16.06.04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2004 года
Головинский районный суд Северного АО г. Москвы в составе: председательствующего федерального судьи Дубинской В .К.,
С участием: прокурора Кондратьевой Т.Н.
Адвокатов Крыловой Г.А., Леонтьева А.Е., Бернса Д.М.
При секретаре: Штек А.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-67\04 По представлению прокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве», суд
У с т а н о в и л :
Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в суд с представлением о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетели Иеговы в г. Москве». В обоснование представления прокурор ссылается на то, что в литературе, печатных изданиях, распространяемых Московской общиной, содержатся признаки разжигания религиозной розни, то есть действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; предписанные в организации требования, обязательные для выполнения ее членами, принуждают к разрушению семьи, посягают на личность, права и свободы граждан, склоняют к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, побуждают граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей; вовлекают подростков и несовершеннолетних детей в деятельность организации. Община, функционирующая в г. Москве, допускает неоднократные и грубые нарушения норм Конституции, федеральных законов Российской Федерации, осуществляет деятельность, противоречащую целям ее создания (уставным целям). В качестве конкретных проявлений, фактов нарушения закона со стороны общины, прокурор указывает на случаи разрушившихся семейных отношений, ущемление прав детей, отказы от переливания крови по религиозным мотивам, негативное влияние пребывания организации на психологическое здоровье отдельных граждан; ущемление права на частную жизнь вследствие неуместного прозелитизма; посягательство на право на оплату труда, свободный труд призывами к служению в Вефиле; пропаганду отказа от прохождения обычной и альтернативной воинской службы, отказа от чествования флага и гимна страны.
читать дальшеПредставитель Главного Управления Министерства юстиции по г. Москве, в компетенцию которого входит регистрация религиозных объединений, требования, заявленные прокурором, поддержал, указав те же основания к ликвидации, на которые ссылался заявитель: разжигание религиозной розни; принуждение к разрушению семей; посягательство на личность, права и свободы граждан; склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в тяжелом состоянии; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей.
— Представители религиозной общины требование не признали, утверждали, что прокурор не доказал наличие фактических обстоятельств, некоторые ссылается; неверно трактует нормы материального права. Отказ от вознаграждения за труд, отказ от переливания крови и прочие действия связаны с добровольным выбором самих граждан. Закон не устанавливает безусловных обязанностей, от исполнения которых отказываются Свидетели Иеговы. Участие в проповедовании детей происходит с согласия их родителей. Требования прокурора представляют необоснованное вмешательство государства в право граждан на свободу вероисповедания, так как это вмешательство не основано на законе, не преследует правомерных целей и не является необходимым в демократическом обществе.
Суд, заслушав стороны, показания свидетелей, обозрев материалы уголовного дела, огласив показания свидетелей и исследовав материалы гражданского дела, находит требование подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации № 54 от 30 марта 1998 года, каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов,
Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии сост. 14 Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» в редакции Федеральных законов от 26 марта 2000 года, 21 марта 2002 года, 25 июля 2002 года, 8 декабря 2003 года религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Основаниями для ликвидации религиозной организации я запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела. Религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы 30 декабря 1993 года за № 432 (т.1 л.д. 16-17) и в соответствии с представленными на регистрацию документами является добровольным объединением верующих, образованным в целях совместного исповедания и распространения веры Свидетелей Иеговы, с момента регистрации принятого Положения в органах юстиции Община пользуется правами юридического лица. В канонических и административных вопросах община полностью подчиняется Региональному управленческому Центру, расположенному в г. Санкт-Петербург, и Руководящей корпорации всемирной религиозной организации Свидетелей Иеговы, которая находится в г. Бруклин, Соединенные Штаты Америки. В соответствии с п. 2.1 целю Общины является совместное исповедание и распространение веры и проведение религиозной деятельности возвещания имени Иеговы Бога. Эта цель осуществляется путем основанного на Библии христианского служения, в которое в числе прочего включается проведение богослужений и обрядов; проповедь публичная и по домам о благой вести; обучение истинам Библии людей, желающих слушать; бесплатное наставление Свидетелей Иеговы библейским истинам; строительство Залов Царства; осуществление в установленном порядке издательской деятельности, изготовление, приобретение, экспорт, импорт и распространение Библий, другой религиозной литературы и печатных материалов, звукозаписей и видеозаписей религиозного содержания. Членами Общины являются совершеннолетние верующие, которые стали Свидетелями Иеговы через свое добровольное посвящение Богу и последующее водное крещение. (т.1 л.д. 8-14).
