Прикладные рекомендации ОЧЕНЬ полезные для боевых искусств и истфеха в частности.
Психологическая подготовка
Тренировка волевых качеств спортсмена
В спорте различают псохологическую подготовленность спортсмена:
1.подготовленность к условиям "поля боя"
2.психологическую устойчивость в соревновательном упражнении(в обычных и усложненных условиях)
3.силу мотивации и стремления к цели
4.реакцию на удачи и неудачи, победы и поражения в соревнованиях....
И также волевые качества спортсмена:
1.способность проявлять волю к победе, преодолевать свой, пусть и рекордный "потолок", раскрывать потенциальные силы
2.способность концентрировать внимание, проявлять смелость, решительность, хладнокровие
3.к ним же относятся реакция на экстремальные условия:мужественность, мгновенность действия...
4.трудолюбие, настойчивость, стремление к цели.
Для приобретения необходимых волевых качеств и психологической подготовленности с спортсменами работают спортивные психологи и тренера, и медики. Часть компонентов психологической и волевой подготовки может быть сформирована комплексно, в процессе обычной воспитательной и тренировочной деятельности, а часть нуждается во вмешательстве специалистов.
Различают в спорте и моральнную подготовку спортсменов.
Познакомьтесь теперь с рядом основных правил, которые помогут вам вести тренировочные занятия более эффективно, делая акцент на воспитание волевых качеств.
1. Организованность, порядок, дисциплина и известная ученикам программа тренировочного занятия — важнейшая основа его эффективности.
2. Не забывайте о роли эмоционального фона занятий. Используйте для этого все средства: от вашего влияния на группу до музыкального сопровождения.
3. Чаще проводите групповые занятия.
4. Если есть возможность, приглашайте для совместных занятий более подготовленных спортсменов.
5. Используйте в тренировочных занятиях соревновательный метод: прикидки и соревнования в отдельных упражнениях на технику, быстроту, гибкость, силу и т.п.
6. С учетом реальных возможностей участников проводите в тренировочных занятиях состязания с гандикапом (в передвижении на разные дистанции, эстафетах, поднятии штанги, прыжках, метаниях, в набранных очках и др.).
7. Возможно шире используйте предметную нацеленность.
8. На очередном занятии давайте ученикам задание: превысить достигнутый рубеж в выполнении какого-либо одного упражнения (большее число раз, чем на предыдущих занятиях, поднять штангу большего веса, быстрее пройти намеченную дистанцию, лучше выполнить технический элемент и т.п.).
9. Включайте хотя бы одно упражнение для выполнения в более трудных и более сложных условиях (передвижение на время по песку, против течения, в гору, с преодолением препятствий, прыжки в высоту с отталкиванием от мягкого грунта, метание утяжеленного снаряда и т.п.).
10. Не забывайте о сверхсоревновательных упражнениях. Если возможно, включайте их в занятия ежедневно или через день.
11. Раз в 1—2 недели включайте упражнение, требующее некоторого риска, и создавайте ситуацию для более эффективного проявления смелости и мужества (например, прыжки и другие виды преодоления твердых препятствий поточным методом).
12. В подготовительном периоде при выполнении физических упражнений применяйте время от времени метод «до отказа» (для укрепления мускулатуры, воспитания выносливости и т.п.).
13. В определенные дни (1 раз в 2—3 недели) соревнова¬тельного периода проводите тренировочные занятия, при¬кидки и внутренние соревнования в условиях, сходных с соревновательными (стадион, бассейн, рельеф местности, число попыток, время старта, программа соревнования и т.п.).
14. Изредка проводите прикидки и соревнования лишь с одной попыткой (в прыжках на лыжах, в прыжках в воду и в легкоатлетических прыжках, в метании и др.).
15. Проводите тренировочные занятия, прикидки и внутренние соревнования при любой погоде.
16. Когда только возможно, пользуйтесь возможностями обратной связи.
17. Настраивайте учеников быть предельно внимательными в ходе каждого тренировочного занятия и подсказывайте им, когда надо проявлять максимальные усилия и преодолевать усталость.
18. В занятиях и беседах чаще приводите примеры бесстрашия спортсменов, их других волевых качеств соответственно задачам тренировки.
19. Не помогайте и не подсказывайте ученикам во время соревнований. Пусть они проявляют себя без вашей помощи.
20. Не забывайте похвалить учеников за проявленную силу воли, смелость и другие качества. Никогда не упрекайте нерешительных учеников, еще не обладающих волевыми качествами в требуемой мере. И помните — даже очень маленький их успех заслуживает вашей похвалы.
Н.Г.Озолин (великий советский тренер) "Настольная книга тренера".
Женский аспект в историческом фехтовании:
Если не хватает внутренней веры, может помочь:
1. Вскольз услышанная фраза тренера авторитетному человеку "Ты знаешь, у нее получается, во только руку осталось добавить"
2. Вера самого тренера. "Я не понимаю, что ты мучаешься с этим. Давай, быстро делай и двигаем дальше" правда, для этого отношения должны быть доверительные, партнерские. а не хихиканье и строенье глазок.
3. Мнение товарищей по оружию. Товарищей-мужчин.
Еще есть, конечно, тренинги уверенности, работы со тсрахами, есть психологи, которые найдут детские страхи и потом за 30 у.е в час будут помогать женщине с ними работать, но обычно первых трех пунктов хватает, чтоб и через скамейку.и коня на скаку, ну и далее, по тексту.
Для строго БОЕВОЙ психологической подготовки см. учебники и пособия по подготвке бойцов спецназа. Например В. Шлахтер "Человек оружие". НО пользоваться ими надо оченоь осторожно, под наблюдением спейциалиста психолога. Иначе легко слетеь с катушек.