14.03.2010 в 08:40
Пишет Gorvin:Интересная статья
Фашизм или Бонапартизм: опыт Индии
Подробный рассказ про политическую борьбу крайне левых и крайне правых в Индии после обретения независимости. Впечатление такое: если в развитых странах полит. борьба вырождается в соревнование брэндов, то в развивающихся - идёт всерьёз, на всю катушку и со значительными последствиями для участников. И вообще, индийцы делают это правильно.
Правильные забастовщики-коммунисты. Навели шорох.Пользуясь тем, что КПИ и КПИ (м) имеет массовую опору среди рабочих в Индии, они организовали массовую общенациональную забастовку против Правительства БДП. В ней приняло участие 50 миллионов человек. Они требовали отмены запрета Верховного суда на забастовки и прекращение экономической политики правительства.
Забастовка полностью нарушила экономическую жизнь страны. Госслужащие, клерки банков и страховых компаний, налоговики приняли участие в стачке. Нефтяники Трипуре, Ассама, Западной Бенгалии и Бихара бастовали. Большинство шахтеров, служащие общественного сектора Бангалора, Хайдарабада и Вишакапатама, сельхозрабочие плантаций, строители и металлурги заводов Салема, Дургапура и Бурнпура также прекратили свою работу. Не выходили газеты, не взлетали авиалайнеры, не работали порты. Некоторые железнодорожные пути были разобраны забастовщиками. Полностью остановилась Западная Бенгалия, Керала и Трипура Настроения рабочих были очень решительны и радикальны. В Ассаме, Харьяне, Орисее и Джарканде ситуация была полуповстанческая. В забастовке приняли участие главные профсоюзы: Центр индийских профсоюзов, Всеиндийский Профсоюзный Конгресс, Всеиндийский Центральный Совет Профсоюзов, Центр Координации Профсоюзов, Объединенный Профцентр поддержали забастовку. Всеиндийская Ассоциация банковских служащих, Всеиндийская Страховая Ассоциация служащих, Федерация Служащих и Конфедерация Правительственных служащих и рабочих также присоединились к забастовке.
Правильные фашисты. Организовали свою мафию без блэкджека и шлюх, но с дисциплиной и сверхценной идеей.Шив Сена (Армия Шивы или Армия Владыки) - это радикальная религиозно-националистическая профашистская партия в Махараштре, участвующая в процессе внутреннего политического, национального, религиозного и кастового насилия. Боевые группы Шив Сены участвовали в межконфессиональных столкновениях с мусульманской общиной и в штате Гуджрат зимой - весной 2002 г. Организация поддерживает контакты с БДП; имеет депутатскую фракцию в парламенте Индии.
Возглавляет Шив Сену - Бал «Баласахиб» Такерай (Тхакре) В начале своей политической карьеры он выступал против засилья в городе индийцев с юга страны, но вскоре нашел себе более выгодного противника - мусульманское меньшинство, которое он обвиняет в недостатке патриотизма. Мало кто сомневается, что выходец из Бомбея Салман Рушди в романе "Последний вздох мавра" в образе главаря мафиозной банды Майндука ("лягушка-придурок") изобразил Такерея. Рушди пишет о "маленьких гитлерах в стиле Майндука", хотя такое сравнение вряд ли может обидеть Бала, в своих речах часто апеллирующего к образу Гитлера. Персонаж, безусловно, был опознан, а роман запрещен...
В 1980-х годах «Шив сена», настаивавшая на том, чтобы большинство должностей в Бомбее и вообще Махараштры было зарезервировано за маратхами, оформилось в политическую партию. Шив Сена предпринимала насильственные действия против различных групп южноиндийцев, их лавки подвергались разграблению, а сами они - нападениям. В 1992 году во время городских беспорядков в Бомбее от рук боевиков Шив Сена погибло 800 мусульман.
В 1995 году на волне индуистского националистического подьема в Бомбее, крупнейшем городе Индии, мэром (Главой Городской корпорации Бомбея) в коалиции с БДП стал Такерай возглавляющий местную Шив Сена. Карикатурист по профессии, этот человек, обладавший незаурядными ораторскими и организаторскими способностями, политическим чутьем и связанный с местной мафией, коренным образом изменил облик города и социальную расстановку сил в нем.
За годы своего правления, Бал Такерай как заправский глава мафиозного клана, прибрал к своим рукам все самые прибыльные промыслы в городе и использовал государственную власть не по назначению. Правда, у него есть и серьезные заслуги. Коренные жители Бомбея, говорящие на языке маратхи, уже не чувствуют себя людьми второго сорта, как это было прежде, а их язык стал главным, причем даже название города изменилось - теперь он называется Мумбай.
