28.08.2010 в 12:11
Пишет Xedesa:Основы православной культуры
С того момента, как русская православная церковь и Министерство образования объединили усилия для борьбы за души молодежи, прошло уже десять с лет. За это время созданный ими Координационный совет по взаимодействию во главе с патриархом Алексием и министром В. М. Филипповым сумел-таки придумать такую схему введения религии в школу, которая имеет все шансы оказаться успешной. «Закон божий», которому учили российских школьников до 1917 г. породил в свое время такое количество атеистов, что восстановление его в старом виде вызывает протест у большинства истово верующих, не говоря уже об остальной части общества. И чтобы это неприятие преодолеть, чиновники и духовные лица предпринимают более осторожную попытку реанимации религиозного образования. Попытка эта получила название «Основы православной культуры», ОПК.
читать дальше
Программа
Перед тем как углубиться в анализ этого примечательного документа, стоит напомнить те аргументы, которыми обычно доказывается крайняя необходимость курса ОПК. Их всего два.
1. Без приобщения к православной культуре совершенно непонятна российская культура и история в целом, поэтому курс ОПК призван заполнить зияющий пробел в гуманитарном школьном образовании;
2. Православная культура – это способ повысить падающий уровень нравственности молодежи, избавить ее от разврата, наркотиков, влияния криминала и содействовать «воспитанию качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам».
Ни о какой истории культуры тут и речи не идет, перед нами предстает всего лишь крайне искаженная история страны. Если вам кажется, что к таким выводам нельзя придти по одной лишь программе, то подумайте, какую историю взаимоотношений государства и церкви можно преподать, если заранее вдохновляться идеологическими – а не историческими – образами «Святой Руси», «Симфонии государства и церкви». И уж тем более все очевидно с новыми святыми во главе с Николаем II. Нам совершенно не понятно, почему церковь канонизирует человека, который своей политикой привел страну к поражениям в двух войнах, благословлял погромы и расстрелы, которому не доверяли даже ближайшие сотрудники. Но превращать преподавание истории 23 лет царствования Николая в его житие в светской школе просто абсурдно.
Если повышение культурного уровня учеников предмет с такой программой обещать не может, то что же насчет увеличения нравственности? Увы, разочаровываться придется и здесь. Любовь к семье, с точки зрения чиновников, должна воспитываться с помощью следующих тем: «Правила устройства православного дома», «Православная семья как “малая Церковь”», «Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки», «Духовно-нравственные и соматические последствия половой распущенности. Духовно-нравственные причины непослушания детей». Последний пункт особенно радует – значит, если дети не слушаются, значит, что-то у них с нравственностью не в порядке, бес вселился! Что касается полового воспитания – то здесь детей опять предполагается запугивать некими «соматическими последствиями», так, в одной из «работ» православных ревнителей нравственности мы уже видели аргумент, что будто бы из-за добрачных связей на свет появляются дети- мутанты. А то, что такое изуверское «воспитание» обычно и приводит к тяжелейшим психическим расстройствам, – это чиновников Минобра не волнует.
Миф о том, что «Основы православной культуры» вовсе не являются тренингом по приобретению «истинно русской веры», достаточно прочен и живуч. Но, как видите, хватит и пяти минут с программой или с любым из существующих учебников по ОПК, чтобы понять — это действительно миф. Легко убедиться в мифологичности и другого убеждения: что курс будет добровольным. Известно, что его введение в сетку отдано в полное распоряжение местных властей, которые могут оформить все это как региональный компонент. Многие уже писали о том, что ни о какой факультативности и добровольности речи идти не может, раз вопрос решается не в конкретной школе, а на уровне местных администраций. Да и внутри школьное решение в подавляющем большинстве случаев означает принудиловку: мало кто из учителей и родителей способен сопротивляться административному прессингу.
Цели
Итак, ясно, что предмет под названием «Основы православной культуры» ни знаний о культуре не прибавит, ни повышению нравственности не поможет. Что до народной культуры, то она с православной, мягко говоря, не совпадает, достаточно вспомнить, как в фольклоре относятся к священникам. Помните хотя бы одну русскую поговорку, в которой о попе речь шла бы в положительном контексте?
В XVIII – XIX вв. у классиков русской культуры, преподносимых в качестве образцов православной религиозности, отношение к ней было весьма критическим. Достаточно вспомнить знаменитые пушкинские «Гавриилиаду» и «Сказку о попе и работнике его Балде», «Воскресенье» Толстого, за которое великий писатель был отлучен от церкви. А теперь в учебниках по ОПК, призванных, по мнению чиновников, улучшить понимание Толстого школьниками, пропагандируется св. Иоанн Кронштадтский, Толстого в начале века нещадно травивший. А то, что бюрократизация церкви, ее консерватизм и поразительное невежество вызывали неприятие у образованных людей XVIII, XIX, начала XX вв., на уроках ОПК, разумеется, говорить не будут, да и из курсов истории соответствующие сюжеты уже почти исчезли. А знать это не менее важно для понимания того же Толстого, чем библейские сюжеты, и гораздо важнее, чем разбираться в отличиях православного поста от католического.