Судом установлено, что уставные документы, на основании которых разрешена деятельность организации, а именно. Московской общины, и ее внутренние правила, имеют существенное несоответствие, что послужило причиной серьезных негативных последствий, повлекло нарушение Федеральных законов России, Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и привело к разрушению семей, ущемлению прав несовершеннолетних, личных прав и свобод других граждан.
Начиная с 1995 года. Московский Комитет по спасению молодежи, созданный на волне растущего недовольства деятельностью новых, нетрадиционных религиозных течений, включая организацию-ответчика, неоднократно обращался в органы прокуратуры с просьбой рассмотреть вопрос о противоправных действиях общины «Свидетели Иеговы», в связи с поступлением к ним многочисленных обращений граждан, чьи родственники являются членами Московской общины, за помощью. В июне 1996 года Савеловской межрайонной прокуратурой возбуждено уголовное дело по фактам противоправной деятельности общины «Свидетели Иеговы», выявленным в г. Москве (уголовное дело, т. 1 л.д. 1-4,10). В представлении Комитета указывалось, что «Свидетели Иеговы» — сильная тоталитарная секта мирового значения, которая занимается вовлечением в секту малолетних детей и использованием элементов кодирования психики, значительно ухудшает материальное положение семей своих членов путем жесткой системы сбора взносов в организацию; разжигает ненависть к традиционным религиям и религиозным направлениям Русской православной церкви, что приводит к разрушению национальных традиций в умах молодого поколения; увеличивает количество разрывов родственных связей; побуждает к отказу от исполнения гражданских обязанностей и от переливания крови; разжигает религиозную и национальную рознь; проповедует идеи абсолютного превосходства одних людей над другими; нагнетает страх, нервозность психоз ожидания «конца света», (уголовное дело т. 3 стр. 335). 13 апреля 1998 года производство по уголовному делу прекращено ввиду отсутствия фактов совершения преступлений и внесено представления Прокурору Северного административного округа г. Москвы, который на основании этого представления и проверки, проведенной прокуратурой округа, внес представление о ликвидации общины.
Факты конфликтов, возникающих в семьях в связи с деятельностью религиозной общины в г. Москве нашли свое подтверждение в показаниях свидетелей, допрошенных судом.
Свидетель Герасимов М.В. показал, что он является членом московского регионального Комитета по спасению молодежи. К ним приходили десятки и сотни обращений по поводу организации Свидетели Иеговы. Люди просили помочь в разрешении семейных конфликтов. В 100 процентах случаев возникает напряжение в семье, если не все являются членами данной религиозной организации. Участие в суде всех людей, чьи семьи пострадали, невозможно, потому что далеко не все соглашаются выступать с рассказом о своих проблемах, это семейные отношения и люди сохраняют надежду восстановить их. (T.I 1 л.д. 1-16).
Свидетель Землянская Р.А. показала, что прожила в браке с мужем 28 лет, в 1993 году муж вступил в организацию. После чего их отношения постепенно и значительно ухудшились, В настоящее время семьи практически нет. Вначале муж отказался сдать кровь ей для проведения плановой операции, сославшись на религиозные соображения. После этого он начал соблюдать и другие запреты, установленные организацией, перестал поздравлять ее с днем рождения, праздниками, перестал проявлять привычные для нее знаки внимания, в послеоперационном периоде отказался помочь по дому по причине своей занятости в религиозной организации. По ее просьбе он сопровождал отца свидетеля в отдел социального обеспечения, однако вместо помощи старому и больному человеку бросил его одного, а сам занялся проповедованием, а когда тесть высказал несогласие с проповедью, отказался вообще ему помогать. Летом поехал с ее отцом в деревню в Воронежскую область, там вместо помощи по дому, занимался проповедованием по окружающим населенным пунктам. Стремление проповедовать дома своим близким встречало сопротивление и дочери, и отца, порождало их жалобы и конфликты. В 1997 году ее отцу стало резко хуже, она попросила мужа срочно приехать помочь, тот отказался, приехал за 10 дней до смерти этого человека из-за посещения конгресса религиозной организации. Муж отказался присутствовать на свадьбе единственной дочери, сославшись на то, что там будет распитие спиртного. Изменения в близком человеке она увидела после того, как он вошел в эту организацию, почувствовала, что он отстраняется от близких, от семьи. Фактически у него осталась только организация, он не решает проблемы семьи, занят только делами организации в ущерб собственному здоровью» за счет личного времени и семьи. (т.11 л.д. 57-71).