Тем не менее, на последних выборах симпатии горожан оказались не на стороне Шив Сена. Хотя молодчики по прежнему держат город под своим бандитским контролем, их предводителя призывают к ответу. "Доклад Шрикришна", названный так по имени составившего его судьи, досконально засвидетельствовал причастность Бал Такерая к погрому 1992 года, и того ждет арест. Но власти этого пока не могут сделать, так как Бал Такерай пригрозил не только Мумбаю, но и всей Индии большим пожаром, если его арестуют, да и как можно арестовать владыку в его царстве?
Набрав силу и выплеснувшись за пределы штата, Шив Сена несколько изменила направление своей деятельности, ратуя за восстановление и сохранение подлинно индусской культуры. Члены партии устраивают демонстрации протеста против приезда пакистанской спортивной команды в Бомбей и забрасывают камнями автобус, курсирующий между Дели и Лахором.
Активисты Шив Сены достаточно быстро навели «порядок» в своем городе, который лидировал по числу совершаемых преступлений. Физически уничтожались наркопритоны, была практически ликвидирована проституция. Городской администрацией даже были отменены "конкурсы красоты". Городское телевидение также прекратило демонстрацию подобного рода мероприятий. Ненависть у бойцов Шив Сены вызывали носители западной, мультимедийной цивилизации. Они поджигают фирменные магазины Levis & Calvin Klein. Громились также кинотеатры, где демонстрировались фильмы, унижающие религиозные чувства арийцев. В одежде, рекламирующей кока-колу или какую-либо другую гадость, на улицах Бомбея лучше было не появляться.
Землю - крестьянам, пулю - ментамНаксалиты
Историю наксалитов и КПИ (м-л) следует рассматривать в контексте взаимодействия революционного городского движения, коммунистов, с одной стороны, и традиционной борьбы крестьянства против землевладельцев и ростовщиков - с другой. Наксалиты - так по названию деревни Наксалбар и именовались сначала сельские, а затем и городские партизаны, вступившие в конце 60-х - начале 70-х годов в борьбу с господствующими классами Индии и государством. КПИ (м-л) оформила эту борьбу организационно и идеологически.
Политический опыт отказа части индийских коммунистов от парламентских форм борьбы и институтов буржуазной демократии, в условиях которой левым партиям приходится бороться с буржуазными партиями нередко со связанными руками. социальная напряженность, существовавшая в индийской деревне и приведшая к их возникновению, сохраняется и сейчас, вырабатывая ежедневно новые угрозы социального взрыва.
Именно в Западной Бенгалии коммунисты испытали сильное маоистское влияние, что привело к движению нахалбари (по названию местности), которое считало, что прямое крестьянское вооруженное восстание приведет к социализму. КПИ-М раскололась, из нее выделилась Коммунистическая пария Индии (марксистско-ленинская), которая в свою очередь не смогла сохранить единство и распалась на большое количество вооруженных групп ведущих вооруженную борьбу с Правительством по образцу Народно-освободительной армии Китая.
Мао Цзе Дун и его последователи (и независимо от них Че Гевара) полагали, что в полуколониальной или колониальной стране социальной базой революции является крестьянство, так как правящие режимы в городах располагают достаточной силой, чтобы обезвредить боевые организации пролетариата. Опыт величайшей цивилизации мира - Китая, а равно и опыт Кубы подтвердил теоретические концепции Мао, однако еще Аристотель говорил, что пример - это не доказательство. Необходимо больше конкретных данных, и вторая величайшая цивилизация - Индия может дать их нам.
Истоки движения наксалитов, распространившегося в тхане Наксалбари в Западной Бенгалии, восходят к середине 1960-х годов. Лидеры движения, разуверившись в официальном аграрном законодательстве, решили, что для изменения эксплуататорской и иерархической сущности социального строя Индии необходима революция.
Наксалбари это деревушка, затерявшаяся в предгорьях Гималаев, в округе (дистрикт) Дарджилинг, знаменитом свои чаем. Она стала символом коммунистического сопротивления для всей Юго-Восточной Азии. Её имя стало нарицательным: всякого индийского коммуниста, стоящего за вооружённый путь борьбы, стали называть в честь неё наксалитом. Население самой деревеньки Наксалбари состояло в основном из племени санталов, представителей крестьянской касты адиваси, ставшей впоследствии социальным костяком наксалитского движения. Уже в середине пятидесятых годов это место стало важным центром аграрных волнений.
