10 способов отличить обман в интернете от просьбы о помощи
Каждый раз на эту уловку попадаются все новые и новые люди. На днях знакомая поделилась в Фейбуке фоткой:
Ваши руки потянулись к кнопке репоста как это уже сделал 521 человек? Минуту! Сначала выполните несколько простейших вещей.
читать дальше1. Назовите город в котором требуется помощь.
Почти все мошеннические объявления пишутся без указания города - так они лучше рапространяются. Каждый прочитавший подумает, что это происходит в его местности. Отсутствие города - первый признак обмана.
2. Включите голову.
Подобные тексты всегда написаны очень эмоционально. Постарайтесь вникнуть в текст и задать себе несколько вопросов. Отдают породистых щенков. Случайная вязка у породистых родителей хоть и может случиться, но ее вероятность очень мала. Хозяева ее не допустят. Отдают бесплатно. Почему? Если они породистые, то на картинке в тазике лежит 150-200 тысяч рублей. Почему именно утопят? Объявление написано не от лица хозяев, а от постороннего - тоже странно.
3. Обратите внимание на наличие деталей в объявлении.
В нашем случае их вообще нет. Нет имени к кому обращаться, возраста щенков, их количества и сколько из них мальчиков и девочек. Если речь идет о ребенке, то не указываются диагноз, больница в которой он лежит, адреса отделений переливания крови, график их работы и другие очевидные вещи.
4. Срочность.
Ребенок умирает, щенков утопят - не думайте, нажимайте на репост или звоните быстрее! На это и рассчитывают мошенники.
5. Используйте поиск по номеру телефона.
Да, это настолько очевидно, что почему-то не всем приходит в голову. Очень вероятно, что среди одинаковых перепостов, вы найдете запись того, кто до вас уже попытался разобраться в ситуации.
6. Обратите внимание на даты.
Подобные объявления гуляют по сети годами. "Собачка могла подрасти" и уже бегает большим и счастливым псом у прекрасных хозяев.
7. Поищите в интернете фотографию из объявления.
Вряд ли мошенники будут делать фото сами. Скорее всего они найдут в сети подходящее и очень трогательное избражение. Используйте поиск по картинкам (нажмите на значок фотокамеры). Если фотография заимствована, вы это легко обнаружите.
8. Узнайте какому оператору принадлежит указанный в объявлении номер.
Для этого есть специальный сервис "Коды мобильных операторов". Как минимум, вы поймете, что живете далеко от щенков и вряд ли сможете их забрать.
9. Номер чужого региона должен вызвать подозрение.
Номера, которые выглядят как обычные мобильные, но являются платными - существуют. Они принадлежат контент-провайдерам, которые предоставляют на них платные услуги, например, голосования, разговоры для взрослых и прочие развлекательные сервисы. Иногда с помощью разных схем их могут использовать мошенники. Будьте внимательны: платный контентный номер, как правило, имеет префикс, отличный от вашего региона. Например, 8 809 505 хх хх однозначно должен взывать ваше подозрение.
10. Позвоните по указанному номеру сами, прежде чем нажмете на перепост.
Уж лучше вы сами попадетесь в лапки жуликов, чем обманете френдов и френдов их френдов. Если есть подозрения - проверьте информацию перед тем как ее распространите. Номер из другого региона наберите по Skype.
А теперь самое важное:
Все написанное не значит, что вы не должны распространять информацию о помощи! Просто помните об ответственности перед читателями, не помогайте мошенникам и проверяйте информацию, это займет всего пару минут.
Указанные в примерах номера уже отключены
(c) ottenki_serogo
Просьб о помощи в сети немыслимое множество, а обычным
способом их размножения является вирусное распространение, когда люди
сами, не за деньги и не ради выгоды, републикуют тот или иной текст,
картинки, видео по много раз, стараясь показать его максимально числу
абонентов.
Дело, само по себе, хорошее: если информацию не распространять, то её
мало кто увидит, и помощи будет куда меньше. С другой стороны, точно
таким же образом распространятся реклама, мошеннические объявления,
глупые шутки и социальные эксперименты. В социальной сети появляется
трогательная фотография младенца, месяц от роду: «срочно нужна кровь,
редкая группа». Шквал перепостов и десятки звонков по указанному
телефону «мамы». Передали кровь? Нет, указан был совершенно случайный
телефон случайного человека — и до сих пор ей звонят с предложением
сдать кровь. Хуже того, столкнувшись с таким «розыгрышем», человек в
следующий раз может не предложить сдать кровь и реально нуждающиеся не
получат помощи.