Свидетель Жаворонкова А.А. показала, что членом организации стал ее единственный сын Валера в возрасте 21 года. В период обучения в Консерватории он познакомился с девушкой, членом данной религиозной организации, в организацию входила она сама и ее мать. Когда свидетель и ее мать, бабушка Валеры, обнаружили литературу Свидетелей Иеговы, они стали задавать ему вопросы. Валера созвонился с семьей его девушки, по их рекомендации собрался и ушел из дома, забрав всю литературу. До вступления в организацию он был общительным, живым, нормальным, интересующимся многим человеком, после вступления в организацию стал замкнутым, общался только со своими будущими родственниками, такое положение сохраняется до настоящего времени. Сыну поставили условие: либо он вступает в организацию, либо он должен забыть полюбившуюся ему девушку. В том же 1997 году тяжело заболела бабушка Валеры. Он, любивший бабушку до этого, несмотря на все просьбы и уговоры, отказался придти к ней в дни болезни. Об ее смерти он узнал случайно, поинтересовавшись, можно ли пожить у бабушки в квартире, спустя год после ее похорон. В сентябре 1998 года в семье сына появился ребенок, внука свидетель смогла увидеть только через 3 года, в период, когда шел настоящий судебный процесс. Конфликт с сыном произошел после вступления его в данную религиозную организацию. До этого у них были хорошие, дружеские отношения в семье. После 6-7 октября 1997 года, дня его ухода из семьи, она видела сына всего несколько раз, включая день свадьбы. Сын приходит только по мере необходимости, попросить денег, материальной помощи, своих данных, телефона, сведений о месте жительства не оставляет, (т. 10, л.д. 280-308).
Свидетель Москалев Д.В. показал, что впервые познакомился со Свидетелями Иеговы в 1992 году, в возрасте 16 лет, в 1993 году стал некрещеным возвещателем, в 1994 году крестился. Вступление в организацию постепенно создало проблемы и сложности в его отношениях с родителями. Организация прямо не печатает ничего, что мешало бы авторитету родителей. Однако если приходится выбирать между делом, связанным с собранием, и помощью родителям, член организации должен предпочесть дело собрания. Они живут в частном доме. Когда отцу требовалась помощь, сын отказывал ему в этом, потому что надо было идти на собрание. Уходил даже тогда, когда требовалась срочная помощь, вынужден был отказаться пойти на поминки дедушки, предпочел пойти на собрание. Организация считает более важным дело Бога, а не отношение к родителям. Нарушив запрет организации, он участвовал в праздновании дня рождения своего деда. за что в дальнейшем был наказан Правовым комитетом религиозной общины. (т. 1 л.д. 72-94).
Свидетель Кузнецов А.И. показал, что вступил в брак со своей женой в 1976 году, до 1994 года они прожили нормально и счастливо. В этот год, когда он находился в служебной командировке, жена вступила в организацию Свидетелей Иеговы, привлекла к участию в ней и детей. Старшему сыну тогда было 11 лет, а младшему — 3 года. Он возражал против вовлечения детей, жена не соглашалась с ним, категорически отказалась выйти из организации сама и отлучить от нее детей. После этого он начал бракоразводный процесс, поставил вопрос о передаче детей ему и лишении матери родительских прав. Продолжать семейные отношения с женой не смог, она, по его мнению, вышла из нормального, человеческого круга общения, с ней невозможно стало о чем-то говорить, все происходящее она связывала со своим новым мировоззрением. Жена неправильно вела себя по отношению к детям, водила их на проповеди, считала главным «очистить душу ребенка, образование ставила на последнее место, школа ничего хорошего не даст, Жена постоянно отлучалась из дома, брала много литературы и уходила. Все домашние дела легли на его плечи, жены рядом не было, в воспитании детей она не участвовала. Причиной разрушения своей семьи он считает то, что жена вступила в организацию Свидетелей Иеговы, выполняет все их указания, с ней стало невозможно что-либо обсуждать, не получалось даже телевизор вместе смотреть из-за ее комментариев про всех, включая руководство страны, православной церкви, (т. 11 л.д. 95-122).