Революционным вождем наксалитов был Чару Мазумдар, человек, давший наксалитам идеологию и почитаемый в Индии наравне со Сталиным и Мао. Мазумдар или «Чарубабу», как почтительно называли его крестьяне, родился в 1918 г. в деревне Силигури того же дистрикта Дарджилинг, в семье заминдара (землевладельца). В 1938 г. он вступил в компартию. В сороковые годы Мазумдар играл руководящую роль в движении «тебхага» («одна треть»). В ходе этого движения крестьяне добивались снижения размера арендной платы хозяевам земли с половины до трети урожая. В начале шестидесятых он занял последовательную антихрущёвскую позицию. В 1962 г. во время вооружённого конфликта Индии и Китая Чару Мазумдар был побит камнями антикитайски настроенной толпой, а затем арестован вместе с другими маоистски настроенными деятелями компартии. В 1964 г., после раскола партии он вошёл в КПИ(м).
Компартия Индии (марксистско-ленинская), была основана 22 апреля 1969 г., в день рождения Ленина. Чару Мазумдар (Charu Mazumdar) был избран Генеральным секретарём Центрального оргкомитета новой партии. Согласно учению Мазумдара, авангардная партия должна быть хорошо законспирированной, тайной и немногочисленной организацией. «Чтобы слиться с массами, партии не нужно самой становиться массовой и принимать в свои ряды кого попало, для этого достаточно лишь проводить линию масс».
Деревня не хотела зависеть от прихоти калькуттских властей и стремилась защитить свои завоевания, а потому спешно вооружалась И, естественно, подобные настроения усиливали влияние КПИ(мл). В результате «организованных» и стихийных захватов земли в штате было перераспределено более 300 тысяч акров пахотных земель. В штате было введено прямое президентское правление, и под дулами автоматов землю стали возвращать прежним хозяевам.
В округ Даржилинг были введены дополнительные полицейские формирования численностью более полутора тысяч человек. После ожесточенного сопротивления восстание в дистрикте Даржилинг было подавлено, а лидеры повстанцев арестованы. Всё это стало серьёзной школой для революционного крыла индийских коммунистов. Поражение восстания в Наксалбари стало началом борьбы наксалитов .
Восстание быстро перешагнуло границы Западной Бенгалии и перекинулось на соседние штаты. Наиболее обширная освобожденная зона возникла в штате Андхра-Прадеш. Она включала в себя территорию площадью более 500 кв. миль, на которой было расположено более 300 деревень и состояла из двух «красных районов», соединённых узким коридором. Решающую роль в крестьянском движении здесь играли племена джатана и савару. Всего на территории Освобождённой зоны в Андхра-Прадеш действовало более ста небольших партизанских отрядов. Партизанская война разгорелась также в Карнатаке, Андра - Прадеше, Ориссе, Бихаре и других регионах Индии.
Мазумдар, установил контакты со студенческими лидерами «нового левого» движения в Калькутте. Калькуттские студенты всегда были настроены враждебно по отношению к власти. С апреля 1970 г. в университете вспыхнули массовые беспорядки против полуколониальной системы образования. КПИ(мл) - единственная партия, которая во второй половине XX века сумела вести одновременно и сельскую, и городскую герилью; причём, по оценкам Д.Костенко, движение, развёрнутое в Калькутте 1970-1971 гг., ничем не уступало «Красным бригадам» в момент их наивысшего подъёма. Достичь такой эффективности Мазумдару удалось благодаря переброске в город около трёхсот опытных партизанских командиров. Ветераны-наксалиты «натаскивали» студентов в военном деле, создавали летучие отряды для совершения налётов. Уже к ноябрю 1970 г. в городе от рук наксалитов пало тридцать шесть полицейских и более четырёхсот получили тяжелые ранения.
В ответ полиция перестала арестовывать наксалитов, их просто расстреливали сразу после того, как выяснялось, что задержанный - член КПИ(мл). В ответ на это партия организовала серию нападений на полицейские участки и тюремные фургоны для освобождения своих товарищей. Самой известной из серии подобных акций стал побег одиннадцати наксалитских лидеров из тюрьмы в Силигури 21 февраля 1970 г. Полиция была перепугана настолько, что жён и детей всех полицейских города свезли в центральные казармы, где те жили под усиленной охраной. Организовать вооружённую борьбу рабочих Мазумдару не удалось, хотя некоторые предприятия поддержали восставших забастовками. Зато городские низы всем сердцем поддержали вооружённую борьбу. Удалось развернуть успешную пропаганду идей КПИ(мл) даже в уголовной среде. Индийский уголовник - это не бандит в навороченной тачке, а человек обездоленный.
