Бахтерцы, юшманы и ко
http://www.kyrgyz.ru/?page=197
статья
Л.А. БОБРОВ, Ю.С. ХУДЯКОВ
ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВОИНА ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(Работа выполнена по гранту РГНФ N 01-01-00289а)
Оригинал: Сборник научных статей "Военное дело номадов Северной и Центральной Азии", Новосибирск, 2002, С. 106-168
(примечание для некоторых - прежде чем критиковать покажите мне свой диплом о высшем историческом образовании)
Миниатюры
http://velizariy.kiev.ua/avallon/cu...pd/min/min.html
и
http://vik-orda.org.ua/forum/index.php?showtopic=116
Эволюция покроя кольчато-пластинчатых панцирей кон. XV–XVII вв.
1. «Усиленный» вариант покроя бехтерца (Иран, Средняя Азия) XVI в.
2. Покрой кольчато-пластинчатого панциря (Хорасан) кон. XV в.
3. «Классический» вариант покроя бехтерца XVI – перв. пол. XVII вв. (Средняя Азия).
4. «Русский» вариант покроя бехтерца (Оружейная Палата Московского Кремля).
5. «Облегченный» вариант покроя бехтерца (Бухарское ханство) сер. XVII в.
6. «Усиленный» вариант бехтерца (Бухарское ханство) сер. XVII в.
еще картинки
читать дальше
Изображение кольчато-пластинчатых панцирей втор. пол. XV-XVII вв. и шлемов.
1. "Хамса" Навои, Багдад, 1465, б-ка "Индийского министерства" (Лондон).
2. Миниатюры из альбома, Тебриз, сер. XV в., б-ка музея Топкапу (Стамбул).
3. Миниатюры из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен (Нью- Йорк).
4. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
5, 7. "Шах- наме" Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. "Хамса" Навои, Бухара, 1571- 1572 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8,9, 11-13. "Хамса" Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР..
Виды покроя и изображения «наддоспешных» халатов и панцирей из органических материалов.
1-4. Виды покроя наддоспешной одежды втор. пол. XV–XVII вв.
5, 6. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. «Хамса» Навои, Бухара, I четверть XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8, 11–13. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в. публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. Миниатюра из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен, (Нью-Йорк).
Защита конечностей и щиты кон. XV–VII вв.
1. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 90-е годы XV в., б-ка музея Метрополитен (Нью-Йорк).
2. Разновидности наручей хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Слева направо: трехстворчатый наруч с кольчатым соединением, трехстворчатый наруч с ременным соединением, двухстворчатый наруч с ременным соединением, двухстворчатый наруч с шарнирным соединением.
3. «Хамса» Навои, Герат, 1494–1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон).
4. «Хамса» Навои, Герат, втор. пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон).
5, 6. Миниатюра из альбома, Самарканд, перв. четв. XVI в., рукопись И.Н.А.
7. «Тарих- и – Абулхаир-хани», Бухара, перв. четв. XVI в., б-ка Института востоковедения АН Узбекской ССР.
8, 12–14. «Хамса» Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9, 11. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. «Хамса» Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
15. Кольчато- пластинчатый «дызлык- бутлук» XVI в. (Оружейная палата Московского Кремля).
16. Реконструкция пластинчато- нашивных наплечников из Бузук- Тобе.
17. Эволюция панцирной защиты бедра и голени в Передней и Средней Азии XV- XVII вв.
Реконструкция внешнего облика тяжеловооруженных среднеазиатских воинов XVI–XVIIвв. (с. 155).
Автор реконструкции: Бобров Л. А.
1. Узбекский воин кон. XV – перв. пол. XVI вв.
Реконструкция выполнена по материалам иранской и маверонахрской миниатюры XVI в.
Стеганая шапка («тельпек») с отворотами увенчана металлическим шариком (обычно поля «тельпека» носились в вертикальном положении, но иногда, их передняя часть опускалась, выполняя роль козырька). Поверх халата из грубой материи («джаме») одет пластинчато-нашивной панцирь («куяк»), скроенный в виде жилета с осевым разрезом («женсиз-берен»). Пластины панциря приклепаны к внутренней стороне тканевой основы, так, что постороннему зрителю видны лишь ряды одинарных или четверных заклепок. Нагрудная часть куяка усилена дисковидным зерцалом. За спину латник забросил большой деревянный, обтянутый кожей щит («галкан»). К кожаному поясу, скрытому под кушаком, подвешены колчан со стрелами и лук в налучье. К запястью правой руки, с помощью темляка подвешена плеть («гимчи»), в самой руке воин сжимает длинное копье с бунчуком из крашеного конского волоса («найза»). На ногах нукера- характерные для этого периода сапоги с высоким жестким каблуком и загнутыми носками («джене»).
2. Тяжеловооруженный бухарский всадник сер. XVI в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVI в. и экспонатам среднеазиатских и русских музеев.
На голове всадника сфероконический шлем («тувулга») с наносником и наушами украшенный золотым рисунком, «чеадасскими разметными травами» (Оружейная палата Московского Кремля). К нижней кромке шлема подвешена кольчужная бармица «закрытого» типа (ее лицевая часть заправлена за наносник, именно в таком положении бармица достаточно часто изображалась среднеазиатскими миниатюристами). Поверх кольчато-пластинчатого панциря («бехтерца») со стоячим кольчужным воротником, короткими рукавами и подолом, наброшен легкий цветной халат («кюрееке»). Руки воина от локтя до кисти защищают стальные створчатые наручи («голчак»). В левой руке всадник держит прутяной щит с умбоном. Защита ног несколько архаична и более характерна для предыдущего периода. Она состоит из кольчато-пластинчатой защиты бедер («бутлук»), сферического наколенника («дезлык») с подвешенным к нему кольчужным сегментом. Конская броня, в отличие от «вестернезированного» доспеха всадника несет на себе «печать» местных традиций. Если конские панцири Передней Азии были, как правило кольчато-пластинчатыми, то среднеазиатские «латы для коней» изготовлялись из «органических» материалов. Чаще всего они состояли из толстой ватной основы, простеганной и подбитой металлическими пластинами, усиленной металлическими дисками. Данный вариант состоит из нагрудника, нашейника, двух боковин и накрупника. Голова жеребца защищена металлической маской с нащечниками.
3. Бухарский вельможа в доспехах. Перв. пол. XVII в.
Реконструкция выполнена по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам среднеазиатских и иранских музеев.
На голове латника высокий стеганый колпак с меховой опушкой и металлическим навершием. В левой руке он держит шлем с широким обручем, «псевдонакладками» и длинным навершием с флажком-«яловцом» (Восточный Казахстан). К шлему подвешена пара наушей и кольчужная бармица. Поверх кольчуги («савут») надет ватный кафтан («чопкут») с осевым разрезом и высоким толстым воротником, усиленный железными наплечниками. С помощью нашейных и плечевых лямок на корпусе удерживается зерцальный доспех, состоящий из четырех пластин (две боковых, прикрытие груди и спины) украшенных гравировкой. К поясу подвешена сабля («галыч»), налуч с луком и колчан со стрелами. За кушак заткнут кинжал («ханджар»). В правой руке боевой топор («айпалта») лезвие которого украшено гравировкой. Бедра и голени воина защищены кольчато-пластинчатой броней со сферическими наколенниками.