Свидетель Вишнева Н.Г. показала, что ее невестка вступила в организацию Свидетели Иеговы примерно в 1991-92 годах. До этого ее отношения с невесткой были очень теплыми. После вступления в организацию с этим человеком начали происходить изменения. Она перестала советоваться с кем-либо в семье, начала принимать самостоятельные решения, которые не согласовывала с другими. На все вопросы просила дать ей время подумать и не вмешиваться. Близкие пытались ей не мешать, однако постепенно увидели, что отношения в семье стали буквально накаляться. Невестка начала ограничивать ее, бабушку, в общении с детьми, перестала их давать для прогулок. постепенно ее вовсе отстранили от участия в воспитании детей. Таня часто стала уходить из дома, перестала уделять внимание домашним делам и заботе о детях, объясняла свои поступки и выбор тем, что ей нужно ходить в организацию, на собрания, что у нее есть определенный план, который она должна отрабатывать. У нее были очень старенькие родители, которые требовали заботы, ради дел организации она бросила и их. Бабушке Тани 89 лет, себя обслуживать уже не может, но помощи от внучки не получает, однажды уронила из рук кипящий чайник. Времени на нее у Тани не хватает. У нее поменялось отношение к мужу, появился тон, не терпящий возражений, в ходе спора с ним, не встретив согласия, проявила агрессию, бросилась на мужа и стала рвать на нем майку и рубашку. Невестка устранилась ото всех домашних дел, не занималась стиркой, не готовила детям, на вопрос о возможных последствиях своего поведения ответила, что главным для себя считает дело служения, что у нее есть теперь браться и сестры, с которыми ей хорошо. Значительно ухудшились взаимоотношения свидетеля с невесткой, были случаи, когда ее не пускали в дом, причину такого отношения объяснила одним — дело в ее учении. За время пребывания в организации невестка сильно изменилась всесторонне, и только в худшую сторону, что приносит несчастье всем, и особенно детям, (т. 11 л.д. 35-53).
Свидетель Пикулев С.Ю. показал, что состоит в браке на протяжении 15 лет. В семье у них трое дочерей 1991,1993 и 1996 годов рождения. Его жена вступила в организацию в 1991 году. После этого поведение жены начало меняться, фактически раньше он знал одного человека, теперь это стал другой человек. Она стала более замкнутой, у нее появились другие увлечения, она начала уходить от той жизни, которой прежде жила семья. Постепенно в доме стало много бывать разных людей, сто человек может придти за неделю. После пяти лет ее пребывания в организации он заметил, что происходит подмена семьи, та семья стала важнее их семьи с женой. С каждым годом возрастала нагрузка и занятость жены, она стала все больше работать на организацию. Всю домашнюю работу она оставляла на домохозяек, домработниц, сама брала детей и шла в организацию. Фактически она выпала из общества, отказалась от всех праздников, такое указание дала ей организация. Жить с женой стало тяжело морально, она не идет ни на какой компромисс главное это дело организации. Все предложения об ограничении участия детей в организации жена отвергла. Отношения настолько ухудшились, что он подал в суд заявления об ограничении жены в родительских правах. Жена отказывалась проводить время только в семье, предлагала идти в цирк, в театр, но вместе со Свидетелями Иеговы, пойти к ним же на какие-то мероприятия, его желание в таких предложениях не учитывалось. Скопившиеся разногласия привели к тому, что с 25 сентября 2003 года они проживают раздельно, жена с детьми живет отдельно от него. При этом у него сохранились хорошие отношения с родителями жены, с другими родственниками, которые также отмечали изменения в поведении его жены. Бабушкам и дедушкам сложно общаться с внуками, потому что детей настраивают против них. Он сам разводиться с женой и оставлять ее организации не желает, но вынужден сейчас проживать отдельно и ввиду нежелания жены о чем-либо договариваться вопрос семейных отношений, общения с детьми передан в суд. (т.22 л.д.45-62)
Согласно заключению комплексной экспертизы, проведенной комиссией специалистов в составе религиоведов, лингвиста, психолога, литературоведа, «Свидетели Иеговы подчиняют семейные отношения догматике принадлежности к общине, оказывая давление на личность в направлении подмены ценности института «семья» ценностью института «наша организация». Безоговорочное подчинение всем установлениям и текущим решениям руководства Свидетелей Иеговы, резкое отгораживание от широкой окружающей среды детей, молодежи и взрослых, заполнение большого количества времени деятельностью по поручению организации (вплоть до почасовой отчетности) — все это следует расценивать как деструктивные тенденции по отношению к семейной жизни. В текстах Свидетелей Иеговы отсутствует прямое принуждение к разрушению семьи, но осуществляется и предлагается к осуществлению прямое психологическое давление, чреватое разрушением семьи.» (т. 3 л.д. 11).