КПИ(м) считала бедные кварталы Калькутты зоной своего влияния. Вся территория Калькутты была поделена на зоны влияния между двумя компартиями. За период между мартом и августом 1970 г. наксалиты убили двадцать одного члена КПИ(м), и столько же наксалитов уничтожили люди из КПИ(м). Во время городского восстания наксалиты убили также одного члена КПИ, да и то по ошибке. Органы внутренних дел Калькутты зарегистрировали во второй половине 1970 г. сто двадцать три перестрелки между компартиями; в шестидесяти восьми случаях они начались по вине КПИ(м), в пятидесяти пяти - инициаторами были наксалиты.
Путём беспощадных репрессий, использования платных провокаторов, пыток, казней без суда и следствия полиции удалось добиться перевеса. Соотношение в потерях в начале 1971 г. резко изменилось: на триста пятьдесят в погибших уличных схватках членов КПИ(м) приходилось уже тысяча триста членов КПИ(мл). Повсюду шли повальные обыски, полицейские прочёсывали квартал за кварталом. Заподозренных в принадлежности к партии либо убивали на месте, либо забивали насмерть в тюрьме. Восстание было подавлено. Сразу же после того, как сопротивление городских наксалитов было сломлено в разгар избирательной кампании 1971-1972 гг. вся мощь репрессивного аппарата обрушилась на КПИ(м). По словам Джиоти Басу, в ходе выборов было убито двести шестьдесят три активиста КПИ(м). Руководство партии приняло резолюцию, в которой пригрозила устроить в Индии «второй Вьетнам».
Классовая борьба в Калькутте в художественной форме была отображена в великом фильме знаменитого бенгальского режиссера М.Сена «Калькутта 71».
16 июля 1972 г. в Калькутте после двух лет безуспешной охоты полицией был схвачен Чару Мазумдар. Информацию о его местопребывании полиция вырвала под пыткой у одного из арестованных членов руководства партии. Через двенадцать дней после ареста всегда бодрый и энергичный Мазумдар скончался в камере, якобы от сердечного приступа. Без организаторского гения Мазумдара движение уже больше не поднималось на тот уровень, который оно достигало при его жизни. Несмотря на новые вспышки вооружённой борьбы в разных районах Индии, восставшие уже не помышляют об общенациональной революции и стремятся осуществить преобразования в своих районах.
Таким образом, КПИ (мл) была разгромлена в 1970-ых гг. силами центрального правительства при поддержке левых властей штата Западная Бенгалия. Лозунги наксалитов в 1990-х годах были подхвачены в населенных малыми народами районах Андхра-Прадеша, прежде всего в талуке Шрикакулам, и в ряде округов Мадхья-Прадеша и Махараштры. Не лучше обстояли дела и в политической области: смерть Мао, процесс «банды четырёх», начавшиеся в Китае реформы, китайско-вьетнамская война, раскол между КНР и Алабанией привели к расколам и размежеваниям внутри КПИ(мл). В результате на месте единой КПИ(мл) возникла почти сотня мелких наксалитских группировок. Почти в каждом освобождённом районе был создан свой ЦК. Неоднократные попытки вновь объединить хотя бы основные течения наксалитизма в единую партию положительного эффекта не дали.
Однако на протяжении почти тридцати лет в предгорьях Гималаев и в джунглях Бихара, в труднодоступных районах Раджастхана и Тамиланда возникали и вновь исчезали партизанские районы. Начиная с 1993 г., борьба наксалитов обрела второе дыхание. Ведущие фракции КПИ(мл) сумели договориться о координации боевых действий, защите арестованных наксалитов в суде, обмене боеприпасами и медикаментами. Был установлен контакт с другими ненаксалитскими партизанскими движениями, такими как Социалистический Совет Нагаленда и Объединённый фронт освобождения Ассама. Но особую роль в новом всплеске боевой активности наксалитов сыграло взаимодействие с «Тиграми освобождения Тамил Илама» со Шри Ланка. «Тамильским тиграм» удалось создать настоящую кадровую, отлично вооружённую революционную армию и поставить под контроль почти половину территории острова Цейлон. Естественно, что помощь тамильских инструкторов оказалась неоценимой в деле формирования новых наксалитских вооружённых сил.
И сегодня в штатах Бихар, Джхаркханд, Махараштра и Андхра-Прадеш существуют контролируемые революционерами территории.