Но, как сказано в министерском документе, часы на изучение ОПК будут выделяться за счет образовательных областей «Обществознание» (т.е. история и обществоведение), «Филология» и «Искусство», т.е. за счет именно тех предметов, где нормальное, а не «воцерковленное» изучение православия и российской культуры и должно идти! Причем количество часов для нового предмета выделяется огромное – по 1-2 урока в неделю на протяжении всех 11 классов. Так же можно дополнить, что ещё одна реформа в РФ частично ликвидирует общеобразовательные предметы – это Болонская систему. Факт очевиден – для образовательной системы курс ОПК не то, что не нужен – просто вреден. Зачем же тогда он так активно внедряется?
Для чего он понадобился церкви – ясно очень хорошо. РПЦ не умеет привлекать верующих. Количество постоянно посещающих храмы ничтожно, а многие из тех, кто причисляет себя к православным, одновременно заявляют, что не верят в бога. Более того, в ряде регионов РПЦ уже начинает уступать напору гораздо более мобильных и открытых конфессий, прежде всего различного рода протестантских церквей, а иногда и католичеству. РПЦ просто не умеет привлекать людей без государственной поддержки. Введение ОПК в общеобразовательную систему – реальная возможность сохранить и упрочить ведущие позиции.
Разговор об отсутствии в стране национальной идеологии навяз на зубах уже давно. Однако в действительности все уже решено. Государственная элита решила пойти по пути наименьшего сопротивления и взять то, что лежало на поверхности, а именно – хорошо известную триаду «православие, самодержавие, народность». Свои услуги по реанимации моментально предложила РПЦ, почуявшая возможность обретения былого влияния. Идеология подверглась незначительной корректировке – место самодержавия заняла так называемая «диктатура закона». Однако суть осталась той же: власть дана богом, и поэтому она едина с народом в православной вере. И не важно, сколько процентов этого народа живет за чертой бедности, сколько приближается к этой черте, сколько гибнет в войне, о причинах которой забыли, а сколько паркует свои иномарки в подземный гараж храма Христа Спасителя. Причем все это совершенно не исключает прозападной политики, «рыночных реформ» и прочих признаков «хорошего тона» мирового бомонда. Для Запада у нас – демократия и рынок, а для внутреннего пользования – православие, народность и самодержавие.
На уровне системы образования это означает следующее: для детей элиты, будущих хозяев государства, чиновников и бизнесменов, будут существовать специальные школы – без всяких ОПК, а затем — дальнейшее обучение за границей, вдали от «православных ценностей». А вот остальным придется приобщаться…
Олег Мецлер
URL записиС того момента, как русская православная церковь и Министерство образования объединили усилия для борьбы за души молодежи, прошло уже десять с лет. За это время созданный ими Координационный совет по взаимодействию во главе с патриархом Алексием и министром В. М. Филипповым сумел-таки придумать такую схему введения религии в школу, которая имеет все шансы оказаться успешной. «Закон божий», которому учили российских школьников до 1917 г. породил в свое время такое количество атеистов, что восстановление его в старом виде вызывает протест у большинства истово верующих, не говоря уже об остальной части общества. И чтобы это неприятие преодолеть, чиновники и духовные лица предпринимают более осторожную попытку реанимации религиозного образования. Попытка эта получила название «Основы православной культуры», ОПК.
читать дальше
Программа
Перед тем как углубиться в анализ этого примечательного документа, стоит напомнить те аргументы, которыми обычно доказывается крайняя необходимость курса ОПК. Их всего два.
1. Без приобщения к православной культуре совершенно непонятна российская культура и история в целом, поэтому курс ОПК призван заполнить зияющий пробел в гуманитарном школьном образовании;
2. Православная культура – это способ повысить падающий уровень нравственности молодежи, избавить ее от разврата, наркотиков, влияния криминала и содействовать «воспитанию качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам».
Ни о какой истории культуры тут и речи не идет, перед нами предстает всего лишь крайне искаженная история страны. Если вам кажется, что к таким выводам нельзя придти по одной лишь программе, то подумайте, какую историю взаимоотношений государства и церкви можно преподать, если заранее вдохновляться идеологическими – а не историческими – образами «Святой Руси», «Симфонии государства и церкви». И уж тем более все очевидно с новыми святыми во главе с Николаем II. Нам совершенно не понятно, почему церковь канонизирует человека, который своей политикой привел страну к поражениям в двух войнах, благословлял погромы и расстрелы, которому не доверяли даже ближайшие сотрудники. Но превращать преподавание истории 23 лет царствования Николая в его житие в светской школе просто абсурдно.
Если повышение культурного уровня учеников предмет с такой программой обещать не может, то что же насчет увеличения нравственности? Увы, разочаровываться придется и здесь. Любовь к семье, с точки зрения чиновников, должна воспитываться с помощью следующих тем: «Правила устройства православного дома», «Православная семья как “малая Церковь”», «Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки», «Духовно-нравственные и соматические последствия половой распущенности. Духовно-нравственные причины непослушания детей». Последний пункт особенно радует – значит, если дети не слушаются, значит, что-то у них с нравственностью не в порядке, бес вселился! Что касается полового воспитания – то здесь детей опять предполагается запугивать некими «соматическими последствиями», так, в одной из «работ» православных ревнителей нравственности мы уже видели аргумент, что будто бы из-за добрачных связей на свет появляются дети- мутанты. А то, что такое изуверское «воспитание» обычно и приводит к тяжелейшим психическим расстройствам, – это чиновников Минобра не волнует.