Правила грамотного перепоста
Каждый день мы видим сотни объявлений – нужны деньги, доноры с редкой
группой крови, новые хозяева для собак и кошек, разыскиваются пропавшие
люди. Некоторые просят «только перепостить», а уж после перепостов на
нуждающихся немедленно обрушатся сами собой потоки денег из социальных
сетей. Как отличить правду от лжи, как сориентироваться в этом море
просьб, чтобы помочь, а не навредить?
1. Прочитай и п_о_д_у_м_а_й
До того, как сделать перепост, просьбу о помощи надо прочитать.
Как ни странно, но делают это далеко не все – огромное количество людей
распространяет просьбы автоматически, «не включая голову». Потому ли,
что информация исходит от проверенных людей (которые тоже могут
ошибиться), по причине ли горячей любви к перепостингу как таковому или
природной несдержанности – но ситуации, когда человек сначала
распространил, а потом прочитал, что он собственно сообщил urbi et orbi,
довольно обычны.
Чтение позволяет отсеять явный шлак и неадекват – скажем, просьбы о помощи, в которых не указано, как эту помощь оказать, или откровенно странные, в которых просят денег на издание тиража патриотической прозы или лечение ребенка в Южной Америке по методам местных шаманов.
Внимательного прочтения текста иногда достаточно для того, чтобы
увидеть грубое мошенничество. Что-то в тексте может насторожить, за
что-то «глаз зацепится», например – явное несовпадение
возраста. Помню просьбу о помощи мальчику, к которой была приложена
фотография девочки – в платье и с бантиком. Тексты без конкретики, в
которых не указан диагноз больного, место лечения и его стоимость можно
отметать сразу, как не заслуживающие доверия. Не копируйте тексты без
документов, с нечитаемыми, устаревшими документами, или с документами,
копии которых порезаны фоторедакторами, особенно, если убраны даты.
Текст полезно прочитать несколько раз, чтобы улеглись эмоции, и можно было обратить внимание на мелочи.
2. Оцени актуальность и проверь
Обратите внимание на дату исходного поста,
прочитайте комментарии к записи. Актуальна ли информация сейчас? Может
быть, пропавший человек уже нашелся, щенка отдали, а доноров с редкой
группой крови уже имеется достаточное количество. Недавно в соцсетях
поднялась волна протеста против закрытия центра реабилитации для
инвалидов, и только через несколько дней стало понятно, что центр
работает, а проблема с возможным закрытием была решена почти год назад.
Просьбам типа «Поставь лайк, и фейсбук перечислит Ване один доллар» не верьте, это обман! Фейсбук ничего не перечисляет, а для таких объявлений часто используются фотографии уже умерших людей. Подробнее
Следующий шаг, который надо сделать до перепоста – это проверить
то, что предлагают распространить. И начинать надо с простой проверки
поисковиком текста. Вбить в Гугл фамилию и диагноз, а в Яндекс – кусок
из предлагаемого к распространению обращения, и посмотреть, что
получится. Может оказаться, что пациент уже умер, а помощь ему собирали
много лет назад. Или что собирали другому ребенку, но с тем же слово в
слово текстом – перед вами явный случай так называемого вранья. Причем
вранья ленивого и скучного.
Более технически продвинутые могут попробовать поискать фото ребенка через сервисы, которые ищут по картинке, типа tineye. Это далеко не всегда работает, но иногда дает неожиданные результаты.
3. История болезни и лечения
Полезно посмотреть другие просьбы о помощи с тем же диагнозом
– а не окажется ли, что ваш подопечный – единственный, кто с таким
диагнозом собирает средства в эту клинику. Это не обязательно является
признаком мошенничества, но должно заставить насторожиться.
Далее наступает этап анализа документов. Не будучи
медиком, сложно оценить адекватность запроса, но кое-что понять можно.
Во-первых, довольно обычное для мошенников дело, когда на абы какие
бланки ставятся абы какие печати и в результате название медучреждения
не совпадает на одном и другом. Кстати, это и для попрошаек в метро –
обычная практика. Во-вторых, когда выписка «онкологическому больному»
дается на бланке сердечно-сосудистого центра – это несколько снижает
доверие. Неправильная медицинская терминология – тоже говорящий признак.