URL записиФашизм или Бонапартизм: опыт Индии
Подробный рассказ про политическую борьбу крайне левых и крайне правых в Индии после обретения независимости. Впечатление такое: если в развитых странах полит. борьба вырождается в соревнование брэндов, то в развивающихся - идёт всерьёз, на всю катушку и со значительными последствиями для участников. И вообще, индийцы делают это правильно.
Правильные забастовщики-коммунисты. Навели шорох.Пользуясь тем, что КПИ и КПИ (м) имеет массовую опору среди рабочих в Индии, они организовали массовую общенациональную забастовку против Правительства БДП. В ней приняло участие 50 миллионов человек. Они требовали отмены запрета Верховного суда на забастовки и прекращение экономической политики правительства.
Забастовка полностью нарушила экономическую жизнь страны. Госслужащие, клерки банков и страховых компаний, налоговики приняли участие в стачке. Нефтяники Трипуре, Ассама, Западной Бенгалии и Бихара бастовали. Большинство шахтеров, служащие общественного сектора Бангалора, Хайдарабада и Вишакапатама, сельхозрабочие плантаций, строители и металлурги заводов Салема, Дургапура и Бурнпура также прекратили свою работу. Не выходили газеты, не взлетали авиалайнеры, не работали порты. Некоторые железнодорожные пути были разобраны забастовщиками. Полностью остановилась Западная Бенгалия, Керала и Трипура Настроения рабочих были очень решительны и радикальны. В Ассаме, Харьяне, Орисее и Джарканде ситуация была полуповстанческая. В забастовке приняли участие главные профсоюзы: Центр индийских профсоюзов, Всеиндийский Профсоюзный Конгресс, Всеиндийский Центральный Совет Профсоюзов, Центр Координации Профсоюзов, Объединенный Профцентр поддержали забастовку. Всеиндийская Ассоциация банковских служащих, Всеиндийская Страховая Ассоциация служащих, Федерация Служащих и Конфедерация Правительственных служащих и рабочих также присоединились к забастовке.
Правильные фашисты. Организовали свою мафию без блэкджека и шлюх, но с дисциплиной и сверхценной идеей.Шив Сена (Армия Шивы или Армия Владыки) - это радикальная религиозно-националистическая профашистская партия в Махараштре, участвующая в процессе внутреннего политического, национального, религиозного и кастового насилия. Боевые группы Шив Сены участвовали в межконфессиональных столкновениях с мусульманской общиной и в штате Гуджрат зимой - весной 2002 г. Организация поддерживает контакты с БДП; имеет депутатскую фракцию в парламенте Индии.
Возглавляет Шив Сену - Бал «Баласахиб» Такерай (Тхакре) В начале своей политической карьеры он выступал против засилья в городе индийцев с юга страны, но вскоре нашел себе более выгодного противника - мусульманское меньшинство, которое он обвиняет в недостатке патриотизма. Мало кто сомневается, что выходец из Бомбея Салман Рушди в романе "Последний вздох мавра" в образе главаря мафиозной банды Майндука ("лягушка-придурок") изобразил Такерея. Рушди пишет о "маленьких гитлерах в стиле Майндука", хотя такое сравнение вряд ли может обидеть Бала, в своих речах часто апеллирующего к образу Гитлера. Персонаж, безусловно, был опознан, а роман запрещен...
В 1980-х годах «Шив сена», настаивавшая на том, чтобы большинство должностей в Бомбее и вообще Махараштры было зарезервировано за маратхами, оформилось в политическую партию. Шив Сена предпринимала насильственные действия против различных групп южноиндийцев, их лавки подвергались разграблению, а сами они - нападениям. В 1992 году во время городских беспорядков в Бомбее от рук боевиков Шив Сена погибло 800 мусульман.
В 1995 году на волне индуистского националистического подьема в Бомбее, крупнейшем городе Индии, мэром (Главой Городской корпорации Бомбея) в коалиции с БДП стал Такерай возглавляющий местную Шив Сена. Карикатурист по профессии, этот человек, обладавший незаурядными ораторскими и организаторскими способностями, политическим чутьем и связанный с местной мафией, коренным образом изменил облик города и социальную расстановку сил в нем.
За годы своего правления, Бал Такерай как заправский глава мафиозного клана, прибрал к своим рукам все самые прибыльные промыслы в городе и использовал государственную власть не по назначению. Правда, у него есть и серьезные заслуги. Коренные жители Бомбея, говорящие на языке маратхи, уже не чувствуют себя людьми второго сорта, как это было прежде, а их язык стал главным, причем даже название города изменилось - теперь он называется Мумбай.
