Минздрав, не тормози!
Очень часто глупость и разгильдяйство способны натворить ущерба побольше коррупции.

Покупатели в аптеках с начала года не могут приобрести такие простые лекарства, как аспирин или парацетамол. Всего, по подсчетам игроков аптечного рынка, речь идет более чем о 700 товарных наименованиях. Дело в том, что Минздравсоцразвития не успело зарегистрировать цены на часть лекарств из списка жизненно важных. Это значит, что аптеки не имеют права их продавать.

С 1 января 2011 года вступил в силу новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), цены на которые регулирует государство. В него входит 522 международных непатентованных наименования лекарственных средств, или около 5,5 тыс. торговых наименований. 11 ноября 2010 года Минздрав автоматически проиндексировал предельные отпускные цены российских производителей на препараты, упомянутые в списке прошлого года, с учетом уровня инфляции на 8%. Цены на препараты, выпущенные в обращение позже этого срока, а также добавленные в него (около 37 новых международных непатентованных наименований), должны регистрироваться отдельно. Кроме того, цены на лекарства иностранного производства регистрируются по новой методике, определенной лишь в ноябре 2010 года, а это значит, что зарубежным производителям необходимо было заново подавать заявления на регистрацию всех своих препаратов.

В итоге с начала года в аптеках скопилось много лекарств, цены на которые не зарегистрированы и продавать которые они не имеют права. Эти товарные запасы хранятся в карантинных зонах и аптеки пока не могут никаким образом ими распоряжаться: по закону реализация препаратов из списка ЖНВЛП с незарегистрированными ценами запрещена. По подсчетам исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьевой, на данный момент остаются незарегистрированными порядка 717 торговых наименований лекарственных препаратов из списка ЖНВЛП, среди которых такие распространенные, как аспирин отечественных и иностранных производителей, парацетамол, амбробене, амоксицилин, имодиум, гидрокортизоны, левомицетин, бифидумбактерин, ципролет, лазолван и другие.

Регистрация цен началась с опозданием: не с 1 октября, как прописано в законодательстве, а в ноябре, объясняет гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. Дело в структурных изменениях: если за регистрацию цен в прошлом году отвечал Росздравнадзор, то после вступления в силу закона «Об обращении лекарственных средств» эти функции были переданы Минздраву, добавляет директор Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Кроме того, в этом году начала действовать новая методика регистрации цен, а также был принят новый список ЖНВЛП. По закону 15 дней на рассмотрение заявления регистрации цены отводятся Минздраву, затем еще 15 дней — Федеральной службе по тарифам. Но не учитывается период, когда документы передаются от одного ведомства в другое, а это затягивается не на один день, сетует Виктор Дмитриев.

РААС не теряет надежду решить эту проблему, говорит Нелли Игнатьева. Ее ассоциация еще в декабре обращалась в Минздрав с просьбой разрешить реализацию препаратов, цены на которые в ведомстве не успели зарегистрировать. Однако ответа от ведомства не поступило и по сей день.



Кое-что тут просто кривые отмазки. Документы из ведомства в ведомство, если надо, могут быть переданы живьем за полчаса, я это десятки раз делал. А все остальное - это просто в Минздраве не сделали свою работу к сроку. Конечно, приперло сильно - методика пришла в середине ноября - тяжело, я понимаю! Но такое бывает и это не основание после ее принятия бамбук курить. Единственное извинение - это если в методике прописан МИНИМАЛЬНЫЙ срок экспертиз, то-се, но во-первых, это маловероятно, а во-вторых, всегда можно вписать парочку переходных положений и продлить переходный срок на полгодика - чтоб успеть. Если этого не произошло - кто-то облажался. Была б руководящая воля - все 717 лекарств бы обработали за три-четыре недели - еще до нового года. За такие косяки вообще-то если не уголовные дела возбуждают (тут одного ущерба населению, фирмам и государству на миллиарды рублей, если гражданские иски подавать), то как минимум снимают с должностей руководителей.

Кого снимать будем?