Ну не используется в официальных врачебных документах слово «рак»!
«Онкология» – название медицинского направления, конкретные диагнозы
звучат иначе.
С помощью поисковика элементарно проверяется сам факт существования лечебного учреждения,
правильность реквизитов, специализация и так далее. Минимального знания
английского языка довольно для проверки сведений о зарубежных клиниках.
Далее. Если медицинские документы выданы в провинции, а сбор объявлен
на заграничное лечение, то стоит задать вопрос – почему пациента не
направили сначала в отечественные профильные клиники.
Также проверке надо подвергать страницу в соцсетях или на форуме
или сайт, на котором размещается информация о сборе средств. Кто
создал эту страницу, кто ее поддерживает? Как он связан с тем, кому
нужна помощь? Какова отчетность и вызывает ли она доверие? Насколько она
подробна и подтверждена ли хоть какими-то копиями документов или
скриншотами? Как часто появляются новости и насколько они правдоподобны?
Насколько администрация группы идет на контакт и какая в группе помощи
атмосфера – если там нервозно и ругань, удаление сообщений и обиды, то
лучше не связываться. Если с администрацией группы, самим
просящим помощи или его представителями невозможно связаться, это также
серьезный повод задуматься о природе предлагаемого сбора.
Важный вопрос – обращались ли сборщики средств в фонды и в какие именно?
Что им в фондах ответили? А если причины отказа из
фонда непонятны – всегда можно позвонить и уточнить, почему фонд не
взялся за тот или иной случай. На такие вопросы, как правило, отвечают
достаточно быстро и чётко.
Если вы не уверены, что в состоянии сами проанализировать документы
– помогите человеку найти фонд, который бы помог ему собирать деньги.
Фонд сможет проверить всю информацию и точно обладает большими
возможностями по сбору денег. И чем прозрачнее будет схема сбора денег,
тем больше люди будут жертвовать.
Вообще важным признаком честности служит, как ни странно, количество
вложенного в просьбу труда. Если фотографий много, если обновления
постоянны, если люди сделали целый сайт и сделали его хорошо, если
видно, что делом заняты всерьёз, то в большинстве случаев доверять
стоит.
4. Донорство или спамерство?
Если просят не денег, а донорства крови, то
отличить подделку от подлинника еще проще. Если кровь сдается адресно,
то она сдаётся в конкретном месте, для конкретного больного, с известным
диагнозом, в сообщении имеется телефон того, кто все это организует,
известно время работы пункта приёма крови, указывается, что именно
сдавать – тромбоциты или цельную кровь. Если же Вы видите одинокий
телефон неизвестно кого и сообщение «Алешенька умирает, нужна третья
отрицательная очень редкая спасите-помогите» – не надо его копировать.
5. Не помог – не копируй
Ну и последний шаг – собственно перепост, копирование сообщения,
которое вы признали подходящим для распространения. Тут есть несколько
моментов, на которые надо обратить внимание. Прежде всего, не стоит копировать тупо и механически, слово в слово без комментария.
Вполне возможно, что обращение написано хорошо написано и трогает самые
глубокие струны души, но ваши читатели читают именно вас, и их простое
повторение чужих слов может не тронуть. Хотя бы пару слов от себя
написать надо обязательно. Далее – как и везде в сети надо ВСЕГДА ставить ссылку на первоисточник, причем делать это так, чтобы ссылка заметна.
И самое важное. Ответственное отношение к распространению любого
призыва предполагает, что я не просто повторил за кем-то несколько
слов, а сам реально включился в работу. Если я призываю людей выходить
на митинг, на который не иду сам – это безответственно. Как и призывать
жертвовать средства на дело в которое я сам не вложил ни копейки. Если
Вы действительно хотите помочь, помимо простого раскидывания сообщений
по всем возможным аккаунтам – поучаствуйте делом. Добавьте в общую копилку свои сто рублей.
А лучше – тысячу. Помимо просто небольшого увеличения суммы, прямой
помощи, Вы обеспечите себе дополнительную мотивацию рассмотреть
предлагаемый текст поподробнее, ибо собственных денег всегда жальче.
Владимир Берхин благотворительный фонд ПРЕДАНИЕ
Алиса Орлова