Тем не менее, на последних выборах симпатии горожан оказались не на стороне Шив Сена. Хотя молодчики по прежнему держат город под своим бандитским контролем, их предводителя призывают к ответу. "Доклад Шрикришна", названный так по имени составившего его судьи, досконально засвидетельствовал причастность Бал Такерая к погрому 1992 года, и того ждет арест. Но власти этого пока не могут сделать, так как Бал Такерай пригрозил не только Мумбаю, но и всей Индии большим пожаром, если его арестуют, да и как можно арестовать владыку в его царстве?
Набрав силу и выплеснувшись за пределы штата, Шив Сена несколько изменила направление своей деятельности, ратуя за восстановление и сохранение подлинно индусской культуры. Члены партии устраивают демонстрации протеста против приезда пакистанской спортивной команды в Бомбей и забрасывают камнями автобус, курсирующий между Дели и Лахором.
Активисты Шив Сены достаточно быстро навели «порядок» в своем городе, который лидировал по числу совершаемых преступлений. Физически уничтожались наркопритоны, была практически ликвидирована проституция. Городской администрацией даже были отменены "конкурсы красоты". Городское телевидение также прекратило демонстрацию подобного рода мероприятий. Ненависть у бойцов Шив Сены вызывали носители западной, мультимедийной цивилизации. Они поджигают фирменные магазины Levis & Calvin Klein. Громились также кинотеатры, где демонстрировались фильмы, унижающие религиозные чувства арийцев. В одежде, рекламирующей кока-колу или какую-либо другую гадость, на улицах Бомбея лучше было не появляться.
Землю - крестьянам, пулю - ментамНаксалиты
Историю наксалитов и КПИ (м-л) следует рассматривать в контексте взаимодействия революционного городского движения, коммунистов, с одной стороны, и традиционной борьбы крестьянства против землевладельцев и ростовщиков - с другой. Наксалиты - так по названию деревни Наксалбар и именовались сначала сельские, а затем и городские партизаны, вступившие в конце 60-х - начале 70-х годов в борьбу с господствующими классами Индии и государством. КПИ (м-л) оформила эту борьбу организационно и идеологически.
Политический опыт отказа части индийских коммунистов от парламентских форм борьбы и институтов буржуазной демократии, в условиях которой левым партиям приходится бороться с буржуазными партиями нередко со связанными руками. социальная напряженность, существовавшая в индийской деревне и приведшая к их возникновению, сохраняется и сейчас, вырабатывая ежедневно новые угрозы социального взрыва.
Именно в Западной Бенгалии коммунисты испытали сильное маоистское влияние, что привело к движению нахалбари (по названию местности), которое считало, что прямое крестьянское вооруженное восстание приведет к социализму. КПИ-М раскололась, из нее выделилась Коммунистическая пария Индии (марксистско-ленинская), которая в свою очередь не смогла сохранить единство и распалась на большое количество вооруженных групп ведущих вооруженную борьбу с Правительством по образцу Народно-освободительной армии Китая.
Мао Цзе Дун и его последователи (и независимо от них Че Гевара) полагали, что в полуколониальной или колониальной стране социальной базой революции является крестьянство, так как правящие режимы в городах располагают достаточной силой, чтобы обезвредить боевые организации пролетариата. Опыт величайшей цивилизации мира - Китая, а равно и опыт Кубы подтвердил теоретические концепции Мао, однако еще Аристотель говорил, что пример - это не доказательство. Необходимо больше конкретных данных, и вторая величайшая цивилизация - Индия может дать их нам.
Истоки движения наксалитов, распространившегося в тхане Наксалбари в Западной Бенгалии, восходят к середине 1960-х годов. Лидеры движения, разуверившись в официальном аграрном законодательстве, решили, что для изменения эксплуататорской и иерархической сущности социального строя Индии необходима революция.
Наксалбари это деревушка, затерявшаяся в предгорьях Гималаев, в округе (дистрикт) Дарджилинг, знаменитом свои чаем. Она стала символом коммунистического сопротивления для всей Юго-Восточной Азии. Её имя стало нарицательным: всякого индийского коммуниста, стоящего за вооружённый путь борьбы, стали называть в честь неё наксалитом. Население самой деревеньки Наксалбари состояло в основном из племени санталов, представителей крестьянской касты адиваси, ставшей впоследствии социальным костяком наксалитского движения. Уже в середине пятидесятых годов это место стало важным центром аграрных волнений.