С приведенным заключением совпадают выводы специалистов, изучающих влияние действий окружающих на психику и психологию людей.
Свидетель Волков Е.В., занимающийся изучением психологии, показал, что к нему лично неоднократно обращались за помощью люди, чьи родственники оказались в организации Свидетелей Иеговы, дважды мужья по поводу своих жен, больше родители по поводу разрушения их семейных отношений с детьми (т.11 л.д. 333).
Свидетель Кондратьев Ф.В., психиатр, показал, что ему приходилось видеть по экспертизам и обращениям граждан, что существует технология вовлечения в подобные организации, происходит бомбардировка любовью, утверждается, что вновь пришедший самый любимый человек, что организация его новая семья. Дальше идет установка стены между вновь вовлеченными и родственниками, друзьями. Ему не раз приходилось видеть, как разваливаются семьи, (т. 12 л.д. 42).
Свидетель Полищук Ю. И„ психиатр, показал, что он работал с Комитетом по спасению молодежи, видел множество писем от родителей. беседовал с людьми узнавал что все в семье было нормально, но началось увлечение организацией, и рождался конфликт (т. 12 л.д. 117-118).
При проведении комплексной экспертизы особое, отличное от других членов комиссии, мнение выразил религиовед Иваненко С.И., который указал, что изученные им по литературе религиозной общины наставления содействуют укреплению семьи (т. 3 л.д.41). Суд считает, что эта оценка не опровергает выводов других экспертов по вопросам отношения к семье, так как она касается только содержания общедоступной литературы, а не ее внутренних документов и фактической, реальной деятельности московской общины, которые были установлены в ходе судебного разбирательства и подтверждаются вышеизложенным.
Что касается мнения религиоведов Гордиенко Н.С. и Шабурова Н.В., то они также изучали содержание общедоступной литературы и вероучения. По заключению комплексной психолого-лингвистической экспертизы «в текстах организации Свидетелей Иеговы не содержится информации, побуждающей к действиям, направленным на разрушение семьи» (т. 16 л.д. 258). При изучении текстов литературы лингвистами и психолингвистом также анализу подверглись наставления, рекомендации, но не их воплощение в жизнь и влияние на семейные взаимоотношения. Учитывая, что содержание вероучения само по себе не может быть объектом судебной оценки, приведенные доказательства нельзя положить в основу выводов о влиянии деятельности религиозной общины на семью. Суд соглашается с заключением комплексной экспертизы, поскольку она
соответствует фактическим доказательствам, полученным в ходе судебного следствия.
Возражая против доводов прокурора, ответчики представили показания свидетелей Грузинцевой Н.В., Беженарь Г.В., Джафарова Х.М не являющихся членами организации, но сохранивших семейные отношения. При оценке показаний перечисленных лиц суд отмечает, что, боясь потерять близких, члены их семей вынуждены принимать условия этой организации.
Так, свидетель Грузинцева Н.В. показала, что, уважая веру своего мужа, она не отмечает больше никаких праздников, отказывается от приглашений на праздники к своим друзьям, согласна с отказом от переливания крови (т.11 л.д. 173-187).
Свидетель Джафаров Х.М. показал, что, изучив догматы учения Свидетелей Иеговы, пришел к выводу, что «это направление христианского изучения наиболее оптимально, наиболее отвечает пониманию того, что человек должен делать изучая Библию», (т. 11 л.д. 201).
Свидетель Беженарь Г.В. сообщил, что он тоже изучал со Свидетелями Иеговы Библию, ходил на собрания, слушал все речи (т. 11 л.д. 188).
Суд критически оценивает данные социологического обследования членов общины «Свидетели Иеговы», проведенного социологом Антоновым А.И. по инициативе ответчика. В выводах проведенного исследования отмечается, что «анализ данных опроса показывает отсутствие какого-либо негативного воздействия вероучения и религиозной деятельности Свидетелей Иеговы на внутрисемейные отношения, на взаимоотношения мужей и жен, родителей и детей. Практически по всем аспектам общения в сфере брака и семьи обнаружено положительное влияние принадлежности к СИ, а также благотворное по своему нравственному и гуманистическому значению «залечивание» душевных ран тех, кто столкнулся с несчастными последствиями глобального краха института семьи» (т.14 л.д. 150, 117-152). Антонов А.И., допрошенный в судебном заседании, подтвердил сделанные ими выводы и дал пояснения по обстоятельствам исследования и его целям (т. 12 л.д. 157-171).
