убийство. Первым высказался эксперт от психиатрии, который высказал предположение о том, что групповое давление способно влиять (но не обязательно повлияет) на человека очень сильно, в том числе и провоцировать на совершение преступлений. Однако ни о характере влияния группы, в которую входили преступники, ни о самой группе не было сказано ни слова, субкультура готов также не упоминалась. «То есть любой приверженец этих неформальных течений может стать на преступный путь, не дай Бог?» - уточнил ведущий. «Не любой, но вероятность велика» - ответил эксперт. Таким образом, была еще раз подчеркнута связь между преступными наклонностями и принадлежностью к НМО, на том основании, что влияние группы может быть крайне велико. Однако факт группового влияния – это не специфическая черта субкультуры, оно есть как в редакции, так и в коллективе кочегаров. Другой вопрос – к чему это влияние подталкивает, какие нормы диктует. К сожалению, о нормах готов ничего сказано не было. Разве что ведущий упомянул о том что «Они (убийцы) сказали – «мы готы, поэтому мы убили и съели человека», однако источник такой информации не назвал, что, наряду с еще рядом признаков, позволяет усомниться в достоверности этой информации. Лейтмотивом передачи было заявление об опасности неформальных молодежных объединений, при том, что ни причинно-следственная связь между совершением данного преступления и принадлежностью к НМО готов, ни наличие негативных особенностей и норм у данного НМО не только не были доказаны, но даже не обсуждались. То есть подход к рассмотрению проблемы был поверхностным и тенденциозным, что непростительно при обсуждении подобных вопросов. Спекуляции и недобросовестность журналистов могут привести не только к падению авторитета СМИ как источника объективной информации. Выше уже было сказано о вероятности негативных социальных последствий недобросовестной работы СМИ в подобных случаях. Примером этого может также служить ошибка, совершенная представителями СМИ еще в 80-е годы, когда широко обсуждались вопросы, связанные с субкультурой хиппи. Выход на ленинградском телевидении передачи, посвященной последним, где клеймилась помимо прочего их склонность к наркомании, сделал субкультуру не только гораздо более популярной, но и изменил те нормы, которые в ней присутствовали. Дело в том, что среди советских хиппи распространенность наркомании была не выше, чем в молодежной среде в целом. Авторы передачи, не зная об этом и ориентируясь на западный вариант субкультуры (информация о котором была более доступной в силу наличия большого количества западных исследований), упомянули о том, что советские хиппи обязательно употребляют наркотики. Результатом стало взрывное распространение наркомании в данной среде. Молодые хиппи-неофиты стали следовать той норме, на существование которой им «открыли глаза» СМИ.Какого результата можно ожидать, если серьезный мужчина с телеэкрана сообщит подросткам-готам, еще не подозревающим о степени собственного «злодейства», что готы традиционно совершают ритуальные убийства?
Хочется ожидать от средств массовой информации максимума профессионализма и осознания степени своей ответственности перед обществом при обсуждении столь сложных и неоднозначных тем.