Революционным вождем наксалитов был Чару Мазумдар, человек, давший наксалитам идеологию и почитаемый в Индии наравне со Сталиным и Мао. Мазумдар или «Чарубабу», как почтительно называли его крестьяне, родился в 1918 г. в деревне Силигури того же дистрикта Дарджилинг, в семье заминдара (землевладельца). В 1938 г. он вступил в компартию. В сороковые годы Мазумдар играл руководящую роль в движении «тебхага» («одна треть»). В ходе этого движения крестьяне добивались снижения размера арендной платы хозяевам земли с половины до трети урожая. В начале шестидесятых он занял последовательную антихрущёвскую позицию. В 1962 г. во время вооружённого конфликта Индии и Китая Чару Мазумдар был побит камнями антикитайски настроенной толпой, а затем арестован вместе с другими маоистски настроенными деятелями компартии. В 1964 г., после раскола партии он вошёл в КПИ(м).
Компартия Индии (марксистско-ленинская), была основана 22 апреля 1969 г., в день рождения Ленина. Чару Мазумдар (Charu Mazumdar) был избран Генеральным секретарём Центрального оргкомитета новой партии. Согласно учению Мазумдара, авангардная партия должна быть хорошо законспирированной, тайной и немногочисленной организацией. «Чтобы слиться с массами, партии не нужно самой становиться массовой и принимать в свои ряды кого попало, для этого достаточно лишь проводить линию масс».
Деревня не хотела зависеть от прихоти калькуттских властей и стремилась защитить свои завоевания, а потому спешно вооружалась И, естественно, подобные настроения усиливали влияние КПИ(мл). В результате «организованных» и стихийных захватов земли в штате было перераспределено более 300 тысяч акров пахотных земель. В штате было введено прямое президентское правление, и под дулами автоматов землю стали возвращать прежним хозяевам.
В округ Даржилинг были введены дополнительные полицейские формирования численностью более полутора тысяч человек. После ожесточенного сопротивления восстание в дистрикте Даржилинг было подавлено, а лидеры повстанцев арестованы. Всё это стало серьёзной школой для революционного крыла индийских коммунистов. Поражение восстания в Наксалбари стало началом борьбы наксалитов .
Восстание быстро перешагнуло границы Западной Бенгалии и перекинулось на соседние штаты. Наиболее обширная освобожденная зона возникла в штате Андхра-Прадеш. Она включала в себя территорию площадью более 500 кв. миль, на которой было расположено более 300 деревень и состояла из двух «красных районов», соединённых узким коридором. Решающую роль в крестьянском движении здесь играли племена джатана и савару. Всего на территории Освобождённой зоны в Андхра-Прадеш действовало более ста небольших партизанских отрядов. Партизанская война разгорелась также в Карнатаке, Андра - Прадеше, Ориссе, Бихаре и других регионах Индии.
Мазумдар, установил контакты со студенческими лидерами «нового левого» движения в Калькутте. Калькуттские студенты всегда были настроены враждебно по отношению к власти. С апреля 1970 г. в университете вспыхнули массовые беспорядки против полуколониальной системы образования. КПИ(мл) - единственная партия, которая во второй половине XX века сумела вести одновременно и сельскую, и городскую герилью; причём, по оценкам Д.Костенко, движение, развёрнутое в Калькутте 1970-1971 гг., ничем не уступало «Красным бригадам» в момент их наивысшего подъёма. Достичь такой эффективности Мазумдару удалось благодаря переброске в город около трёхсот опытных партизанских командиров. Ветераны-наксалиты «натаскивали» студентов в военном деле, создавали летучие отряды для совершения налётов. Уже к ноябрю 1970 г. в городе от рук наксалитов пало тридцать шесть полицейских и более четырёхсот получили тяжелые ранения.
В ответ полиция перестала арестовывать наксалитов, их просто расстреливали сразу после того, как выяснялось, что задержанный - член КПИ(мл). В ответ на это партия организовала серию нападений на полицейские участки и тюремные фургоны для освобождения своих товарищей. Самой известной из серии подобных акций стал побег одиннадцати наксалитских лидеров из тюрьмы в Силигури 21 февраля 1970 г. Полиция была перепугана настолько, что жён и детей всех полицейских города свезли в центральные казармы, где те жили под усиленной охраной. Организовать вооружённую борьбу рабочих Мазумдару не удалось, хотя некоторые предприятия поддержали восставших забастовками. Зато городские низы всем сердцем поддержали вооружённую борьбу. Удалось развернуть успешную пропаганду идей КПИ(мл) даже в уголовной среде. Индийский уголовник - это не бандит в навороченной тачке, а человек обездоленный.