Указанное заключение построено на изучении мнения и отношения к семье только членов организации. Для исследования использовались списки, представленные руководством общины; анкеты заполнялись не самостоятельно, а в собраниях, мнение близких этих людей не запрашивалось. Из текста заключения и показаний Антонова А.И. следует, что им проведено сравнение между религиозным пониманием и отношением к семье и отношением к этому понятию в обществе в настоящее время. Таким образом, имело место сравнение намерений, мыслей, учения и настроения, но не фактического положения дел, поэтому результаты обследования не отмечают ни одного факта внутрисемейных конфликтов, которые существуют объективно. Выводы указанного специалиста могут быть приняты судом лишь в той части, в какой они не противоречат иным доказательствам по делу.
Продолжение в коментах
Диспут часть 1. Удар ниже пояса.
16.06.04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2004 года
Головинский районный суд Северного АО г. Москвы в составе: председательствующего федерального судьи Дубинской В .К.,
С участием: прокурора Кондратьевой Т.Н.
Адвокатов Крыловой Г.А., Леонтьева А.Е., Бернса Д.М.
При секретаре: Штек А.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-67\04 По представлению прокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве», суд
У с т а н о в и л :
Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в суд с представлением о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетели Иеговы в г. Москве». В обоснование представления прокурор ссылается на то, что в литературе, печатных изданиях, распространяемых Московской общиной, содержатся признаки разжигания религиозной розни, то есть действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; предписанные в организации требования, обязательные для выполнения ее членами, принуждают к разрушению семьи, посягают на личность, права и свободы граждан, склоняют к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, побуждают граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей; вовлекают подростков и несовершеннолетних детей в деятельность организации. Община, функционирующая в г. Москве, допускает неоднократные и грубые нарушения норм Конституции, федеральных законов Российской Федерации, осуществляет деятельность, противоречащую целям ее создания (уставным целям). В качестве конкретных проявлений, фактов нарушения закона со стороны общины, прокурор указывает на случаи разрушившихся семейных отношений, ущемление прав детей, отказы от переливания крови по религиозным мотивам, негативное влияние пребывания организации на психологическое здоровье отдельных граждан; ущемление права на частную жизнь вследствие неуместного прозелитизма; посягательство на право на оплату труда, свободный труд призывами к служению в Вефиле; пропаганду отказа от прохождения обычной и альтернативной воинской службы, отказа от чествования флага и гимна страны.
читать дальше
Продолжение в коментах
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2004 года
Головинский районный суд Северного АО г. Москвы в составе: председательствующего федерального судьи Дубинской В .К.,
С участием: прокурора Кондратьевой Т.Н.
Адвокатов Крыловой Г.А., Леонтьева А.Е., Бернса Д.М.
При секретаре: Штек А.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-67\04 По представлению прокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве», суд
У с т а н о в и л :
Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в суд с представлением о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетели Иеговы в г. Москве». В обоснование представления прокурор ссылается на то, что в литературе, печатных изданиях, распространяемых Московской общиной, содержатся признаки разжигания религиозной розни, то есть действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; предписанные в организации требования, обязательные для выполнения ее членами, принуждают к разрушению семьи, посягают на личность, права и свободы граждан, склоняют к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, побуждают граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей; вовлекают подростков и несовершеннолетних детей в деятельность организации. Община, функционирующая в г. Москве, допускает неоднократные и грубые нарушения норм Конституции, федеральных законов Российской Федерации, осуществляет деятельность, противоречащую целям ее создания (уставным целям). В качестве конкретных проявлений, фактов нарушения закона со стороны общины, прокурор указывает на случаи разрушившихся семейных отношений, ущемление прав детей, отказы от переливания крови по религиозным мотивам, негативное влияние пребывания организации на психологическое здоровье отдельных граждан; ущемление права на частную жизнь вследствие неуместного прозелитизма; посягательство на право на оплату труда, свободный труд призывами к служению в Вефиле; пропаганду отказа от прохождения обычной и альтернативной воинской службы, отказа от чествования флага и гимна страны.
читать дальше
Продолжение в коментах