Миф о том, что «Основы православной культуры» вовсе не являются тренингом по приобретению «истинно русской веры», достаточно прочен и живуч. Но, как видите, хватит и пяти минут с программой или с любым из существующих учебников по ОПК, чтобы понять — это действительно миф. Легко убедиться в мифологичности и другого убеждения: что курс будет добровольным. Известно, что его введение в сетку отдано в полное распоряжение местных властей, которые могут оформить все это как региональный компонент. Многие уже писали о том, что ни о какой факультативности и добровольности речи идти не может, раз вопрос решается не в конкретной школе, а на уровне местных администраций. Да и внутри школьное решение в подавляющем большинстве случаев означает принудиловку: мало кто из учителей и родителей способен сопротивляться административному прессингу.
Цели
Итак, ясно, что предмет под названием «Основы православной культуры» ни знаний о культуре не прибавит, ни повышению нравственности не поможет. Что до народной культуры, то она с православной, мягко говоря, не совпадает, достаточно вспомнить, как в фольклоре относятся к священникам. Помните хотя бы одну русскую поговорку, в которой о попе речь шла бы в положительном контексте?
В XVIII – XIX вв. у классиков русской культуры, преподносимых в качестве образцов православной религиозности, отношение к ней было весьма критическим. Достаточно вспомнить знаменитые пушкинские «Гавриилиаду» и «Сказку о попе и работнике его Балде», «Воскресенье» Толстого, за которое великий писатель был отлучен от церкви. А теперь в учебниках по ОПК, призванных, по мнению чиновников, улучшить понимание Толстого школьниками, пропагандируется св. Иоанн Кронштадтский, Толстого в начале века нещадно травивший. А то, что бюрократизация церкви, ее консерватизм и поразительное невежество вызывали неприятие у образованных людей XVIII, XIX, начала XX вв., на уроках ОПК, разумеется, говорить не будут, да и из курсов истории соответствующие сюжеты уже почти исчезли. А знать это не менее важно для понимания того же Толстого, чем библейские сюжеты, и гораздо важнее, чем разбираться в отличиях православного поста от католического.
Но, как сказано в министерском документе, часы на изучение ОПК будут выделяться за счет образовательных областей «Обществознание» (т.е. история и обществоведение), «Филология» и «Искусство», т.е. за счет именно тех предметов, где нормальное, а не «воцерковленное» изучение православия и российской культуры и должно идти! Причем количество часов для нового предмета выделяется огромное – по 1-2 урока в неделю на протяжении всех 11 классов. Так же можно дополнить, что ещё одна реформа в РФ частично ликвидирует общеобразовательные предметы – это Болонская систему. Факт очевиден – для образовательной системы курс ОПК не то, что не нужен – просто вреден. Зачем же тогда он так активно внедряется?
Для чего он понадобился церкви – ясно очень хорошо. РПЦ не умеет привлекать верующих. Количество постоянно посещающих храмы ничтожно, а многие из тех, кто причисляет себя к православным, одновременно заявляют, что не верят в бога. Более того, в ряде регионов РПЦ уже начинает уступать напору гораздо более мобильных и открытых конфессий, прежде всего различного рода протестантских церквей, а иногда и католичеству. РПЦ просто не умеет привлекать людей без государственной поддержки. Введение ОПК в общеобразовательную систему – реальная возможность сохранить и упрочить ведущие позиции.
Разговор об отсутствии в стране национальной идеологии навяз на зубах уже давно. Однако в действительности все уже решено. Государственная элита решила пойти по пути наименьшего сопротивления и взять то, что лежало на поверхности, а именно – хорошо известную триаду «православие, самодержавие, народность». Свои услуги по реанимации моментально предложила РПЦ, почуявшая возможность обретения былого влияния. Идеология подверглась незначительной корректировке – место самодержавия заняла так называемая «диктатура закона». Однако суть осталась той же: власть дана богом, и поэтому она едина с народом в православной вере. И не важно, сколько процентов этого народа живет за чертой бедности, сколько приближается к этой черте, сколько гибнет в войне, о причинах которой забыли, а сколько паркует свои иномарки в подземный гараж храма Христа Спасителя. Причем все это совершенно не исключает прозападной политики, «рыночных реформ» и прочих признаков «хорошего тона» мирового бомонда. Для Запада у нас – демократия и рынок, а для внутреннего пользования – православие, народность и самодержавие.
На уровне системы образования это означает следующее: для детей элиты, будущих хозяев государства, чиновников и бизнесменов, будут существовать специальные школы – без всяких ОПК, а затем — дальнейшее обучение за границей, вдали от «православных ценностей». А вот остальным придется приобщаться…
Олег Мецлер