tessey.livejournal.com/251744.html
Стоило Президенту сказать ласковое слово про русский фольклор, как жежешечку вывернуло в привычном буэээ. И не только потому, что Президент опостылел, а еще и потому, что такова наша реакция на национальную культуру.

Особенно у националистов…
Те, кто умнее, задумались: почему и что делать, попробую и я, раз социолог.
1) Почему. Не буду повторять версий, отчасти они правильны, но главное - в другом и об этом не сказал никто: деревня. Русский фольклор, русский стиль, русское национальное всё – это деревня. «Лапоть-балалайка- хохлома – буэээ». У нас сложные исторические отношения с деревней. «Деревня» - в русском языке, одно из ругательств и есть варианты – «чухлома», «кресты» и тд. Деревня всегда была вторым сортом, социальным адом, приговором. Где одна мечта - cбежать в город! И у тех, кто cбежал – поскорее забыть! И стать городскими, так замаскироваться под городских, чтоб никто и не догадался. Мы все тут в ЖЖ – второе-третье поколение городских. Мы выросли в среде, где отношение к деревне – презрительная жалость. Пьяное ностальжи и трезвое божеупаси! Отсюда презрение ко всему русскому, как к деревенскому, низкому, однажды брошенному, забытому и не смейте напоминать!
А как же другие страны? Немец с удовольствием идет пить пиво в баварских шортах, американцы счастливы ковбойщиной, но есть еще пара примеров презрения города к деревне – Англия и Франция. И много вы слышали французских крестьянских песен? А английский национальный костюм представляете? В своем презрении к деревенщине эти страны убили национальную культуру и выработали городской стиль, который мы перенимаем лет двести и который имеем в итоге сейчас.
А где же русская национальная городская культура? Где русский высокий стиль? Благодаря Петру, как минимум в дресс-коде, он остался в XVII веке. Выжила кулинария, выжили русские сказки, рожденные слободой. Но русская одежда с тех пор – это или копия европейских мод или позорная деревня, а теперь уже только копия европейских мод. Национальная городская одежда, поражавшая суконных европейцев яркостью, пестротой и дороговизной - забыта.

2) Что делать. Как преодолеть рвотный рефлекс на русское? Можно как Егор Холмогоров, уважаемый, ходить в косоворотке. Можно читать лекции о сарафанах. Но это - тупик. Уговаривать современного горожанина одеваться в посконное и домотканое, как крестьянин, который от бедности не мог пришить к рубахе воротник – едва ли верная мысль. Как не убеждай – ну, не оденут наши женщины понёвы, а мужчины - зипуны… Это – фэнтези.

Но есть и другой путь, через высокий стиль. Вносить элементы русского стиля в то, что престижно. В этом ряду олимпийская форма от Боско . В этом ряду скандальная симачевская хохлома «Русское – это круто, престижно и дорого». Должно вызывать зависть и желание подражать, китайцам - копировать и подделывать. Симачева, кстати уже копируют, дело пошло. Только это переломит ситуацию и реабилитирует русский дресс-код и вернет уважение и интерес к русской национальной культуре.




Показательный пример: Звезды марийской эстрады. Вроде и современно, и национально. Смотрится очень красиво.