КПИ(м) считала бедные кварталы Калькутты зоной своего влияния. Вся территория Калькутты была поделена на зоны влияния между двумя компартиями. За период между мартом и августом 1970 г. наксалиты убили двадцать одного члена КПИ(м), и столько же наксалитов уничтожили люди из КПИ(м). Во время городского восстания наксалиты убили также одного члена КПИ, да и то по ошибке. Органы внутренних дел Калькутты зарегистрировали во второй половине 1970 г. сто двадцать три перестрелки между компартиями; в шестидесяти восьми случаях они начались по вине КПИ(м), в пятидесяти пяти - инициаторами были наксалиты.
Путём беспощадных репрессий, использования платных провокаторов, пыток, казней без суда и следствия полиции удалось добиться перевеса. Соотношение в потерях в начале 1971 г. резко изменилось: на триста пятьдесят в погибших уличных схватках членов КПИ(м) приходилось уже тысяча триста членов КПИ(мл). Повсюду шли повальные обыски, полицейские прочёсывали квартал за кварталом. Заподозренных в принадлежности к партии либо убивали на месте, либо забивали насмерть в тюрьме. Восстание было подавлено. Сразу же после того, как сопротивление городских наксалитов было сломлено в разгар избирательной кампании 1971-1972 гг. вся мощь репрессивного аппарата обрушилась на КПИ(м). По словам Джиоти Басу, в ходе выборов было убито двести шестьдесят три активиста КПИ(м). Руководство партии приняло резолюцию, в которой пригрозила устроить в Индии «второй Вьетнам».
Классовая борьба в Калькутте в художественной форме была отображена в великом фильме знаменитого бенгальского режиссера М.Сена «Калькутта 71».
16 июля 1972 г. в Калькутте после двух лет безуспешной охоты полицией был схвачен Чару Мазумдар. Информацию о его местопребывании полиция вырвала под пыткой у одного из арестованных членов руководства партии. Через двенадцать дней после ареста всегда бодрый и энергичный Мазумдар скончался в камере, якобы от сердечного приступа. Без организаторского гения Мазумдара движение уже больше не поднималось на тот уровень, который оно достигало при его жизни. Несмотря на новые вспышки вооружённой борьбы в разных районах Индии, восставшие уже не помышляют об общенациональной революции и стремятся осуществить преобразования в своих районах.
Таким образом, КПИ (мл) была разгромлена в 1970-ых гг. силами центрального правительства при поддержке левых властей штата Западная Бенгалия. Лозунги наксалитов в 1990-х годах были подхвачены в населенных малыми народами районах Андхра-Прадеша, прежде всего в талуке Шрикакулам, и в ряде округов Мадхья-Прадеша и Махараштры. Не лучше обстояли дела и в политической области: смерть Мао, процесс «банды четырёх», начавшиеся в Китае реформы, китайско-вьетнамская война, раскол между КНР и Алабанией привели к расколам и размежеваниям внутри КПИ(мл). В результате на месте единой КПИ(мл) возникла почти сотня мелких наксалитских группировок. Почти в каждом освобождённом районе был создан свой ЦК. Неоднократные попытки вновь объединить хотя бы основные течения наксалитизма в единую партию положительного эффекта не дали.
Однако на протяжении почти тридцати лет в предгорьях Гималаев и в джунглях Бихара, в труднодоступных районах Раджастхана и Тамиланда возникали и вновь исчезали партизанские районы. Начиная с 1993 г., борьба наксалитов обрела второе дыхание. Ведущие фракции КПИ(мл) сумели договориться о координации боевых действий, защите арестованных наксалитов в суде, обмене боеприпасами и медикаментами. Был установлен контакт с другими ненаксалитскими партизанскими движениями, такими как Социалистический Совет Нагаленда и Объединённый фронт освобождения Ассама. Но особую роль в новом всплеске боевой активности наксалитов сыграло взаимодействие с «Тиграми освобождения Тамил Илама» со Шри Ланка. «Тамильским тиграм» удалось создать настоящую кадровую, отлично вооружённую революционную армию и поставить под контроль почти половину территории острова Цейлон. Естественно, что помощь тамильских инструкторов оказалась неоценимой в деле формирования новых наксалитских вооружённых сил.
И сегодня в штатах Бихар, Джхаркханд, Махараштра и Андхра-Прадеш существуют контролируемые революционерами территории.