Вот мы (историки) жалуемся что сейчас пошло засилие в популярной "исторической" макулатуре всяких бредогенераторов типа Края, Попенко, Трубникова, Асмолова и многих прочих, однако началось сие гораздо раньше чем мы думаем

Полагаю что фильм Эйзенштейна "Александр Невский" видели если не все, то подавляющее большинство...
Но знаете ли вы каким был его первый сценарий? Был он таким, что сам великий М. Н. Тихомиров был вынужден написать разгромную рецензию, а после добавили и многие другие известные историки.
Что интересно тогда и теперь стиль критики историками псевдоисторчиеской лажи не особо изменился


ИЗДЁВКА НАД ИСТОРИЕЙ
(о сценарии «Русь», по которому снят фильм об Александре Невском)
В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литератур­ный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С. М. Эйзенштейном. Главной темой сценария явля­ется Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рас­сматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии,-пишут авторы сценария,-монголы порабо­тили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

читать дальше



М.Н. Тихомиров. Древняя Русь. М., Наука, 1975. Сс. 375-380



Комментарий издателей 1975 г.:

Рецензия на первый вариант киносценария «Александр Невский» опубли­кована в журнале «Историк-марксист», 1938, № 3, стр. 92-96.

Перечитывая ее через 35 лет после выхода на экран фильма гениального кинорежиссера, нетрудно заметить излишне резкий тон рецензии и наличие в ней некоторых необоснованных положений относительно введения в истори­ческий фильм былинных и созданных сценаристами неизвестных по докумен­там художественных образов. Однако и то, и другое продиктовано не стрем­лением во что бы то ни стало разругать сценарий, а заботой о создании полно­ценного, верного исторической правде кинофильма, который был бы гимном мужеству и подвигам предков в их борьбе за независимость Родины, служил бы высоким идеям советского патриотизма.
После появления рецензии М. Н. Тихомирова было проведено обсуждение сценария «Русь», который был на­правлен на рецензию крупнейшему знатоку истории Новгорода, руководите­лю новгородской археологической экспедиции проф. А. В. Арциховскому.. Ос­новные положения его развернутой рецензии совпали с основными положе­ниями рецензии М. Н. Тихомирова. С. М. Эйзенштейн и П. А. Павленко учли критику и пожелания, содержащиеся в рецензиях и дважды перерабатывали сценарий. Отвечая на критику, они писали: «...В результате большой работы, проделанной нами в содружестве с историками, сценарий «Русь» закончил свое существование на страницах журнала. Преемником его является сце­нарий «Александр Невский», в котором, как нам кажется, мы сумели избе­жать исторических вольностей...» («Литературная газета», 26 апреля 1938 г.). Для участия в работе над фильмом в качестве консультанта был привлечен проф. А. В. Арциховский. Как он вспоминает, С. М. Эйзенштейн, несмотря на резко критический тон рецензии М. Н. Тихомирова, очень высоко ценил ее и принял большинство замечаний. Так, им была полностью снята «татаро-мон­гольская» тема сценария, устранены конкретно-исторические ошибки, проведе­на большая работа в отношении языка действующих лиц. Одновременно с этим С. М. Эйзенштейн отстаивал право художника на свою трактовку исто­рических и былинных персонажей, придание им новых черт, хронологическое смещение событий. Это получило наиболее яркое выражение в сохранении в фильме образа Василия Буслая и его матери.

читать дальше

Созданный по переработанному сценарию фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» стал одним из шедевров советского кино, а его созда­тели в 1941 г. удостоены Государственной премии.


читать дальше